Петербургская система образования, независимо от того, какой чиновник сейчас возглавляет комитет, все равно состоит, прежде всего, из учителей и директоров школ, а они по- прежнему ориентированы на ребенка, так что со "школьным крепостным правом" справятся. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал сегодня, 12 марта, петербургский социальный психолог Самуил Шурухт.

Он напомнил высказывание академика Капицы, который говорил о том, что "инструкция, которую нельзя нарушать - устарела", поэтому петербургская система образования найдет способы нарушить "новую инструкцию" и совсем необязательно это будут коррупционные методы. Шурухт уверен, что многие директора школ просто пойдут навстречу родителям, которые по разным причинам не могут отправить ребенка в микрорайонную школу.

Также специалист считает, что наилучшим способом по справедливости записывать детей в школы, было бы вообще вернуться к тому, как с этим обстояло в Ленинграде-Санкт-Петербурге конца 80-х - начала 90-х годов XX века, когда были образовательные учреждения "районного набора" и "городского" - то есть обычные и специализированные школы для одаренных детей. В нововведении, когда первоклассника можно "приписать" лишь к микрорайонной школе Шурухт видит, прежде всего, гибель "элитного", "продвинутого" образования для одаренных детей и лишь потом коррупционную составляющую.

Между тем на родительских форумах обсуждаются темы, как можно обойти "школьное крепостное право", а комиссия по науке, культуре и образованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга на своем заседании 11 марта поддержала в первом чтении законопроект лидера фракции "Справедливая Россия" в Законодательном собрании города Алексея Ковалева "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге".

По предложению депутата Ковалева комиссия приняла решение обратиться в прокуратуру города с требованием проверить законность действий комитета по образованию по закреплению территорий (микрорайнов) за школами. Алексей Ковалев подчеркивает: "Комитет по образованию не имеет этих полномочий, поскольку нет правового акта, который давал бы ему такую компетенцию. В настоящее время вообще нет органа, который имеет право определять закрепленные территории. Подготовленный законопроект наделяет этим правом Законодательное собрания Санкт-Петербурга".

Комиссия также решила пригласить представителя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга на одно из следующих своих заседаний. Как отметил депутат Ковалев, комиссия по образованию, культуре и науке петербургского парламента уже рассматривала этот вопрос полгода назад, и еще тогда комитет по образованию предупреждали об отсутствии у него полномочий и о грядущих последствиях.

Несмотря на предупреждения, комитет издал распоряжение, вводящее "крепостное право" для школьников и порождающее коррупцию. "В сложившейся ситуации, - заявил Алексей Ковалев. - Родители, дети которых не могут попасть в выбранную школу, имеют право обратиться в прокуратуру и в суд".

Напоминаем, что подготовленный Алексеем Ковалевым законопроект наделяет полномочиями по закреплению территорий за школами Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Для всех обычных школ в качестве закрепленной территории в законопроекте устанавливается район города, для специализированных - город в целом.