"От секуйской автономии к разделу Румынии": обзор СМИ Румынии

Москва, 8 марта 2013, 21:01 — REGNUM  

Румыно-венгерский конфликт: "Венгерские политические лаборатории активно работают над проектом независимости Трансильвании". Румыния - ЕС: "Что мы ищем в ЕС? Сколько нас ещё будут терпеть?".

Румыно-венгерский конфликт: "Венгерские политические лаборатории активно работают над проектом независимости Трансильвании"

Румынским лидерам нравится дразнить венгров из Секуйского края при каждом удобном случае, постоянно демонстрируя им, что румыны тут хозяева, пишет Revista22. "Война флагов" является элементом демонстрации власти румын против венгров из Секуйского края. Водружение флага Секуйского края, конечно, представляет опасность для румын, потому что ставит под вопрос их статус хозяев в этой стране. Все учебники истории, напечатанные после 1918 года, учат нас, какие венгры плохие, сколько несправедливостей перетерпели румыны Ардяла (румынское название Трансильвании, - прим. ИА REGNUM), когда их столицей был Будапешт, как сложно было сопротивление венграм, целью которых была ассимиляция румын. Румынские дети до сегодняшних дней узнают из школьных учебников только отрицательные стороны венгров, и затем пополняют эти знания тем, что они видят в новостных лентах, например, видео-ролик, представленный Antena 3, в котором несколько человек в масках сжигают румынский флаг. Никому не известно, кто скрывается за этими масками, а журналисты, сделавшие этот ролик, не ощутили необходимости дать объяснения, но, безусловно, всем "очевидно", что такими вандалами могут быть только венгры.

Венгры всегда остаются виноватыми в подобных ситуациях, не взирая на то, что "войну флагов" запустил новый префект от Социал-демократической партии (СДП), назначенный правительством Понты главой уезда Ковасна - вынеся флаг секуев из конференц-зала, в котором он был приведен к присяге, хотя в ноябре 2012 года суд постановил, что использовать этот флаг законно, продолжает Revista22. Цветовая гамма золотисто-синего стяга Секуйского края совпадает с цветами на флаге уезда Ковасна, который был принят решением правительства.

Венграм нанесли "символическую агрессию", заявил венгерский дипломат Жолт Немет, государственный секретарь в правительстве Будапешта, и призвал всех мэров Венгрии поднять стяг Секуйского края в знак протеста против политики Бухареста, пишет Revista22. Существует традиция придирок между Румынией и Венгрией, а также обычай правительств СДП подстрекать националистов с обеих сторон, как если бы в условиях межэтнической напряженности легче было бы властвовать. Дипломатический скандал не может скрыть факт повышения налогов, огромных ассигнований в пользу православной церкви из государственного бюджета, повышения цен на газ и роста инфляции, но смещает фокус внимания и создает впечатление, что "венгры виноваты" в том, что происходит в стране. Война флагов, однако, не может принести серьезной политической пользы, скорее возможную дискредитацию Румынии сомнительными патриотами, находящимися на различных государственных должностях. Внутри ЕС, среди его лидеров, снова поднимется тема того, что Румыния была слишком рано принята в члены, и не только потому, что не может обуздать коррупцию в политических кругах, но и потому, что она предпринимает действия, которые могут привести к напряженности в отношениях с соседями. Поскольку, именно так можно истолковать реплику премьера Понты относительно "дерзости" Будапешта, подводит итог издание.

Две маленькие страны на периферии Европы, во главе которых стоят провинциальные и квази-авторитарные лидеры, серьезно нарушающие принципы правового государства, обе испытывающие экономические трудности, с энтузиазмом погрузились в самый примитивный националистический популизм, чтобы отвлечь внимание общественности от собственных проблем, пишет Romania Libera. Примерно так оценивает весь цивилизованный мир румыно-венгерский накал в отношениях, и поделом. Этот конфликт не выгоден ни румынам, ни венграм, ни тем более трансильванским секуям. На самом деле, последние являются главными жертвами "войны флагов".

Допустим, чисто гипотетически, что в зале префектуры и совета уезда Ковасна кто-то водрузил бы американский флаг, продолжает Romania Libera. Проявил бы тогда мужество бывший префект Кодрин Мунтяну, прежде чем сложить свои полномочия, и приказал бы вынести этот флаг из зала, потому что здесь не Америка - здесь Румыния? Сомневаемся. Достаточно было бы слегка нахмуренного взгляда со стороны посольства США, чтобы г-н Мунтяну навсегда погрузился в бездну национализма.

Однако речь шла о секуях и флаге Секуйского края, поэтому г-н Мунтяну смог позволить себе глупый и высокомерный жест, который подтвердил страхи венгров, жалующихся, что с ними обращаются как с гражданами второго сорта, а к Секуйскому краю относятся как к колонии, пишет Romania Libera. Так же и заявления министра внутренних дел Раду Строе, начавшего требовать, чтобы полиция и жандармерия "продолжали применять все законодательные решения в отношении водружения флага иностранного государства на территории Румынии", лишь ещё сильнее укрепили в секуях ощущение распространения "оккупационного режима", а также того, что правительство в Бухаресте пытается подчинить себе Секуйский край. Отсюда и упреки Жолта Немета в "символической агрессии", предьявленные румынским властям. Какой смысл оскорблять и унижать абсолютно бессмысленным способом миноритарное сообщество граждан этой страны?

Но Румыния не является колониальной державой, и Секуйский край не является чужим государством, продолжает Romania Libera. Восьмисот лет, в течение которых секуи проживают в Трансильвании, вполне достаточно для того, чтобы румыны признали тот факт, что нынешняя территория Румынии является в равной степени румынской и секуйской землёй. Вместо этого наши политики предпочитают давать волю дикому национализму и обращаться с венграми, как будто они здесь проживают временно, как если бы Секуйский край был взят у румын взаймы, и пришло время его возвращать, как если бы секуи являлись населением, к которому в Румынии относились "с терпимостью". Однако, это крайне далеко от истины. Секуи столетиями проживали в Трансильвании, более того, дофеодальная политическая организация заставила их очень ревностно относиться к своим правам и поднимать оружие против Венгерского королевства или Габсбургской империи всякий раз, когда эти права или их автономия были нарушены. Поэтому у них есть свой флаг, который они с гордостью водружают.

Приезжать из Бухареста на правах управляющего имением и запрещать секуям водружать свой флаг является признаком высокомерия и невежества, и ещё больше обличает тот факт, что весь этот эпизод является сфабрикованным, пишет Romania Libera. Как иначе можно объяснить насыщенность телевидения бредовыми историями об угрозе национальной безопасности и военном вторжении? Тем, кто может поверить в 2013 году подобным вещам, достаточно сказать, что Румыния и Венгрия являются союзниками по НАТО, а Румыния наладила стратегическое партнерство с Соединенными Штатами и размещает на своей территории две базы США, армия Румынии закалена жестокими войнами в Ираке и Афганистане, тогда как венгерская армия является формированием практически бесполезным, если не вовсе смехотворным. Кто смотрел в последние дни "телевизионные новости", то мог подумать, что Румыния представляется своего рода Грузией, а Венгрия - своего рода Россией, тогда как по сути, сохраняя пропорции в стратегическом плане, всё обстоит как раз наоборот.

Угрозы применения "дипломатических мер" правительством Будапешта просто напросто комичны, продолжает Romania Libera. "Дипломатические меры" могут сработать, если исходят от Америки, Европейского союза, России или, в гораздо меньшей степени, Китая, а не от маленькой Венгрии, находящейся под ударом кризиса и управлением такого лишённого кредита доверия персонажа, как Виктор Орбан, которого подозревают в желании стать диктатором и установить квазифашистский режим. Вместо того, чтобы воспользоваться существующими каналами связи между двумя странами, правительство Орбана решило ответить так же неадекватно и популистски, как и Бухарест, исключетельно с целью приобретения внутренних имиджевых преимуществ, что не пойдёт на пользу ни одной из двух стран, и, что еще хуже, в первую очередь ударит по интересам секуев, подводит итог издание.

Не флаг тех, кто провозглашает существование секуйского ареала, является причиной напряженности в двусторонних отношениях между властями Бухареста и Будапешта, пишет Adevarul. И это известно и румынским, и венгерским чиновникам, которые высказывались за или против водружения флага за последние годы. Проблема - в силовом навязывании диалога, призванного придать венгерскому меньшинству новый статус, который бы признавал их территориальную автономию. Создания искусственной напряженности межэтнических отношений предыдущими властями удавалось избегать путем включения представителей Демсоюза венгров (ДСВР) в состав правительств. Теперь лидеры венгерских партий, многих из которых обладают вторым гражданством - венгерским - пробуют доказать, до чего можно дойти без их присутствия во Дворце Виктория (правительственный дворец в Бухаресте, - прим. ИА REGNUM).

Новость не в том, что вновь заявляется необходимость признания территориальной автономии по этническим признакам, а в совпадении между публичными выступлениями, инициированными в Будапеште, и аналогичными действиями, осуществляемыми Москвой в Приднестровье, продолжает Adevarul. В то время как посол Венгрии в Бухаресте чётко и запрограммировано воспалял умы румынских зрителей своими заявлениями, превышая тем самым свой статус дипломата, посол Российской Федерации в Кишинёве холодно и откровенно заявлял, что он не был обязан известить центральные власти Республики Молдова о нежданном визите российских депутатов в Тирасполь. Как ни парадоксально, но оба дипломата принесли победу своим странам. А в Бухаресте и в Кишиневе сразу же появились мнения о необходимости высылки / отзыва обоих послов.

И в зонах проживания венгров в Румынии, и в Приднестровье ситуация периодически обостряется с чётким расчётом и очевидными целями, пишет Adevarul. Венгерское правительство заявило, что готово к переговорам с властями Бухареста, но что, только Румыния в состоянии разрешить проблему автономии, которой требуют секуи? А зачем российские парламентарии приезжали в Тирасполь? Чтобы помочь своим тамошним собеседникам гармонизировать местное законодательство с российским. Чего хотят венгерские чиновники, выступающие в последние дни? Проникнуть в самое сердце Румынии - седьмой по величине страны в Европе, являющейся опорой на восточном фланге НАТО. Лидеры же венгерского сообщества Румынии отлично подготовлены, чтобы правильно разыграть свою карту. Если бы их завтра пригласили в правительство, на следующий же день эта история с флагами забылась бы. Им также прекрасно известно, что первый же премьер-министр Румынии, который бы согласился изменить конституционное положение, закрепляющее статус унитарного национального румынского государства, должен был бы после подобного публичного оскорбления румынской нации немедленно уйти в отставку.

Приближается день 15 марта (15 марта в Венгрии отмечается как национальный праздник - День венгерской революции - в честь начала 15 марта 1848 года национально-освободительной борьбы венгров за независимость от австрийской династии Габсбургов, что заложило основу будущего венгерского независимого государства - прим. ИА REGNUM), и в правительстве Бухаресте, за исключением единственного толкового советника (10 января экс-сенатор от Демократического союза венгров Румынии Гиорги Фрунда был назначен почетным советником премьер-министра Виктора Понты по правовым вопросам, международным делам и национальным меньшинствам, - прим. ИА REGNUM), нет ни одного представителя венгров, продолжает Adevarul. В Приднестровье российские военные непременно ближе к весне проведут демонстрацию силы, пусть и ограниченную Днестром, для запугивания тех, кто ещё хочет интеграции в ЕС. В отличие от 1940 года (28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией в декабре 1917 года Бессарабию, которая с 1812 года входила в состав России, - прим. ИА REGNUM), Румыния не одинока, а стратегическое партнерство с Соединенными Штатами, их обязательство разместить свои перехватчики в Девеселу, само по себе представляет сдерживающую силу - как для русских, так и для венгров.

Сильно ошибаются те, кто утверждают, что по дипломатическим каналам можно было быстро урегулировать спор, возникший в отношениях между Будапештом и Бухарестом, пишет Adevarul. Этот скандал был нужен. Реакция же румынского премьер-министра была соответствующей этой попытке, отнюдь не безобидной, некоторых венгерских чиновников посеять вражду между соседями. Ещё больше ошибаются те, кто считают, что по дипломатическим каналам может быть решена сложная проблема Приднестровья. Россия блокирует текущий формат переговоров, ожидая предложения Соединённых Штатов. Владимир Путин достаточно умен, чтобы понимать, что российское военное присутствие (в Приднестровье, - прим. ИА REGNUM) невозможно в долгосрочной перспективе, как оно стало невозможным в ГДР, вопрос остаётся лишь за финансированием американцами затрат на их вывод и размещение в другой военной зоне, на этот раз на территории Российской Федерации (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в Молдавии Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил, - прим. ИА REGNUM). Чьё же будущее более радужно? Секуйского края или Приднестровья? Далеко не риторический вопрос. По-крайней мере, пока не встретятся Барак Обама и Владимир Путин. Тогда ящик Пандоры сможет закрыться, подводит итог издание.

Политико-медийная суета с Венгрией по несуществующей проблеме под названием "Секуйский край", даже если она и не имеет за собой реальных оснований, является всё же тревожным знаком, пишет Ziare.com. В отсутствие решения серьезных экономических проблем, лидеры из Будапешта решили разыграть карту национализма. Они также нашли "силу", которая их поддержит. Правый премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который железной рукой правит с 2010 года, вскоре вступает в предвыборный год. Ему нужен новый мандат, но это задача сложная. В 2010 году партия Фидес Виктора Орбана, одержала масштабную победу. Внесла изменение в конституцию Венгрии в духе традиционализма, консерватизма правого толка, а также централистского авторитаризма, законодательно ограничив автономию центрального банка и свободу прессы. Что, безусловно, встретило недовольство Европейской комиссии, Европейского парламента и не только. Сюда можно добавить систематическое ухудшение макроэкономической ситуации в Венгрии, на данный момент находящейся в более плачевном состоянии даже по сравнению с Румынией, а также критическую ситуацию в отношениях с МВФ. Проще говоря, у Виктора Орбана нет никакой гарантии своего переизбрания в 2014 году. В Брюсселе, Страсбурге и в целом на Западе, многие с радостью распрощались бы с ним, с этой точки зрения не следует пренебрегать и внутренней оппозицией Венгрии. Таким образом, г-н Орбан выбрал последнюю карту - национализма, которую ему осталось разыграть, чтобы победить на выборах.

Для всех очевидно, что после 1990 года главной целью Венгрии в отношениях с Румынией является восстановление, на этот раз под названием "Секуйский край", печально известного "Венгерской автономной области", вбитой Сталиным в самое сердце коммунистической Румынии в качестве средства шантажа своих марионеток, поставленных во власть в Бухаресте, продолжает Ziare.com. (Во второй румынской конституции, принятой в 1952 году, было законодательно закреплено создание Венгерской автономной области для компактно проживающего венгерского населения секуйских районов Румынии. Секуи - венгерские поселенцы Восточной Трансильвании. Так была создана фактически автономная форма национальной государственности для венгров, проживающих в Румынии, через некоторое время получившая название Муреш-Венгерской автономной области. Однако, через 16 лет, в феврале 1968 года, согласно закону о новом административном делении Румынии, все области как административно-территориальные единицы были упразднены. Вместо них были учреждены уезды. В результате этого наряду с 15 областями была упразднена также и Муреш-Венгерская автономная область. В конце 1980-х гг. в регионах с компактно проживающим венгерским населением началось движение за восстановление Венгерской или "Секуйской" автономной области - прим. ИА REGNUM) После XX века, когда рухнули последние колониальные империи, и упал "железный занавес", "европейская и евроатлантическая Венгрия" вплоть до 2013 года преследует цель "бантустанизации" двух с половиной уездов Румынии по чисто этническому признаку. Венгрия маскирует эту цель лицемерными речами о "культурной", "местной" автономии и т.д., потому что знает, что Запад никогда не поддержит этноцентрические и ирредентистские устремления. Венгерские лидеры с разной интенсивностью, в зависимости от своей политической принадлежности, поддерживали план возрождения "Венгерской автономной области" (переименованной в "Секуйский край"), потому что только такой путь позволит перейти ко второму этапу: политическому разделению Румынии. Столь отчётливый план не может скрыть даже угнетающая глупость некоторых румынских политиков.

Почему именно сейчас? По трем причинам, пишет Ziare.com. Во-первых, как уже говорилось, г-н Орбан скоро вступит в предвыборную кампанию и хочет выглядеть перед избирателями "великим патриотом", который "защищает" права венгерского меньшинства в Румынии, подвергшегося "символической агрессии". И госсекретарь МИДа Венгрии Жолт Немет ответственно выполняет его приказы. Второй причиной является то, что Демсоюз венгров Румынии (ДСВР) больше не находится у власти, что значительно упрощает задачу Виктору Орбану проводить у себя бесплатную предвыборную кампании за счёт Румынии и секуев из Румынии.

Знали ли лидер консерваторов Дан Войкулеску и глава национал-либералов Крин Антонеску, что делают, когда вынуждали Виктора Понту оставить ДСВР на обочине власти? - продолжает Ziare.com. (В начале января лидер ДСВР Келемен Хунор представил общественности подписанное накануне выборов соглашение между Демсоюзом венгров и лидерами СЛС, согласно которому стороны обязались после выборов, независимо от их результатов, создать правящую коалицию, в рамках которой ДСВР должен был получить, в том числе, ряд мест в правительстве. Однако, по словам Хунора, после выборов венграм были неожиданно выдвинуты два условия - поддержка кандидата от СЛС на президентских выборах и отказ от внесения изменения в первую статью конституции, согласно которой Румыния является национальным, унитарным и неделимым государством. При этом, по словам Хунора, ДСВР был согласен на первое условие. А что касается второго пункта, то, как заявил политик, Демсоюз венгров ни при каких условиях не признает национальный и унитарный характер румынского государства, каковым оно является "разве что в мечтах некоторых румынских политиков". Хунор завил, что именно принципиальность по данному вопросу стала причиной невключения Демсоюза венгров в правящую коалицию - прим. ИА REGNUM). Скорее всего, да.

И третья причина заключается в том, что проект регионализации Румыния вызывает кошмары у тех, кто в течение 23 лет преследует цель восстановления венгерско-сталинского бантустана в сердце Румынии, пишет Ziare.com. Лидер ДСВР Келемен Хунор, с обострившимся чувством, пробуждённым тяжёлыми реалиями оппозиции, откровенно признался, что означает разделение страны на восемь регионов: "Это катастрофа". "Катастрофа" для приверженцев абсурдной анклавизации двух третей венгерского меньшинства из Румынии, то есть бессовестные манипуляции этим меньшинством в пользу химеры Великой Венгрии. Создание Центрального региона Румынии (согласно инициированному Бухарестом проекту административно-территориальной регионализации, страну предполагается разделить на 8 регионов, при этом уезды, входящие в непризнанный Бухарестом Секуйский край, предлагается разделить между двумя новыми регионами, против чего резко выступили все партии румынских венгров, - прим. ИА REGNUM) окончательно похоронит шансы венгерского формирования, созданного на базе этнического и территориального сепаратизма. Келемену Хунору это хорошо известно. И именно этим объясняются его апокалиптические требования о разделении Румынии на 12-13 регионов, с тем чтобы в одном из них было венгерское большинство. Иначе всё будет потеряно.

Заявления посла Венгрии в Бухаресте Оскара Фузеша уже не в первый раз серьезно отклоняются от универсальных дипломатических норм, пишет Ziare.com. Что может означать только одно: он действует по указанию своих хозяев. Фузеш "думает", что в пересмотренной конституции Румыния должна быть определена, как "многонациональное" государство, и заявляет, что Венгрия поддерживает территориальную автономию по этническому признаку, если секуи "этого хотят". Румынские политики должны держать ответ и сказать Фузешу, помимо того, что он грубо перешёл границу своего статуса посла, ещё и о том, что румынские граждане венгерской национальности являются частью нации, определенной первой статьей конституции. В частности, Румыния является в одинаковой степени родиной и для своих граждан венгерского этноса, поскольку румынская нация является гражданской, демократической, современной и европейской нацией, не имеющей ничего общего с интерпретацией нации 19-го века ("кровь и земля") политиками Будапешта. С законодательной точки зрения и соблюдения принципов правового государства, евроатлантизма и мультикультурализма, Румыния легко проглотит этот венгерский ирредентизм. Необходимо лишь, чтобы румынские политики следовали правилам Европейского союза, членом которого мы являемся, и говорили на одном языке со своими европейскими коллегами. Тогда интересы Румынии будут в полной безопасности. Боссы г-на Фузеша посчитали, что выявили брешь в обороне Румынии и перешли к действиям. Их ближайшая цель - радикализация Секуйского края. Национал-коммунизм не был исключительно румынской "болезнью". Теперь стало понятно, что и Венгрия болела ею и ещё далека от исцеления.

Варианты действий венгерского премьер-министра сокращаются ежедневно, продолжает Ziare.com. Для политического самосохранения недостаточно секуев из Румынии, Орбану нужны сильные союзники. И он их нашел, ценой серьезных уступок. Тот же Орбан, который в течение длительного периода нахождения в оппозиции (2002-2010 года) демонизировал связи своих оппонентов-социалистов с Россией, отправился 31 января 2013 года, непосредственно накануне вспышки проблемы "секуйского флага", в Москву, где он был помпезно принят Владимиром Путиным. В своей протокольной беседе Путин был чёток: "Мы вас давно ждали в Москве. Добро пожаловать вновь!". Но после "скитаний", "возвращение" будет иметь свою цену. В данном случае: поддержка Венгрией проекта газопровода "Южный поток", а также обязательство по расширению АЭС Пакш (которая уже сегодня вырабатывает 40% электроэнергии страны) российским гигантом "Росатомом", и плюс некоторые "мелочи" в области распределения энергии и торговли. Такой "пустячок" оказался достаточным, чтобы электронные СМИ Венгрии (другие давно уже потеряли мужество) написали, что Виктор Орбан стал "новым котенком Владимира Путина".

В 1919 году Владимир Ленин и Бела Кун (лидер венгерской революции 1919 года, - прим. ИА REGNUM) сошлись во мнении, что Румыния является "многонациональным" государством, пишет Ziare.com. В 2013 году, через несколько дней после того, как Виктор Орбан признал (по умолчанию) свои "грехи" и прошел освящение у Владимира Путина, посол Оскар Фузеш получил зеленый свет, чтобы произнести это же слово: "многонациональный". Уже не первый раз, Запад (соседний) и Восток (как стратегическая сила) пожимают руки над головой Румынии. Бухарест должен быть очень осторожным - сейчас будапештский "котенок" может сильно поцарапать, подводит итог издание.

Венгрия через своего министра иностранных дел Яноша Мартони объявила румынскую политической элиту виновной в последних событиях в румыно-венгерских отношениях, которые угрожают нанести серьезный урон отношениям стратегического партнерства, весьма плодотворным в последние годы, пишет Cotidianul. Естественно, пока Демсоюз венгров (ДСВР) находился у власти, он путём политического шантажа получал все, что хотел. А теперь поведение румынской политической элиты "может серьезно подорвать сотрудничество с Венгрией". С этой целью обеспокоенный министр венгерской дипломатии Янош Мартони попросил о встрече со своим румынским коллегой Титусом Корлэцяном.

Очевидно, что Янош Мартони весьма недоволен тем, что пресса Румынии анализирует и неустанно объясняет румынским гражданам происходящее в нашей стране, продолжает Cotidianul. И недовольство его, вероятно, связано с желанием, чтобы всё происходящее не выходило за границы региона преимущественного проживания этнических венгров. Чтобы успех подрывных маневров был гарантирован, румынское население должно находиться в неведении. Сознательным и вставшим на свою защиту населением гораздо труднее манипулировать или вводить в заблуждение техниками двойных стандартов, и в этом контексте все провокационные сценарии могут легко провалиться, что выставит в плохом свете соседнее государство с его агрессивной националистической политикой правого толка, в рамках Европы, всё более озабоченной политическими отклонениями внутренней и внешней политики Венгрии.

Дабы румыны потеряли бдительность, Янош Мартони выразил также надежду, что "боевой клич стихнет", пишет Cotidianul. Утверждение казалось бы довольно мирное и добрососедское. Странно однако то, что заявление контрастирует с делами, например, от 15 февраля 2013 года, когда на здании парламента в Будапеште водрузили так называемый секуйский флаг в ходе церемонии, открытой венгерским спикером Ласло Ковером.

В одном из интервью для местной газеты Szekely hirmondo ("Газета Секуйского края") председатель уездного совета Ковасны Тамаш Шандор заявляет: "... в то время как в Кымпия-Турзий (город в румынском уезде Клуж, - прим. ИА REGNUM) некоторые пытаются демонтировать указатель въезда в город, продублированный на венгерском языке, за установку которого проголосовали в рамках местного совета, в Брюсселе берегут франко-валлонский билингвизм. Мультикультурализм по типу тигля потерпел неудачу в Европе, вместо этого мультилингвизм процветает в Финляндии, Южном Тироле, Бельгии и на Корсике. Нашей целью является дальнейшее усовершенствование двуязычия дома, в Секуйском крае. Да, следует прямо заявить, что наша цель состоит в том, чтобы в Секуйском крае, наряду с румынским языком, венгерский стал официальным региональным языком. Для нации язык является наиболее важным связующим звеном. Наиболее важным символом нашего венгерского характера является наш родной язык. Если язык гибнет, исчезает и национальная идентичность". Эти слова предельно ясны, пишет Cotidianul. До тех пор пока Румыния применяет международные нормы и стандарты в том, что касается защиты национальных меньшинств, а в этом смысле наша страна находится на самом высоком уровне, как никакая другая страна мира, легко можно сделать вывод, что цель этих заявлений и действий является совершенно иной!

По задумке, все должно произойти "естественным" путем, продолжает Cotidianul. Чтобы была идентичность, нужно иметь историю - "историю секуев" - а затем применить её к региону. После этого появляется возможность взывать к автономии и самоопределению. И чтобы нанести смертельный удар румынскому государству, унитарному и неделимому, политики венгерской идентичности, а с недавних пор ещё и обладатели венгерского гражданства, постоянно и везде где можно призывают к автономии так называемого Секуйского края, а затем и Трансильвании. Следует признать весьма странной столь желанную венграми анклавизацию внутри Европейского союза, который стремиться к общности и целостности европейских стран. Они хотят открыть ящик Пандоры в том, что касается автономии, что ставит Европу в ситуацию опасности, которой ещё не бывало после косовского прецедента.

Теперь понятно, кто провоцирует и кто "культивирует" провокации, кто задает тон и навязывает венгерскому меньшинству в Румынии другую идентичность и принадлежность к соседней нации, подготовленные в лабораториях Будапешта, пишет Cotidianul. Венгерские лидеры считают проявлением мужества в каждом своём жесте бросать вызов румынскому государству и унижать национальные чувства румын, искажая реальность и насмехаясь над уважением к румынам и стране, в которой проживают. Нам необходимо национальное самосознание, а политики не понимают, что речь уже идёт не просто о заявлениях Будапешта, но действиях, созвучных шовинизму, ксенофобии, ирредентизму и ревизионизму венгров, поддерживаемых и финансируемых правительством Венгрии. Целью этих политических и дипломатических усилий является территориальная автономия на этническом основании так называемого Секуйского края, а затем, если будет возможно, и независимость Трансильвании. Венгерские политические лаборатории активно над этим проектом работают. В то время как мы, румыны, всё время сокрушаясь, так и остаёмся в постели с врагом, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание секуи. 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Аналогичную венгерской политику по "воссоединению нации", направленную, в первую очередь, против Молдавии и Украины, проводит и Румыния с 1990-х годов.

Румыния - ЕС: "Что мы ищем в ЕС? Сколько нас ещё будут терпеть?"

Доклад Европейской комиссии в рамках Механизма по сотрудничеству и оценке (МСО) и представленная в нём критика по отношению к политикам и некоторым государственным учреждениям Румынии вызвали волну осуждения в Бухаресте, пишет Ziare.com. Уже не в первый раз позиция Европейского союза накаляет страсти в обществе и неизбежно делит его на два четко очерченных лагеря, хотя и распределённых неравномерно. В результате прошлогоднего политического кризиса в Бухаресте ЕС стал выказывать всё более критическую позицию в адрес политиков - будь то находящихся в оппозиции либо стоящих у власти - что вызвало растущую волну евроскептицизма среди румын. Естественная реакция, если учитывать политические тенденции.

Социал-либеральный союз (СЛС) и его лидеры, получившие большинство голосов на последних парламентских и местных выборах, являлись главной мишенью критики Брюсселя, продолжает Ziare.com. И во время летних событий - ситуации с импичментом президента - и в последнем докладе Европейской комиссии по юстиции, чаще под удар европейских чиновников попадали лидеры СЛС, нежели представители бывшей власти. И сохранение Траяна Бэсеску на посту главы государства, в конце концов, - прямое следствие весьма брутального и неприкрытого вмешательства таких лидеров, как Меркель, Баррозу и Рединг (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президенту Траяну Бэсеску. После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель. По итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. Конституционный суд признал референдум несостоявшимся. 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году - прим. ИА REGNUM). Одни аплодируют ЕС за всё, что он сделал, благодаря небеса за его милость, другие проклинают временщиков из Брюсселя, проклиная их за то, что те заставляют терпеть ещё два года "тирана" из Котрочень (президентский дворец в Бухаресте, - прим. ИА REGNUM). Довольно трудно подсчитать число или пропорции этих двух лагерей. С одной стороны у нас европейцы, про-американцы и про-западники. Другие, менее громогласные, как их прозвали первые - "варвары" Румынии - анти-западники, русофилы, почитатели коммунизма и вестников апокалипсиса с тоталитарного Востока.

Приверженцы европеизма и западных ценностей - ясно видящие и не желающие задаваться лишними вопросами, пишет Ziare.com. Если вы полагаете, что доклад ЕК не совсем соответствует реальности, а его характеристики кажутся вам чрезмерными, необоснованными, расплывчато сформулированными, то вы непременно являетесь дикарём, стоящим у восточных ворот, поклонником Мао и сторонником насильников из российских степей, которым не терпится покорить Европу последней и окончательной оккупацией. После того, как обнаруживается, что существуют люди, которые могут выдавать подобные идеи, прежде всего, следует задаться вопросом, заслуживают ли они вообще того, чтобы получить ответ. Как объяснить этим талибам - будь они политики или аналитики правого толка (иногда крайне) - что серьезная путаница засела в их умах весьма глубоко? Они даже не осознают, что их заявления вносят огромный вклад в зарождение и развитие евроскептицизма. Обоснованное или нет, чувство недоверия к ЕС будет только усиливаться, а не снижаться, если не произойдёт фундаментальных изменений в том, как сегодня обсуждаются темы, попавшие по воле случая под европейский контроль и проверку. В противном случае, может наступить парадоксальная ситуация, когда даже верные и целесообразные замечания Брюсселя будут встречены в Бухаресте в штыки. Таким образом, компрометируются и хорошие идеи, а решения, которые могли бы реально помочь Румынии, рассматриваются как угрозы и несправедливые атаки, подводит итог издание.

Что ещё можно сказать о последнем докладе в рамках Механизма по сотрудничеству и оценке, кроме того, что в нём обличены недопустимые факты, произошедшие в стране с претензиями на европейскость, стране, за которую становится стыдно и страшно, пишет Hotnews. Читая длинный список правонарушений и преступлений, совершенных большинством СЛС против демократических норм, невольно задаёшься вопросом, что мы ищем в ЕС? Сколько нас ещё будут терпеть? Становится стыдно от осознания плачевной ситуации, до которой мы дожили, а страх возникает от мысли, что может быть хуже. Если бы этот доклад касался таких стран как Афганистан, Киргизия, Узбекистан или постсоветских стран, это было бы нормально. У них такое происходит. Обвиняемые в преступлениях в какой-нибудь варварской стране за ночь могут стать министрами, и никто этому не удивляется. Решения суда можно отправить в мусорное ведро, и никто этому не возмутится. Преступники издают законы в парламенте, и никто не требует их отставки.

Беда в том, что приведенные выше неоспоримые факты, произошедшие прямо на наших глазах, случились в стране-члене ЕС, являющейся таковой по крайней мере на бумаге с 2007 года, продолжает Hotnews. На самом деле, мы фактически принадлежим, наряду с Венгрией, к постсоветскому пространству. Румыния, оказывается, и через шесть лет после интеграции в ЕС не в состоянии соблюдать "стандартный пакет европейских норм", и с прошлого лета Румыния по сути располагается за пределами европейского пространства. Авторы "варваризации" Румынии вполне известны, их имена: Виктор Понта, Крин Антонеску, Дан Войкулеску. Последние два открыто борются за выход Румынии с орбиты Запада, первый ведёт двойную игру надеясь обмануть всех, партнеров по альянсу, народ и западные канцелярии. И, кстати, власти Будапешта выразили то же презрение принципам правового государства и демократическим нормам, что и власти Бухареста, и те, и другие топчут всё на своём пути, от судей до прессы и контролирующих учреждений, которые ещё смеют хлестать их по рукам.

Если со всей своей политкорректностью Европе пришлось в официальном документе отметить отклонения даже в работе румынской прессы, это означает, что дело зашло слишком далеко, и это следует прекратить ещё до того, как все это станет образом жизни, пишет Hotnews. Нашлись те, кто стали кричать, что рекомендации, содержащиеся в докладе МСО, угрожают свободе слова - фундаментальному праву, которое, однако, фундаментально неправильно используется в Румынии. Нигде в Европе не имеется права клеветать, оскорблять, лгать, манипулировать и истреблять правовые институты во имя свободы слова.

Последний доклад МСО продолжает серию сигналов тревоги, подаваемых Венецианской комиссией, ЕС, ОБСЕ, и обращает внимание, по сути, что некоторые действия против принципов правового государства, проведённые прошлым летом, были заменены другими. Летний антидемократический путч, блицкриг, развёрнутый против ключевых госучреждений, превратился в войну на истощение, длящуюся до сегодняшнего дня при помощи антизападного и антидемократического телевидения, прикрывающего главных уголовников страны, продолжает Hotnews. Картина, нарисованная в докладе МСО, звучит апокалиптически мрачно и кажется безнадежной, однако истины, содержащиеся в нем, выйдут в свое время на поверхность. Кроме того, докладом предполагается и подготавливается почва для экономических (урезание фондов) и политических (приостановление некоторых прав) санкций. На данный момент они используются в экстренном порядке, чтобы лишить легитимности зарвавшуюся власть. Только тогда, когда народ почувствует на себе последствия безответственных политических действий, тогда он очнётся от кошмара. Прагматически говоря, слова хороши, но неэффективны, если не подкрепляются конкретными действиями, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.