Военные эксперты расходятся во мнении, насколько ощутимо отразится дислокация зенитно-ракетных комплексов НАТО Patriot вдоль сирийско-турецкой границы на повышении уровня безопасности южных регионов Турции. Однако уже сегодня бесспорно, что это обстоятельство стало постоянным раздражителем во внутриполитической жизни страны.

В Кахраманмараше, где базируются ЗРК Patriot, а также в портовом городе Искендерун, куда они доставляются в сопровождении немецких военных специалистов, постоянно происходят различные инциденты, акции протеста, нарастает напряженность. Нападение в конце января на пятерых немецких военнослужащих, находящихся в увольнении, вышедших на местный рынок в штатской одежде и вынужденных, в конечном итоге, звать на помощь местную полицию - лишь один эпизод из целого ряда таких случаев.

Обстановка накалилась настолько, что глава МИД Германии Гило Вестервелле, которого цитирует "Немецкая волна", заявил, обращаясь к официальной Анкаре: "Мы пришли в Турцию как друзья и хотим, чтобы с нами обращались, как с друзьями". Кроме того, места дислокации немецких военных в Турции проинспектировал уполномоченный бундестага по делам бундесвера Хельмут Кенигсхаус. Увиденное ему настолько не понравилось, что он порекомендовал властям ФРГ срочно взять ситуацию под контроль. И проблема не только в том, что батальон немецких солдат и офицеров (320 человек), обслуживающий ракетные комплексы, проживает в плохих санитарных условиях. Особую озабоченность парламентского уполномоченного вызвал тот факт, что взаимодействие с турецкими союзниками выглядит "проблематичным". Турки ограничивают перемещения немецких военных вне лагеря (безусловно, потому, что опасаются новых нападений на них), задерживает почту и даже требует убрать германский флаг над базой.

По существу, турецким властям хотелось бы сделать немецких ракетчиков как можно более незаметными, чтобы они, грубо говоря, не мозолили никому глаза. Ведь с официальной версией, гласящей, что ракеты Patriot размещены с целью пресечения возможных посягательств со стороны Сирии и способствуют повышению уровня национальной безопасности, многие в Турции не согласны. И с каждым днем несогласных становится всё больше. Их позицию объяснил в интервью "Голосу России" руководитель регионального отделения ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии Эсат Шенгюль. По словам политика, решение установить ракеты в Караханмараше еще более ухудшает отношения с соседями, которые, "еще 10 лет назад были на превосходном уровне, а сегодня с некоторыми из них мы находимся фактически в состоянии войны и превращаемся в живую мишень". При этом нынешнюю ситуацию Шенгюль сравнил с положением в 1991 году, перед началом первой войны против Ирака. "Тогда тоже утверждалось, что установки предназначаются для обороны страны. Это не помешало бомбить Ирак. Сегодня утверждается, что комплексы должны противостоять химическому оружию Асада, но мы все понимаем, что Сирия не хочет и не может воевать с Турцией".

В свете такого понимания у части турецкой политической элиты начинает формироваться стойкое убеждение, что дислокация ЗРК НАТО - это еще один шаг к реализации американского проекта "Большой Ближний Восток". При этом одно лишь упоминание этого гипотетического проекта вызывает у турецких политиков сильнейшую идиосинкразию.

Предполагается, в частности, что в планы Вашингтона в перспективе входит создание т.н. Большого Курдистана, который должен возникнуть на землях Турции, Сирии и Ирака. Ракеты Patriot, по убеждению руководителя Кахраманмарашского отделения Партии националистического движения Мустафы Бастырмаджи, призваны "обеспечить безопасность реализации" этих опасных задумок. Более того, нынешний хаос в регионе, ширящаяся война между суннитами и шиитами также искусственно раздуваются с этой целью. При этом указывается, что США никогда не признавали Лозаннский мирный договор 1923 года. Косвенным образом это может означать, что Вашингтон видит Турцию не в её нынешних границах, закрепленных в Лозанне, а в усеченном виде, очерченном Севрским договором 1920 года. Напомним, что этот договор, навязанный разгромленной Османской империи странами Антанты после Первой мировой войны, стал причиной возникновения массового революционного движения, которое возглавил будущий основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Ему удалось разбить оккупационные войска союзников и - при поддержке советской России - добиться в Лозанне новых, намного более выгодных условий мира.

Явственное недоверие к союзникам по НАТО, опасения, что Североатлантический альянс рассматривает Турцию лишь в качестве нерассуждающего военно-политического инструмента для достижения собственных целей в регионе, что, в конечном итоге, может сыграть роковую роль в судьбе самой Турции, делает все слышней голос противников дальнейшего пребывания страны в альянсе. Распространению подобных настроений способствуют и другие факторы: политика правительства премьер-министра Реджепа Эрдогана, стремящегося к минимизации роли армии (и в первую очередь - прозападно настроенного генералитета) во внутренней жизни страны, нескрываемое нежелание Евросоюза видеть Турцию в своих рядах. Многим к тому же резонно представляется, что НАТО является рудиментом "холодной войны", в новых условиях роль и место альянса в мире требуют коренного пересмотра. И, кстати, не секрет, что подобные настроения, пусть и в меньших масштабах, существуют и в других странах-членах блока.

Разумеется, всё это не означает, что вероятный выход Турции из НАТО может стать делом ближайшего времени. Однако на фоне постоянно уменьшающихся военных расходов, сокращения помощи союзникам со стороны США, где, судя по ряду признаков, на горизонте маячит очередная кризисная волна, узы партнерства будут слабеть, а стремление Анкары к проведению самостоятельной политики (как, например, в случае с блокированием вступления в НАТО Израиля) - усиливаться. Потому Вашингтону придется, с одной стороны, смириться с тем, что вторая по величине в НАТО армия уже не находится в его полном и безраздельном распоряжении, а с другой - попытаться исправить ситуацию поиском новых союзников. Думается, с пониманием этого обстоятельства во многом связан тот факт, что США и НАТО активно расширяют программы военного партнерства с рядом стран СНГ, и в частности - с государствами Закавказья. Это может явиться неким паллиативом на фоне растущего стремления Турции к дистанцированию от альянса.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM