Сегодня, 5 марта, губернатор Архангельской области Игорь Орлов выступил с Посланием областному Собранию, в котором определил приоритеты развития региона. ИА REGNUM публикует полный текст Послания.

Уважаемый Виталий Сергеевич!

Уважаемые депутаты Архангельского областного Собрания!

Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, бизнес-сообщества, местного самоуправления!

Уважаемые земляки!

Наш край богат природными ресурсами, наше географическое положение дает нам значительные преимущества, наша история богата событиями, достойными гордости, а люди - славы и почета. У меня был только год, чтобы увидеть и оценить это. Вместе с этой оценкой пришло понимание проблем и задач, которые ждут решения. Всё это определило те базовые принципы, на которых будет строиться региональная политика в ближайшие годы и которые я намерен обозначить сегодня в своём Послании.

Безусловно, мы не можем вырвать Архангельскую область из контекста нашей огромной страны. Мы едины в наших целях, которые поставлены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в майских Указах и в ежегодном Послании Федеральному Собранию. У нас общие приоритеты, обозначенные в "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года".

Формировать стратегию, строить краткосрочные и долгосрочные планы можно только при наличии объективной оценки текущего момента. Какова же "точка отсчёта"? Что мы имеем на сегодня в регионе? Здесь невольно вспоминаются слова Сергея Довлатова: "Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду". В нашем случае - не опустить руки, не поддаться эмоциям, наблюдая упадок в некоторых отраслях жизни региона и чувствуя недоверие и даже больше - разочарование людей.

Итак, что мы имеем на сегодня в регионе.

Лесопромышленный комплекс.

Значительная доля доходов областного бюджета приходится на лесопромышленный комплекс. Центральными налогоплательщиками являются крупные лесоперерабатывающие предприятия. Сегодня обстановка в лесопромышленном комплексе удручающая: мы теряем предприятия, налоги, падает занятость. Специалисты ссылаются на кризис мировых рынков, цикличность процессов. Все это, наверное, правильно. В то же время есть и другие причины. Не может быть успешным предприятие, где основные фонды, технологии, инфраструктура обновлялись в последний раз десятки лет назад.

Конечно, не всё безнадежно, многим предприятиям есть куда двигаться, расширять границы возможностей

. Транспорт.

Транспортный комплекс - это важнейший элемент экономической и социальной инфраструктуры. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием динамичного роста экономики региона, повышения уровня обслуживания и улучшения условий жизни населения.

Основу автомобильной дорожной сети Архангельской области составляют автомобильные дороги общего пользования регионального значения, которые несут основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров, обеспечивают единство территориального пространства Архангельской области, обеспечивают автотранспортные связи области с сетью автомобильных дорог России. Многолетнее недофинансирование и несоблюдение межремонтных сроков явилось причиной текущего неудовлетворительного состояния региональной дорожной сети. На 01 января 2013 года 90,7 процента протяженности региональных автомобильных дорог не соответствуют транспортно-эксплуатационному состоянию.

Однако именно по этим позициям мы и активизировали деятельность. В 2012 году в Российской Федерации созданы дорожные фонды, что позволило стабилизировать ситуацию в дорожном хозяйстве области и приступить к восстановлению сети дорог: капитально отремонтирован и построен 41 километр дорог регионального значения, 12 мостовых сооружений на автодорогах, обеспечивающих выход населенных пунктов на сеть региональных трасс.

Инфраструктура водного транспорта на территории Архангельской области практически отсутствует, существующие причалы не соответствуют требованиям безопасности. В эксплуатации находятся суда устаревших проектов, которые в большинстве случаев выработали свой ресурс. Пожалуй, это одна из тех отраслей, которым до настоящего момента не уделялось должного внимания.

Недостаточное развитие транспортных коммуникаций определяет повышенную роль авиации в межмуниципальном транспортном сообщении. Большинство аэропортов располагается в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта.

Несмотря на повышенную потребность, перевозки пассажиров остаются убыточными. Правительство Архангельской области регулирует тарифы на авиаперевозки пассажиров по маршрутам, где авиация является единственным видом транспорта. Данные меры позволяют удерживать тарифы на уровне ниже экономически обоснованных.

Сегодня на территории Архангельской области зарегистрировано 23 аэропорта. Собственники аэропортов не в состоянии инвестировать денежные средства в развитие инфраструктуры аэропортов из-за существенных капитальных вложений в реконструкцию аэропортового комплекса, связанных с износом взлетно-посадочных полос, светосигнального оборудования, устаревания зданий пассажирских павильонов и их технического оснащения. Социальная необходимость сохранения северных аэропортов и посадочных площадок, особенно в районах Крайнего Севера, вышла на уровень федеральной проблемы.

Сельское хозяйство.

Текущая оценка состояния сельскохозяйственной отрасли Архангельской области неоднозначна. С одной стороны, благодаря реализации государственных программ финансовой поддержки удалось остановить падение производства и добиться положительной динамики развития сельского хозяйства в регионе.

В то же время не обходится и без минусов. Если не считать очевидных климатических и географических факторов, то существует ряд проблем, которые носят глобальный характер: - прогрессирующая депопуляция региона за счет сельских территорий;

- недостаточный уровень социального комфорта на селе;

- и, пожалуй, самая важная проблема: отсутствие надлежащих стимулов сельского хозяйства на достижение конечного результата, которым является максимальная реализация продукции на внутреннем региональном рынке.

Снижение сельского населения за 3 года к текущему моменту составило 12,4 процента. Для сравнения: снижение численности городского населения за три года составило всего 0,3 процента. Депопуляция села происходит как за счет естественной убыли, так и за счет миграционных процессов. И как следствие - рост дефицита кадров, снижение социальной, культурной и экономической активности на селе. Фактором, провоцирующим депопуляцию села, является относительно низкий уровень социального комфорта, под которым понимается и низкий уровень заработной платы по отношению к среднеобластной, и отсутствие или низкое качество инфраструктуры, бытовых услуг, различных социальных институтов. Задача не одного дня и даже года, поэтому её решение должно начинаться уже сегодня.

Рыбная отрасль.

Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности области играет рыбная отрасль. В последние годы была явно недооценена ее значимость для региона. Жителей Поморья всё чаще интересуют вопросы законного доступа к рыбным запасам, качественная и доступная по цене рыбопродукция на торговых прилавках. На сегодняшний день рыбная отрасль региона находится в состоянии ожидания перемен и благоприятных условий для ведения бизнеса.

Сохраняют актуальность вопросы обновления рыбопромыслового флота; расширения действующих производств рыбопереработки; развития Архангельского опытного водорослевого комбината, выпускающего уникальную продукцию из морских водорослей; сохранение и дальнейшее развитие Архангельского тралового флота, модернизация и строительство новых судов для предприятий рыбного комплекса.

Строительство.

Сопутствуя созданию благоприятной среды жизнедеятельности населения, строительный комплекс, как в зеркале, отражает состояние социально-экономического развития региона. Лишь 1,3 процента от всех инвестиций, вложенных в экономику Поморья в 2012 году получила строительная отрасль, всего чуть более одного миллиарда рублей пошло на приобретение кранов, экскаваторов, современного инструмента, модернизацию мощностей промышленности строительных материалов и прочих средств производства. Учитывая износ основных фондов строительного комплекса, - это ничтожно малая сумма, которая обусловливает медленные темпы развития экономики области.

Но у каждого следствия есть своя причина. Причиной низкой инвестиционной привлекательности строительной отрасли в первую очередь является чрезмерно высокий уровень административных барьеров, который затягивает инвестиционный процесс, замедляет скорость оборачиваемости капитала и является плодотворной почвой для развития коррупции. Отсутствие полноценной градостроительной документации в подавляющем большинстве муниципальных образований также крайне отрицательно сказываются на развитии отрасли и всего региона в целом. Указанный факт не позволяет системно определять направление развития территорий и затрудняет применение комплексного подхода к решению вопросов капитального строительства.

С момента появления рода человеческого и до наших дней приоритеты и ценности претерпевали изменения, но неизменно актуальным оставался жилищный вопрос. Являясь системообразующей отраслью субъекта социального государства, региональный строительный комплекс в первую очередь должен быть ориентирован на решение этого - насущного во все времена - вопроса. Чтобы насытить рынок области доступным и комфортным жильем, выполнить планы руководства страны и обеспечить к 2020 году ввод в эксплуатацию 1 кв.м жилой площади в расчете на одного жителя, нам необходимо в пять раз увеличить объем ввода жилья, достигнутый в прошлом году.

"Болевой точкой" региона остается проблема ветхого и аварийного жилья, что требует немедленного реагирования.

Потребительский рынок.

Вопросы стабилизации и развития потребительского рынка в регионе в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса.

За последние годы произошли существенные изменения в данной сфере. Доля торговой отрасли в структуре формировании внутреннего регионального продукта составила 12,7 процента. Торговля лидирует в сфере малого бизнеса. В соответствии с общероссийскими тенденциями в области успешно развиваются крупные организации с разветвленной торговой сетью, с высоким уровнем обслуживания покупателей, уверенно демонстрирующие свою состоятельность при проведении ассортиментной и ценовой политики.

На территории региона сохранилась и функционирует система потребительской кооперации. Предприятия потребительской кооперации обеспечивают 85 процентов от сельских населенных пунктов Архангельской области товарами первой необходимости, выпускают 10 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий в год. К сожалению, организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов. Хотя потребкооперация может быть основным проводником в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию особый акцент сделан на сохранении здоровья населения страны в связи с алкоголизацией. В целях ограничения продажи алкогольной продукции по сравнению с другими субъектами Российской Федерации Архангельская область ввела достаточно широкий перечень запретов и ограничений. Организация и проведение акций, мероприятий, месячников по противодействию распространения алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам с привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований, УВД по Архангельской области, представителей общественных организаций пока у нас недостаточно отработаны, но останавливаться мы не намерены.

Энергетика.

Одна из самых "живых" и обсуждаемых сфер нашей жизни. Приоритетным направлением модернизации экономики Архангельской области остаётся энергосбережение и повышение энергоэффективности. В рамках региональной программы энергосбережения в текущем году завершается проведение обязательных энергетических обследований государственных учреждений, по результатам которых будет произведена оценка потенциала повышения энергетической эффективности в целях снижения энергопотребления в бюджетной сфере. Наш регион целенаправленно реализует мероприятия по замещению местными видами энергоресурсов привозного топлива, используемого в коммунальной энергетике.

Продолжается реализация региональной программы газификации области, предусматривающей строительство межпоселковых газопроводов и газораспределительных сетей, подключение многоквартирных жилых домов. Реализация мероприятий по газификации в 2012 году на территории Архангельской области позволила подключить к природному газу свыше 3 000 квартир, расположенных в городской и сельской местности.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей Архангельска и Северодвинска, в том числе для населения, до середины 2014 года останутся на уровне нынешнего года. За сдерживание тарифов регион боролся фактически весь прошлый год. Нам принципиально было доказать: в Архангельской области цена на газ должна быть не просто меньше, чем у всех остальных - здесь не должно быть роста цен вообще.

Для экономики области это огромное подспорье. Ведь именно из-за высоких тарифов на энергоносители многие произведенные на территории региона товары являются неконкурентоспособными. Теперь же благодаря замораживанию оптовых цен на газ стало возможно сдержать и рост тарифов на тепловую энергию для Архангельска и Северодвинска. Остановить не популистскими решениями, которые через пару месяцев отменят в суде, а вследствие системной плановой работы с федеральными органами власти. Следующий этап - изменение тарифной политики в интересах инвесторов в сферах электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.

Финансы.

Говоря о бюджете, первым делом надо сказать о долговой нагрузке на областной бюджет. По итогам прошлого года объем государственного долга Архангельской области в абсолютном выражении снова вырос. Главной причиной этого является дефицит областного бюджета. Тем не менее, за последние годы темпы прироста госдолга ежегодно снижаются, а в истекшем году темп прироста был наименьшим за последние пять лет.

Завершён переход к формированию областного бюджета по программно-целевому принципу. Одним из основных направлений реформирования бюджетного процесса является переход к программному бюджету, что обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Однако как показывает практика, внедрение программно-целевого планирования требует от региональных и местных органов власти более детального, продуманного подхода. Хочу подчеркнуть: нам не нужен механический перевод всех расходов в программы. Необходимо научиться управлять процессом планирования и более эффективно использовать преимущества целевых программ.

Сложившиеся процедуры и методология их разработки и реализации не полностью соответствует требованиям бюджетного планирования, ориентированного на результат. Принятые государственными заказчиками программы постоянно подвергаются изменениям, цели и результаты программ размываются, сроки реализации корректируются, снижается ответственностью исполнителей за их достижение. Считаю, что следует расширить горизонты бюджетного планирования по программам за пределы трехлетнего бюджетного цикла. Мы должны чувствовать перспективы и контролировать сроки реализации каждого мероприятия.

Социальная сфера.

Из истории мы знаем, как долго русский человек умеет терпеть. Но важнее, чтобы человек не привыкал к неудобствам, а получал удовлетворение от каждого дня. Жителям области не всегда интересны наши цифры, наша статистика, наши бумажные победы. Человеку интересна его реальная жизнь: его дом, семья, дети, детский сад и школа, его зарплата, здоровье и безопасность.

К сожалению, всё еще существуют проблемы в системе социальной поддержки населения области. Среди них мы видим:

- недостаточное количество мест в стационарных учреждениях социального обслуживания, особенно психоневрологического профиля;

- недостаточное развитие нестационарных форм социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;

- недостаточно развитая материально-техническая и научно-методическая база учреждений;

- низкая доступность оказываемых социальных услуг в отдаленных населенных пунктах;

- низкая активность граждан при необходимости осуществления ухода за престарелыми родственниками, установления опеки в отношении недееспособных граждан или патронажа и принятию в свою семью пожилого человека;

- низкий уровень заработной платы социальных работников.

Но в то же время хочу отметить определённое улучшение материально-технической базы бюджетных учреждений социального обслуживания населения Архангельской области. Реализуются мероприятия активной политики занятости, повышение качества и конкурентоспособности незанятого населения, в том числе через профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан с учетом потребности рынка труда. И это далеко не всё, что нам удалось.

Здравоохранение.

Вряд ли будут человека интересовать новости из мира моды или технические новинки, если он болен. В последние 2 года в здравоохранении области произошли серьезные изменения, связанные с реализацией программы модернизации. Бюджет региона пополнился на 4,7 млрд. рублей за счет федеральных средств, которые были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений, внедрение информационных технологий и повышение оплаты труда медицинских работников.

Продолжилось реформирование системы здравоохранения: муниципальные учреждения здравоохранения стали государственными, что позволило сформировать единую систему оказания медицинской помощи в области.

В области созданы 5 межрайонных центров, 8 центров родовспоможения, кризисные центры для беременных, открыт Северный детский офтальмологический центр, приобретены мобильные комплексы для оказания медицинской помощи. В прошедшем году в учреждения здравоохранения области пришли 172 молодых специалиста, а участие в проекте "Земский доктор" позволило привлечь к работе в сельской местности 36 врачей.

Но это не способствовало решению всех проблем: наличие очередей в поликлиниках, дефицит медицинских кадров, ограниченное финансирование из федерального бюджета для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Образование.

Сфера образования - это "живой организм", так как касается непосредственно человека, именно поэтому система образования наиболее чутко реагирует на все действия, происходящие в обществе.

К безусловным успехам можно отнести процессы в области образования. Инвестиции в образование были и остаются в нашем регионе приоритетными. И важным социальным итогом года стало повышение заработной платы педагогам, которых в области насчитывается свыше 23-х тысяч.

Сделано немало в части развития школьной инфраструктуры: введены механизмы энергосбережения более чем в 300 учреждениях, завершается обновление парка школьных автобусов и приобретение нового специализированного транспорта для организации безопасного и комфортного подвоза обучающихся к месту учебы и домой, а также внеурочной деятельности. В течение последних 2-х лет приобретено порядка 200 единиц техники.

Одна из насущных задач - ликвидация очередей в дошкольные образовательные учреждения. Правительство области совместно с органами местного самоуправления предприняло ряд мер, направленных на ее решение. Прежде всего, это оптимизация имеющихся площадей детских садов, передача в систему дошкольного образования зданий детских садов, используемых не по назначению: в 2012 году в систему дошкольного образования передано 3 здания на 200 мест и введены в эксплуатацию после реконструкции в результате строительства. 7 детских садов.

Подготовку рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют 54 образовательных учреждения профессионального образования Архангельской области. Сегодня рабочие кадры должны обладать компетенциями, достаточными для работы на современных высокотехнологических предприятиях. Это возможно при наличии современной учебно-материальной базы и квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Отмечу, что неотъемлемым условием подготовки кадров является взаимодействие образовательных учреждений и предприятий, являющихся работодателями для выпускников. Хорошие традиции социального партнерства в сфере подготовки кадров имеют:

- судостроительные и судоремонтные предприятия города Северодвинска и профессиональные училища № 1, 28, 38, расположенные в этом городе,

- филиал открытого акционерного общества "Группа "Илим"" в городе Коряжме и Коряжемский индустриальный техникум,

- железнодорожные предприятия, расположенные на территории области, Няндомский железнодорожный техникум и профессиональное училище № 4.

- группа компаний Устьянский лесопромышленный комплекс и Устьянский индустриальный техникум в посёлке Октябрьский.

Но проблемы существуют и в сфер образования. Одна из наиболее острых - кадровое обеспечение:

- сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников: в возрасте до 35 лет насчитывается только 23 процентов педагогов, а старше 55 лет - более 28 процентов; - сохраняется дефицит педагогов по ряду специальностей: учителя иностранного языка, начальных классов, математики, русского языка и литературы, преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Причем данный перечень специальностей практически не меняется на протяжении последних лет.

Культура.

Переживая вместе с Россией сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Архангельская область не избежала деформаций своего культурного пространства, повлекших за собой усиление дифференциации среди граждан по качественному уровню и доступности культурных услуг.

Проблемные зоны связаны с низкой плотностью населения и отдаленностью сельских поселений от культурных центров, снижением престижа и привлекательности профессий в сфере культуры по причине низкого уровня оплаты труда, недостаточной поддержкой социально-значимых мероприятий и проектов, острой потребностью в модернизации материально-технической базы учреждений культуры.

Принятие областного закона "О театрах и театральном деле в Архангельской области", модернизация библиотечного сектора, в том числе обеспечение безбарьерного доступа к книге и информационным ресурсам инвалидам по зрению, введение в культурный и туристический оборот объектов культурного наследия "Гостиный двор" и "Новодвинская крепость", поддержка проектных инициатив муниципальных образований - основные предпринятые в 2012 году меры, направленные на повышение уровня доступности культурных благ.

Молодежь и спорт.

Впервые в истории региона в 2012 году сразу четыре представителя Архангельской области приняли участие в летних олимпийских играх и один - в паралимпийских играх в Лондоне. Пловец Евгений Лагунов стал бронзовым призером игр в эстафетном плавании. Каргопольская легкоатлетка Светлана Сергеева, выступая в составе сборной команды России в эстафетном беге, завоевала золотую медаль паралимпийских игр. Всего наши спортсмены в 2012 году завоевали более 1000 медалей на зональных, всероссийских и международных соревнованиях. Это ли не повод для всеобщей гордости?

Но факторы, вызывающие тревогу, держат в тонусе, ибо речь идет о самой ищущей, самой энергичной части нашего населения - о наших детях и молодежи. Необходимо констатировать, что молодежь уезжает из Архангельской области, не найдя возможности для самореализации и не чувствуя перспектив. Преступность "молодеет", уровень алкоголизации молодого населения растет. Остро стоит вопрос обеспечения жильем молодых специалистов и молодых семей.

В сфере физической культуры и спорта процент занимающихся непозволительно низок. Обеспеченность спортсооружениями и доступной инфраструктурой спорта - порядка 30 процентов от нормативных расчетов. Многие из этих объектов требуют серьезной модернизации.

Картина текущего момента небезупречна. И причины всех проблем можно пытаться найти в прошлом: в неконструктивном подходе, в безразличии к людям, бесхозяйственности. Особо настораживает коэффициент снижения уровня доверия населения к власти: с 38,2 процента в 2008 году до 17,7 процента в 2011.

Однако, как правильно заметил Михаил Веллер: "...в коробке передач истории, по милости Конструктора, заднего хода нет".

Поэтому наша задача - оценив данный момент истории, двигаться дальше.

С одной стороны, сделано много и нам есть от чего оттолкнуться для следующих шагов. С другой - одного нашего желания решить все проблемы явно недостаточно. Но "пока мы живы, у нас всегда есть возможность что-то изменить". Возможно - всё. На невозможное просто требуется больше времени. Именно поэтому мы говорим о довольно амбициозных проектах и планах на долгосрочную перспективу.

У нас есть уникальный шанс превратить Архангельскую область в процветающий, самодостаточный регион. Для этого, прежде всего, необходимо озаботиться вопросами инфраструктурного обеспечения. Наша задача - создать надежную транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру.

Совершенствование дорожной сети региона, развитие железнодорожных и речных перевозок рассматриваю как одно из важнейших условий повышения не только экономического потенциала и инвестиционной привлекательности Архангельской области, но и качества жизни населения. Мы не должны бояться ставить высокую планку, заявляя о крупных инфраструктурных проектах: "Белкомур" и глубоководный порт, Соловки, Арктика, создание межрегиональной авиакомпании. С учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании, мы планируем увеличение объемов строительства жилья до 2020 года в 5 раз, а автомобильных дорог - в 2 раза.

Планомерное приведение сети региональных автомобильных дорог области в нормативное состояние, обеспечение недостающей автотранспортной связи населенных пунктов области с опорной сетью автомобильных дорог - задача номер один в области дорожного хозяйства на ближайшие годы.

В рамках программы по строительству дорог в ближайшие 2 года будет завершено строительство дороги на Онегу, сдан в эксплуатацию участок дороги Ильинск-Вилегодск в Вилегодском районе, завершены работы по строительству обхода города Плесецк с транспортными развязками.

В рамках программы по улучшению эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования до 2016 года предполагается привести в нормативное состояние за счет ремонта и капитального ремонта 265 километров самых проблемных участков дорог.

Начиная с 2014 года в муниципальных образованиях области планируется создать муниципальные дорожные фонды, источником которых станут 10-процентные отчисления от акцизов, поступающих в область в целях формирования дорожных фондов. Таким образом, на местах будет сформирована законодательная и финансовая основа для улучшения условий транспортного обеспечения населения.

В активную фазу вступила реализация проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур". В настоящее время в стадии оценки в профильных министерствах и ведомствах Российской Федерации находится модель концессионного соглашения, а также технико-экономическое обоснование реализации проекта. В целях развития и привязки нового глубоководного архангельского морского порта к проекту "Белкомур" между Правительством области и инвестиционной компанией "Финист" подписано соглашение о сотрудничестве. Также планируется к реализации новая модель государственно - частного партнерства по строительству автодорог в регионе.

Особо стоит сказать о речном транспорте. Для организации полноценных пассажирских перевозок в нашем регионе необходимо строительство новых речных судов, в том числе судов с ледовым классом, проектирование и строительство которых возможно осуществить на базе проектных институтов и отечественных верфей. Так, в 2013 году планируется провести проектные работы с последующим строительством судов, начиная с 2014 года. В приоритетном порядке необходимо восстанавливать старые и строить новые пассажирские причалы. Заслуживает внимания еще один вид транспорта - воздушный. Наиболее актуальной задачей является создание межрегиональной авиакомпании с участием Архангельской, Мурманской областей, Республик Карелии и Коми, Ненецкого автономного округа. В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе создана рабочая группа, включающая специалистов авиационного транспорта, представителей правительств субъектов и независимых экспертов, которые в течение 2013 года создадут модель будущей авиакомпании. Это позволит дать новое развитие региональным авиаперевозкам, особенно востребованным в нашем регионе в связи с отсутствием альтернативного вида транспорта, даст возможность обновить парк самолетов и послужит импульсом для открытия новых маршрутов.

Кроме того, финансирование мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов "Архангельск" и "Соловки" предусмотрено федеральными целевыми программами. Сегодня нет, пожалуй, более обсуждаемой темы, чем жилищно-коммунальное хозяйство, что вполне объяснимо: это базовая составляющая повседневной жизни каждого человека. Архангельская область стала одним из первых регионов, где создана система общественного контроля услуг ЖКХ. С 2011 года действует региональная общественная организация "Народная инспекция Архангельской области".

Для осуществления контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Правительством области будет подписано соглашение о сотрудничестве с некоммерческим партнерством содействия развитию ЖКХ "Развитие". В ближайшее время планируется создание регионального центра общественного контроля, где жители области смогут получить необходимые консультации и разъяснения по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В конце 2012 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми в каждом субъекте должна быть создана специализированная некоммерческая организация по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Такой региональный оператор по капитальному ремонту многоквартирных домов должен появиться в Архангельской области до конца текущего года.

Расставляя приоритеты, в числе главных направлений деятельности Правительства Архангельской области выделю обеспечение комфортных условий проживания и доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда.

То, что когда-то прославляло и обогащало Архангельскую область, теперь надо восстанавливать и выводить из кризиса - это наш лесопромышленный комплекс. Все наслышаны о ситуации на крупнейших архангельских лесозаводах. Кого обвинять в том, что случилось, как власть должна реагировать на происходящее?

Мы будем тверды в своей позиции: поддерживать только тот бизнес, в том числе и малый, который сам заинтересован в развитии. Инвестиции, новые технологии, инновации - вот основные оценочные критерии наших взаимоотношений. Инструменты - это лес, лесные платежи, бюджетная поддержка в форме, определенной законодательством Архангельской области и Российской Федерации.

Вместе с общественностью идет обсуждение предложений по альтернативному развитию архангельского "леспрома". Где можно получить точки роста?

Есть ряд предложений на перспективу, которые уже сегодня обеспечены инфраструктурой и лишь ожидают заинтересованного стратегического инвестора. Это предложение по размещению нового предприятия биохимии в Соломбальском промузле; предприятия по переработке лиственной древесины в южных районах, которые уже имеют удобные площадки, железную дорогу, базовую энергетику; и, наконец, использование древесных отходов в коммунальной энергетике. Нужны стимулы, которые заинтересуют инвесторов для вложений в реконструкцию котельных. Поручаю министерству энергетики с привлечением других заинтересованных органов власти разработать такой механизм. К каждой конкретной котельной "привязать" потенциального инвестора, а минлеспрому - обеспечить сырье для них. Есть концепция, задачи поставлены, осталось перейти к решительным действиям. Одна из важнейших стратегических задач - восстановление лесного потенциала. Мы запускаем первый селекционный центр по выращиванию восьми миллионов саженцев с закрытой корневой системой в Устьянском районе. Аналогичный проект планируем реализовать в Виноградовском районе. Эта работа - на будущее лесного комплекса, а значит, - региона, и ее нужно планомерно продолжать.

Лес - дар природы, который мы обязаны беречь и рационально использовать. В первую очередь лес должен служить интересам территорий и людей, которые здесь живут и работают, а не быть источником обогащения перекупщиков древесины и посредников. Поэтому отраслевому министерству поручено провести тщательную ревизию использования лесов. Под контроль будет взят вопрос отпуска древесины для муниципальных и государственных нужд. Схема обеспечения муниципальных котельных древесным топливом должна быть понятна и прозрачна. Если говорить о развитии реального сектора экономики, то максимального внимания заслуживает развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, их модернизация. При этом мы должны создать социально комфортные условия для жизни и работы в Северодвинске.

Перед Архангельской областью стоит важная задача - сдвинуть экономику региона с "мертвой точки", запустить новые производственные направления, создав условия инновационной деятельности и расширения рынка труда.

Для решения данного вопроса необходимо обратиться к научной сфере. Идеи, возникающие в научной среде, должны очень быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Воплощением этой задачи должен стать технопарк.

Создание пространства, благоприятной среды для успешного развития малых и средних производственных и инновационных предприятий, направленных на коммерциализацию научно-технической продукции, идей, разработок, моделей и технологий - наши приоритетные направления в сфере промышленности на 2013 год.

В настоящее время в Архангельской области существуют условия для организации технопарка. Научные и образовательные учреждения должны стать его основой, мозговым центром, который соединит малый бизнес, науку, крупную промышленность с государственной и муниципальной властью.

Возможно, скептик усомнится в реальности данного проекта. Но единственный способ определить границы возможного - это выйти за них. Нужна лишь смелость для первого шага и движения вперед к намеченным целям.

Несмотря на суровые климатические условия и сложное социально-экономическое положение региона, совместными усилиями мы в состоянии превратить Поморье в комфортное место для проживания и успешного ведения бизнеса.

Для достижения нашей амбициозной цели в сфере строительства необходимо в кратчайшие сроки мобилизовать огромные ресурсы, повысить инвестиционную привлекательность экономики и избавить наш бизнес от излишнего административного давления. Количество административных процедур, которое необходимо пройти при реализации инвестиционно-строительного проекта должно сократиться к 2018 году в 5 раз - с 51 процедуры до 11.

Снижению административных барьеров должно способствовать утверждение в муниципальных образованиях документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории. Уже в этом году должны быть утверждены схемы территориального планирования всех 19 муниципальных районов, разработаны генеральные планы крупнейших городских и сельских поселений региона. Данные меры позволят упростить доступ инвесторов к земельным участкам, а муниципальным властям - внедрить механизмы комплексной застройки территории.

В целях повышения эффективности внедрения механизмов комплексного освоения территории Правительство области увеличит объем инвестиций в строительство инженерной и транспортной инфраструктуры. Предварительно подготовив земельные участки к освоению, мы сможем повысить их инвестиционную привлекательность путем сокращения срока реализации инвестиционно-строительных проектов и упрощения процессов технологического присоединения к инженерным сетям.

Развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой индивидуального жилищного строительства. Основным направлением поддержки индивидуальных застройщиков должно стать обеспечение выделенных территорий планировочной документацией и инженерной инфраструктурой. Опыт, полученный от предоставления таких земельных участков многодетным семьям, необходимо будет распространить на другие категории граждан.

Данные меры помогут в ближайшее время расселить весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 01 января 2012 года. Тем более что значительную часть финансовых средств на эти цели готова предоставить государственная корпорация - фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Однако и нам придется сделать немало: чтобы получить поддержку фонда, необходимо изыскать колоссальные ресурсы в областном и местных бюджетах. Прошу муниципальные власти отнестись к этому вопросу особенно серьезно и подготовится к оперативному исполнению данной задачи.

Очевидно, что быстро повысить доступность жилья - задача утопическая даже при поддержке общества и бизнеса, этому должна предшествовать многолетняя кропотливая работа всех уровней государственной власти. К тому же мы должны быть готовы, что всегда есть люди, которым в определенный момент будет недоступно или без необходимости собственное жилье. В этой ситуации на помощь обществу приходит рынок арендного жилья - эффективный инструмент прошедших эпох. Безусловно, он требует от изменившейся экономики новых подходов как в своем создании, так и в функционировании. Доступное арендное жилье - это отличный способ решения вопроса для молодежи и малообеспеченных слоев общества. Кроме того, это инструмент, который на фоне отрицательного демографического сальдо и нехватки рабочих рук способен привлечь трудовых мигрантов из других субъектов федерации.

Несмотря на активизацию частного инвестиционного потенциала в связи с реализацией перечисленных мер, в сферу капитального строительства потребуются и существенные бюджетные вливания. Тут отдельное внимание мы уделим эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо уйти от размазывания капитальных вложений по инвестиционной программе и сконцентрировать их на приоритетных объектах с целью обеспечения их ввода в нормативные сроки. Применение такой практики не заставит ждать положительные результаты. Однако для этого Правительству области понадобится поддержка областного Собрания, на которую мы очень рассчитываем.

Мобилизуя собственные и привлекая инвестиционные ресурсы из других регионов, мы должны позаботиться о снижении уровня оттока капитала из области. С каждым возведенным квадратным метром часть средств утекает в карманы представителей стройиндустрии других регионов за те материалы, которые могли бы быть произведены нашими рабочими на предприятиях, пополняющих налогами наш бюджет. Обладая колоссальными запасами минерально-сырьевых ресурсов, мы должны стимулировать развитие производств строительных материалов, основанных на использовании региональной ресурсной базы. Правительством области будут разработаны меры поддержки промышленности строительных материалов, наиболее эффективные как для данного сектора экономики, так и для областного бюджета. Кроме того, отдельное внимание в развитии стройиндустрии будет уделено развитию инновационных производств композиционных материалов. Проявив солидарность с местными товаропроизводителями, существенно смогут повысить эффективность мер поддержки проектные и подрядные организации. С этой целью, как на этапе проектирования, так и на этапе строительств, в первую очередь необходимо полагаться на применение технологий и конструктивных систем, материалы для которых производят наши промышленники.

К сказанному добавлю, что основной задачей строительного комплекса региона является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. И в это связи нашим застройщикам следует стремиться к увеличению своих доходов не через завышение стоимости квадратного метра, а через наращивание объемов строительства, условия для которого Правительство региона обеспечит, придерживаясь озвученной экономической политики.

Сейчас мы можем кардинально изменить ситуацию в области сельского хозяйства. Существующая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области до 2016 года нацелена на стимулирование экономической активности на селе.

Считаю необходимым уделить особое внимание стимулированию модернизации сельхозпроизводств и поддержке сельхозтоваропроизводителей. Новые технологии повлекут за собой снижение себестоимости продукции и рост конкурентоспособности местных сельхозтоваров.

Считаю крайне важным стимулирование всех направлений сельхозпроизводства: молочного и мясного скотоводства, в том числе племенного; овощеводства; стимулирование развития фермерских хозяйств. Безусловно, необходимо создать условия для реализации сельхозпродукции.

В связи с вступлением России в ВТО наиболее уязвимыми отраслями экономики Архангельской области являются сельское хозяйство и пищевая промышленность региона. Поэтому для решения задачи по повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса Архангельской области до окончания переходного периода должны быть созданы условия для скорейшего перевода данных отраслей на новую технологическую основу.

Перед нами стоят две взаимосвязанные задачи: развитие сельхозпроизводства и социальное развитие села. Для их решения необходимо:

1) текущую "неуправляемую" миграцию трансформировать в "управляемую". Село - один из немногих наших резервов трудовых ресурсов. Наша задача - оставить "рабочие руки" в регионе. Полагаю, что для её решения потребуется разработка отдельной программы;

2) создать на селе комфортную среду проживания. К примеру, село может взять на себя функции спальных районов агломераций.

Возможный выход их сегодняшних проблем - укрупнение сельских поселений, что позволит снизить нагрузку на бюджеты области и муниципальных образований. Сельхозагломераты необходимо концентрировать около промышленных центров, развивать транспортную инфраструктуру, что позволит избежать социальной и экономической изоляции села. Благоприятные условия для ведения бизнеса в рыбной отрасли в первую очередь связаны с ожиданием принятия двух основополагающих законопроектов "О любительском рыболовстве" и "Об аквакультуре", которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе.

Обновление рыбопромыслового флота. Наш регион один из немногих в стране показал и доказал временем, что умеет строить современные и эффективные траулеры. На базе проекта 50010 типа "Ягры" возможны различные варианты исполнения рыбопромысловых судов. В Правительстве Архангельской области совместно с рыбодобывающими компаниями и судоверфями региона обсуждается вопрос строительства новых современных траулеров, а также возможность финансирования их строительства в рамках государственных программ развития отрасли. В этом направлении мы должны быть не первыми - мы должны быть лучшими!

Сделан качественный задел в области рыбопереработки. Появляются новые компании, идет расширение действующих производств. Со всей уверенностью можно сказать, что их продукция - одна из лучших в России. В этом направлении Правительством будет продолжена работа по продвижению товаров местных товаропроизводителей, выпускающих качественную продукцию по доступной цене.

Уникален своей продукцией Архангельский опытный водорослевый комбинат. Комбинатом накоплен огромный опыт производства лекарственных препаратов, косметики, биологически активных добавок. Необходим поиск новых направлений развития предприятия от марикультуры до разработки новых видов продукции, и здесь необходимой может стать совместная работа с Северным (Арктическим) федеральным университетом и рыбохозяйственной наукой.

Мы должны создать единый эффективно функционирующий комплекс от добычи рыбы, ее переработки до реализации на всей территории области нашей местной качественной продукции по доступным ценам. Создать благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса.

Нам предстоит большая работа в сфере энергетики. В целях повышения энергоэффективности и экологической безопасности будет продолжен перевод объектов энергетики, жилищно - коммунального комплекса на использование природного газа и экологичные виды местного топлива.

Кроме того, будет продолжена работа по привлечению внебюджетных инвестиций для строительства распределительных газопроводов. Так, в текущем году ОАО "Газпром" согласована программа развития газоснабжения и газификации Архангельской области на период с 2012 по 2015 годы. В частности, согласно данной программе, в следующем году планируется окончание строительства межпоселкового газопровода к "Севмашпредприятию" и "Звёздочке", а до 2015 года - строительство газопровода к Савинскому цементному заводу. Инвестиции открытого акционерного общества "Газпром" и его дочерних компаний в развитие газификации Архангельской области в 2013 году составят порядка двух миллиардов рублей. Любая отрасль хозяйства в большей или меньшей степени касается каждого человека. Торговля не обходит стороной никого. Сбалансированный рынок потребительских товаров определяет повышение уровня жизни населения. Торговля способствует развитию конкурентоспособности участников рынка и выявляет изменения в структуре потребления, а значит, и стимулирует производство, задает ему конкретное направление.

Формирование современной инфраструктуры торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Архангельской области, в том числе для маломобильных групп населения, привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников в развитие инфраструктуры потребительского рынка, реконструкция и строительство предприятий, развитие сети социально ориентированных предприятий потребительского рынка - вот наши ориентиры.

Без сомнений, область заинтересована в поддержке и продвижении продукции местных товаропроизводителей. С учетом ежегодно растущего спроса жителей на "местную" продукцию должен произойти рост объема производств и развитие потребительской кооперации, что повлечет за собой расширение технологических процессов, увеличение числа рабочих мест, объема инвестиций и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Продвижению товаров местной промышленности на потребительский рынок способствует выставочно - ярмарочная деятельность в городах и районах области при поддержке областной и муниципальной власти. Сегодня остро встал вопрос строительства выставочно - ярмарочного центра в регионе, который будет служить для достойного представления производимых на территории региона товаров, проводить региональные и международные выставки.

Важнейшей задачей всех уровней власти является работа по укреплению доходной базы своих бюджетов, привлечению инвестиций, улучшению качества администрирования доходов. Мерилом работы каждой отрасли должен стать вклад в экономику региона. В этой связи нужно проработать механизм стимулирования крупного бизнеса для вложения инвестиций. Наш закон об инвестиционных налоговых льготах распространяется только на местных налогоплательщиков, зарегистрированных в области.

Время ставит новые задачи. Наиболее крупными плательщиками в бюджет налога на прибыль являются консолидированные группы налогоплательщиков. В соответствии с федеральным законодательством такие группы регистрировались в прошлом году из числа крупнейших российских компаний и их дочерних структур. Величина их платежей (по налогу на прибыль) зависит от совокупных результатов работы компаний в целом по России и стоимости основных фондов, расположенных на нашей территории. Поэтому область заинтересована в инвестициях крупных компаний. Критерием эффективности здесь будет конкретный прирост основных фондов и налоговая отдача.

Говоря о стабилизации показателей долговой устойчивости, мы понимаем, что эту задачу невозможно решить без снижения бюджетного дефицита. Её решению может способствовать не только рост налоговой базы, но и ответственный подход к принятию расходных обязательств, оптимизацию которых необходимо продолжить за счет усиления адресности и целевого характера мер социальной поддержки.

Современные методы управления общественными финансами подразумевают повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса. Исполнение областного бюджета регулярно освещается на сайте Правительства области. Все больше государственных услуг может быть предоставлено в электронном виде.

Граждане должны быть не просто пользователями, но и вовлекаться в процесс выбора приоритетов. Нам важно, чтобы стратегические направления деятельности органов власти были бы результатом одобрения большинства жителей области. А поскольку все решения реализуются через бюджет, мы должны обеспечить максимальную открытость бюджетного процесса для общества. Информация должна быть понятной не только для специалистов, но и для всех заинтересованных граждан.

"Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал", - так гласит русская пословица.

Расстановка сил в обществе неравномерна. Наша задача - не только предупредить возможную беду, но и поддерживать тех, у кого сил и возможностей меньше, поддержать дух и не дать пропасть. Много ли сил у наших ветеранов? Много ли возможностей у инвалидов или детей-сирот? И кто, если не мы, может дать им то, что отняла судьба?

В целях повышения качества жизни незащищённых слоев населения разработаны "дорожные карты", результатами реализации которых будут:

- повышение качества социального обслуживания населения Архангельской области и Ненецкого автономного округа

- оптимизация структуры сети и штатной численности государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Архангельской области;

- доведение уровня оплаты труда социальных работников к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по Архангельской области;

- укрепление материально-технической базы государственных бюджетных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения Архангельской области; - привлечение негосударственных организаций, в том числе на основе государственно-частного партнерства, к предоставлению социальных услуг;

- развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

- внедрение принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки;

- создание на территории Архангельской области многофункциональных центров обслуживания населения, в том числе семей и детей.

- внедрение в практику деятельности учреждений новых форм и методов работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, основанных на оказании своевременной социальной помощи семье в домашних условиях, в том числе развитие службы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- увеличение охвата оздоровленных и отдохнувших детей.

На основании прогноза возрастной структуры населения Архангельской области к 2015 году предполагается снижение на семь процентов количества трудоспособного населения и рост доли граждан пожилого возраста на пять процентов. Увеличение количества граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на социальные услуги, включая сегмент платных социальных услуг.

Опыт многих поколений доказал, самая крепкая жизненная цепочка та, звеньями которой являются дети - родители - педагоги.

Безусловно, мы должны создать всем звеньям воспитательного процесса благоприятные условия.

В качестве приоритетной задачи в сфере образования рассматривается нами строительство детских садов. Для этого требуются, с одной стороны, значительные средства, с другой - время. Поэтому мы считаем весьма важным проработку вариантов малобюджетных и быстровозводимых технологий строительства зданий детских садов, а также разработку механизмов участия Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства по решению данной проблемы.

Также важно проанализировать имеющиеся ресурсы общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры для организации на их базе дошкольных групп, в том числе кратковременного пребывания, или иные альтернативные формы предоставления услуг.

Сложную задачу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нужно решать через разработку и дальнейшую реализацию региональной программы обеспечения данной категории детей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

У медицины две основные задачи: первая - сохранять и укреплять здоровье, вторая, если не справились с первой задачей, - лечить.

Каковы наши действия для решения поставленных задач?

Самое главное - это профилактика и мотивация наших северян к формированию здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака. В период до 2018 года мы будем открывать новые центры здоровья, школы для пациентов, планируем создание центра по лечению табачной зависимости, центра коррекции веса. Продолжится реализация профилактической программы "Здоровые дети - здоровое общество", с открытием в общеобразовательных учреждениях классов "Здоровый стиль", а также школ семейного здоровья. Мы должны обеспечить максимальную доступность и качество как первичной, так и специализированной медицинской помощи населению области, в том числе в отдаленных населенных пунктах. Для этого предусмотрено создание первичных специализированных кабинетов (онкологических, наркологических) во всех учреждениях здравоохранения, удлинение времени работы поликлиник, проведение телемедицинских консультаций.

До 2018 года также планируется дальнейшее развитие государственно-частного партнерства (амбулаторные центры гемодиализа, ПЭТ - центр ядерной медицины), что позволит привлечь дополнительные инвестиции в систему здравоохранения нашей области. Внедрение новых методов диагностики и лечения позволит ежегодно увеличивать объемы высокотехнологичной медицинской помощи.

В целях развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей предусмотрено до 2018 года открытие подразделений соответствующего профиля на базе педиатрических стационаров и детских поликлинических отделений межрайонных центров для детей, родившихся с экстремально-низкой массой тела в возрасте до 3-х лет, увеличением мест по системе "Мать и дитя" на базе детских санаториев.

Во все времена профессия врача была одной из самых уважаемых в обществе. Однако уважение должно выражаться не только в благодарности пациентов, но и в достойной заработной плате. В планах - существенное увеличение зарплаты всем медицинским работникам.

Работа должна не только "кормить", но и доставлять удовлетворение от результатов, достижений и даже от так называемой каждодневной "текучки". Компетентность, уровень знаний - вот та база, на которую ложится опыт, что в совокупности приводит к профессионализму. Возможностей получить определённый уровень знаний в Архангельской области более чем достаточно.

Подчеркну важность ориентации всех учебных заведений региона на прикладные предметы. Северный (Арктический) федеральный университет, Северная государственный медицинский университет, Арктический морской институт им. Воронина - должны стать настоящей кузницей кадров для развития нашего края.

Архангельск по праву называют университетским городом, и его ближайшей перспективой может быть превращение в ведущий научный центр всего северо-европейского региона России, прежде всего, на Арктическом направлении. Российская академия наук расширяет свое присутствие в Архангельске и намерена создать здесь мощный научный центр по арктическим исследованиям. В настоящий момент в Президиуме Российской академии наук принято решение о создании Института комплексных исследований Арктики РАН в Архангельске, запланировано выделение научных ставок и укрепление материально-технической базы архангельской академической науки. Необходимо разработать региональную программу по поддержке научных исследований Арктики и приарктических территорий. Данная программа обеспечит вхождение на условиях софинансирования архангельских проектов в федеральные целевые программы и формируемую масштабную государственную программу фундаментальных исследований.

Уровень компетентности любого специалиста (учителя, строителя, сантехника, повара...), должен соответствовать не только его диплому, но и запросам времени. В этом контексте стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров. Ввиду сложных условий труда, сезонного характера работы, свойственного ряду важнейших отраслей Поморья, и приоритетов подрастающего поколения, смещенных в сторону "офисных" профессий, экономике региона сегодня уже не хватает "рабочих рук".

Привлечение иностранной или иногородней рабочей силы способно только сгладить углы, но не решить проблему полностью. Чтобы создать сильную, конкурентную экономику, мы в первую очередь должны основываться на своих трудовых ресурсах, развивать наш образовательный потенциал, активно работать с молодежью.

Существующая нехватка и профессиональный дисбаланс рабочих кадров тормозят развитие экономики. Сложившаяся в обществе система ценностей дезориентирует вступающую в трудовой возраст молодежь, заставляет считать рабочие профессии непрестижными и безынтересными. Думаю, в наших силах переломить эту ситуацию, выстроить адекватную систему ориентиров для подрастающего поколения, направить молодых людей на поэтапное получение всех уровней образования, научить молодежь пользоваться социальным лифтом. Профориентация должна быть нацелена на разъяснение школьникам факта, что начальное и среднее профессиональное образование не является конечной точкой профессионального развития - это лишь этап приобретения опыта, что увеличивает ценность специалиста. Необходимо повышать престиж и привлекательность рабочих профессий в глазах населения. Работа с человеческим потенциалом всегда имеет "отложенный эффект" поэтому крайне важно начать действовать незамедлительно.

Времена, когда рабочая сила была дешевой и доступной, прошли. В этой связи важную роль в сохранении и воспроизводстве кадрового потенциала должно сыграть бизнес-сообщество региона.

Должное внимание нужно уделить молодежным трудовым отрядам - это не только дополнительный инструмент привлечения кадров в экономику, тем более учитывая сезонный характер ряда отраслей, но и пропаганда трудового образа жизни в молодежной среде, пропаганда изнутри.

Придерживаясь этих направлений работы, через несколько лет мы сумеем нивелировать отрицательные демографические тенденции и сбалансировать рынок труда региона. Все это позволит снизить социальную напряженность, стимулировать инвестиционный рост экономики и повысить совокупные доходы населения.

"Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой. А когда ему жить неудобно, он только жалуется. А ты сделай усилие - перевернись!" - писал Максим Горький.

И не возразишь классику! Сколько же потребуется усилий, чтобы "перевернуть" и возродить целую область, если самому себя сложно заставить сдвинуться с места? Но мы знаем один секрет: общие усилия приводят к общей победе. Поэтому готовы к активному преобразованию жизни в регионе. Для этого в нашем арсенале есть такие мощные рычаги, как спорт, культура, туризм.

Физическая культура и спорт - самое эффективное средство профилактики негативных явлений в обществе, укрепления здоровья и поднятия настроения людей. Необходимо обратить внимание на создание условий для занятий физической культурой и спортом для всех категорий населения области, в том числе среди детей, учащейся молодежи и студентов, а также для людей с инвалидностью.

Необходима консолидация усилий муниципалитетов, Правительства региона, депутатов, общественности, спортивных федераций и бизнес-сообщества, федеральных структур. Развитие спорта высших достижений позволит поддержать наши спортивные таланты на всероссийской и международной арене.

Приоритетной задачей на ближайшие годы является укрепление материальной базы спорта: обеспечение муниципалитетов спортивным инвентарем, завершение строительства "долгостроев" и введение в эксплуатацию новых объектов, укрепление спортивного имиджа региона.

Реализация поставленных задач в развитии спортивной инфраструктуры и модернизации спортивных сооружений позволит увеличить количество как учебных, так и внеурочных занятий с обучающимися общеобразовательных школ, а также даст возможность дальнейшего развития детско-юношеского спорта.

Формированию ответственного гражданина должна способствовать вся система молодежной политики.

Необходимо формировать у подрастающего поколения высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать Родину. Патриот - тот, кто готов прославлять родной край во всех направлениях своей деятельности: науке, искусстве, бизнесе или спорте. Работа должна быть основана на межнациональном согласии и толерантности. Патриотизм должен найти свое место во всех направлениях работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, стать общим вектором государственной и общественной деятельности.

Приоритетной должна стать поддержка деятельности поисковых отрядов по увековечению памяти защитников Отечества, восстановлению и содержанию воинских мемориалов. Еще одна важная составляющая работы - подготовка молодежи к службе в армии. В частности, проведение областных военно-спортивных игр, молодежных специализированных (профильных) лагерей, учебных сборов военно-патриотической направленности, разработка программ допризывной подготовки детей и молодежи образовательных учреждений. Считаю необходимым адресно поддерживать молодых людей, проявивших свои таланты, дать им возможность участвовать во всероссийских и международных проектах и программах для талантливой молодежи. Областной Дом молодежи, имеющий огромный ресурс для этого, должен стать центром областных мероприятий, центром поддержки молодых талантов, молодежных, в том числе добровольческих, инициатив.

Жилье - одно из основных условий, чтобы молодежь оставалась в Архангельской области. Необходимо продолжить реализацию программ по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов. Важно привлечь к решению жилищных проблем молодежи организации и предприятия, где они трудятся. Жилье должно стать доступным для различных категорий молодежи.

Степень развитости и доступности культурных благ во многом определяют социокультурную ситуацию в регионе, её благополучие и стабильность. В связи с этим одной из важнейших задач на сегодня является реализация комплекса мер, направленных на восстановление целостности и единства культурного пространства, основанного на крепком фундаменте традиций и культурного наследия.

Обновления в сфере культуры подкрепляются государственной программой Архангельской области "Культура Русского Севера", что предполагает:

- повышение заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и проведение мероприятий по развитию кадрового потенциала;

- модернизацию материально-технической базы учреждений - оснащение их на условиях софинансирования из муниципальных бюджетов музыкальными инструментами, системами охранной и противопожарной безопасности;

- расширение орбиты гастрольных и фестивальных мероприятий, способных "оживить" и разнообразить культурную среду в муниципальных образованиях области, чему ярким примером служит получивший позитивный общественный резонанс межмуниципальный проект "Созвездие северных фестивалей". Культурный ресурс Севера необходимо использовать как ресурс развития территории, своего рода "духовный локомотив", ведущий за собой общество и улучшающий качество жизни в нашем регионе.

Совмещая в себе традицию и современность, вмещая в себя в концентрированной форме представления о самых разных аспектах жизни, местах, временах, людях, искусство является источником новых для нас ощущений, источником дополнительного познания жизни во всех её проявлениях. Искусство влияет на мир через воздействие на ощущения людей, обогащение их внутреннего мира: к примеру, бравый гасконец Д'Артаньян оказал на формирование миллионов людей куда больше влияния, чем весь генералитет французского генштаба. Оно укрепляет человеческий дух, возбуждает чувства, стимулирует к совершению поступков. И таким влиянием нам надо разумно воспользоваться через конкретно-информативные формы искусства: литературу, театр, кино, выставки и концерты.

Жизнь - это не количество прожитых лет, а сумма накопленных впечатлений. Черпать впечатления можно из разных источников. Одним из самых ярких, сильных и глубоких - всегда были путешествия. Открывая новые земли, человек должен всегда хотеть вернуться домой. Об этом мудро писала наша землячка - поэтесса Ольга Фокина: "Только тот, кто счастлив дома, знает счастье на земле".

Север должен быть интересен для туристов и для самих северян. От быстроты и уровня комфортности передвижения по территории области, полноты и яркости впечатлений от нашего гостеприимства зависит удовлетворенность туриста проведенным отдыхом и его желание еще раз вернуться в этот регион. В современных условиях региональной экономики туризм должен рассматриваться в качестве катализатора для решения целого комплекса социально-экономических проблем области, о которых мы сегодня много говорили. Среди ключевых направлений - развитие морского круизного и промышленного туризма. Импульс развитию круизного туризма в регионе можно обеспечить за счет создания благоприятных стимулирующих условий. В первую очередь это развитие портово-причальной и создание обеспечивающей инфраструктуры для приема морских пассажирских судов. Дополнительным стимулом является установление 72-часового безвизового режима для иностранных граждан, прибывающих в Архангельскую область на круизных судах и туристических паромах. Решение этих вопросов, несомненно, позволит вернуть Архангельской области некогда потерянные позиции на российском рынке внутреннего морского туризма и заявить о себе как о центре арктического круизного туризма.

Развитие промышленного туризма связано с наличием на территории региона крупных индустриальных объектов, интересных с точки зрения туристского показа: центр атомного судостроения в Северодвинске, космодром "Плесецк", предприятия лесной, деревообрабатывающей и рыбной промышленности. Экскурсии на предприятия должны стать не только уникальными туристскими предложениями Архангельской области для туристов, но и неотъемлемой частью развития военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации детей и молодежи.

На экономику страны и региона большое влияние оказывает политика. Впереди очень важный для области выборный год. Необходимо выстроить политическую деятельность так, чтобы решение социально-экономических задач не зависело в полной мере от реализации политических амбиций.

Мы все свидетели перемен в политической жизни нашей страны. На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано порядка 60 политических партий, в нашем регионе их пока 22, и понятно, что процесс будет продолжаться. 8 сентября 2013 года необходимо будет избрать новый состав Архангельского областного Собрания депутатов, 16 глав городов и районов, 509 депутатов других различных уровней. Это сложная задача, определяющая жизнь региона на последующие минимум 4 года. Важно обеспечить равные условия для всех политических сил. Поэтому в конце 2012 года мы создали Совет политических партий, где идёт обсуждение поэтапных шагов к развитию гражданского общества и прозрачности предстоящих выборов.

Нам вместе предстоит обновлять механизмы демократии, которые смогли бы "вместить" возросшую активность гражданского общества, ставшего сегодня более зрелым. Время для выдвижения во власть ответственных людей уже наступило. Потому обращаюсь к избирателям региона: будьте внимательнее к кандидатам и их обещаниям, не дайте себя "купить на подачки", требуйте отчета у тех, кто уже давно сидит в креслах руководителей и депутатов, делайте ответственный выбор. От вашего выбора зависит то, как будет развиваться область. Обращаюсь к руководителям всех уровней: наш долг - обеспечить четкое, безукоризненное проведение избирательных кампаний на местах.

В октябре 2012 года в ходе выборов в органы местного самоуправления сменилось более половины глав поселений. Вы согласитесь со мной, что это люди, как говорится: "с передовой". Руководители самого значимого уровня власти, те, к кому население идет со своими проблемами в первую очередь.

Важно, чтоб это были грамотные, способные решать возложенные на них задачи люди. Поэтому в работе исполнительных органов государственной власти Архангельской области необходимо внедрить практику постоянного обучения и совершенствования знаний муниципальных служащих в разрезе курируемых ими отраслей, а министерству по развитию местного самоуправления встать во главе этой работы.

Задача созданной в прошлом году Общественной палаты Архангельской области заключается в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов социально-экономического и культурного развития Архангельской области. Общественная палата должна стать площадкой, объединяющей все общественные движения, нацеленные на оказание помощи людям.

Развитие гражданского общества в России в целом представляет собой процесс преодоления установок на социальное иждивенчество, формирование социальной ответственности. На территории Архангельской области действует более 1700 некоммерческих организаций. Активно работает Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области. Необходимо продолжить практику оказания грантовой финансовой поддержки зарегистрированным на территории Архангельской области социальным некоммерческим организациям, в том числе особое внимание уделить национально-культурным объединениям, предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов.

Востребованная и наиболее гибкая форма местного самоуправления - ТОСы. Это активные и неравнодушные люди, осуществляющие местные инициативы. Сегодня в Архангельской области действует более 600 ТОС. В их деятельность вовлечено около 15 процентов населения региона. В рамках реализации проектов ТОС создаются дополнительные рабочие места, проводятся мероприятия по сохранению уникальной северной культуры и традиций, благоустройству населенных пунктов, пропаганде здорового образа жизни, поддержке наиболее незащищенных слоев населения. На современном этапе основной задачей Правительства Архангельской области является поддержка ТОС, обеспечение участия населения в решении общественных, социально-экономических и нравственных задач, поиск новых подходов к сотрудничеству власти и общества.

Как и предыдущие годы, мы продолжаем оценивать качество работы органов власти на местах: в городах и районах нашей области. Впервые, начиная с 2013 года, в целях поощрения наилучших результатов деятельности муниципальным образованиям будут выделяться гранты. Обращаюсь к главам муниципальных образований: повышение эффективности деятельности должно стать вашей приоритетной задачей. От наших усилий зависит как качество жизни наших граждан, так и позиции Архангельской области в рейтинге субъектов Российской Федерации. Мнение граждан должно стать главным критерием оценки эффективности власти, в том числе и самооценки.

Подводя итог, хочу выразить надежду на понимание всеми масштаба тех задач, которые стоят перед областью, перед властью и перед каждым из нас. И решая эти задачи, реализуя все планы и даже мечты, главное - не потерять самоуважение, чтобы дети могли гордиться нами и любить свой край.

Есть замечательные слова адмирала Нахимова: "Береги язык, на котором говоришь; каюту, в которой живёшь; и мундир, который носишь".

Благодарю за внимание.