Чем дольше губернатор правит, тем меньше нравится он нам. Чем больше принятых политических решений, тем чаще они становятся кому-то невыгодны и подвергаются критике. Виктор Басаргин, начавший карьеру губернатора Пермского края в конце апреля 2012 года, считался многими пермяками, и в первую очередь, пермской политической элитой, "маслом на сердце" после Олега Чиркунова, о чем не уставали твердить депутаты и представители общественности, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Басаргину приходилось зарабатывать всеобщую любовь и признание на фоне того, что вопреки принимаемому тогда закону о выборах губернаторов и жаждой пермяков уже ближайшей осенью выбрать себе губернатора, Чиркунов покинул свой пост раньше обещанного (как сообщало ИА REGNUM, публично он заявлял, что уйдет только когда закон о выборах будет принят, чтобы в Пермском крае состоялись выборы), и назначение Басаргина состоялось по старой системе уже через неделю его вступления в должность и.о. губернатора.

Однако назначенному губернатору-"варягу" удалось "подкупить" пермскую публику, уставшую от слишком "инновационной" политики бывшего губернатора Олега Чиркунова. Первые его публичные заявления и решения говорили: "я не такой как он, я с вами согласен, мы исправим ситуацию". Басаргин хотел создать имидж этакого традиционалиста и хозяйственника в противовес "управленцу и либералу" Чиркунову, и у него это получилось. Критика "неразумной" культурной политики, заявление о необходимости строить детские сады вместо проекта "Мамин выбор", акцент на социальную политику - казалось, он знает, чего от него хотят услышать, и называет это своей программой действий. Также губернатором была заявлена необходимость скорейшего принятия программы социально-экономического развития региона, которую депутаты никак не могли принять долгие годы, хотя понимание ее необходимости было у многих.

В прочем, позже выяснилось, что многое из продекларированного на деле оказалось реализованным наполовину. "Мамин выбор" был не отменен, а отдан на откуп муниципалитетам, при этом, началось строительство детских садов. Многие важные проекты "Культурной политики" сохранились, и даже, как выяснилось совсем недавно, в конце февраля, "при деле" остался один из самых одиозных и неоднозначных фигур пермской политической и культурной сцены - Марат Гельман (теперь он вместе с Борисом Мильграмом будет готовить фестиваль "Белые ночи" - визитную карточку культурной политики Чиркунова).

Что поменялось окончательно и бесповоротно - так это кадровая политика. Поменялись председатель правительства и все вице-премьеры, сформирован совершенно новый кабинет министров, губернатор назначил нового сенатора, и, конечно, с должности главы администрации ушел Фирдус Алиев - "правая рука" Олега Чиркунова.

Сначала кадровая политика у многих вызывала ощущение того, что новому губернатору дает "советы" другой бывший глава региона Юрий Трутнев, ныне занимающий пост помощника президента РФ: назначение главой администрации Григория Куранова, Юрий Борисовец, занявший должность руководителя фракции "Единая Россия" в Заксобрании. Однако спустя 8 месяцев, Басаргин дал понять, что он "вырос", достаточно разбирается в персоналиях пермского политического бомонда и готов принимать собственные решения. В декабре был избран новый секретарь политсовета региональной "Единой России", которым стал поддерживаемый губернатором Николай Демкин (при том, что с Москвой был согласован Юрий Борисовец), а в канун Нового года выяснилось, что Куранов покидает должность главы администрации.

Последнее решение было особенно выгодно для имиджа Басаргина, учитывая то, что Куранов отличился жесткой административной политикой, курируя первые серьезные выборы на счету у губернаторства Басаргина - выборы главы Краснокамска.

Предвыборный процесс сопровождался скандалами: снятием главного конкурента поддержанного губернатором кандидата Юрия Крестьянникова и "закрыванием глаз" на нарушения последнего (в его подписных листах были обнаружены подписные листы в поддержку другого кандидата, что означало недостаточность достоверных подписей, однако снят он за это не был). Такие методы были, конечно, поставлены в укор не только Куранову, но и коснулись самого губернатора, который вел в той ситуации политику "отмалчивания".

Говоря про кадровый вопрос, нельзя не вспомнить одно из главных медийных событий первого года правления Басаргина - назначение Романа Панова в должности премьер-министра и последующий практически сразу его арест. Точнее, формально назначение состояться не успело, однако произошел важный политический акт: депутаты краевого Заксобрания практически единогласно поддержали кандидатуру неизвестного москвича, предложенную новым губернатором, оказав Басаргину "безграничное" доверие.

После рокового ареста произошел перелом: оказалось, Басаргин тоже совершает ошибки. До этого его имидж был практически безупречным для широкой публики. Надо сказать, что и после такого кадрового казуса в большей степени пострадал не имидж губернатора, а имидж парламентского "послушного большинства". При этом гораздо уверенней почувствовал себя депутат Дмитрий Скриванов, которого принято считать одним из ключевых представителей команды Чиркунова. Скриванов один из немногих на утверждении Панова призывал не голосовать и оставить его с приставкой "и.о." на какое-то время, чтобы убедиться в его профпригодности для Пермского края, и оказался прав.

Басаргин, наученный горьким опытом, тянул с назначением краевого премьер-министра до января 2013 года, уже почти год занимая сам эту должность с приставкой "и.о.", что стало вызывать робкие насмешки и осторожную критику. В январе наконец-таки председателем правительства назначен Геннадий Тушнолобов. Пожалуй, это кадровое решение стало одним из самых успешных с точки зрения всеобщего не только показного, но и реального одобрения кандидатуры. Опытный политик, чиновник и топ-менеджер Тушнолобов выглядел идеальным для этой должности.

Испытаниями для губернатора стал ряд резонансных политических событий. Угроза "оптимизации" признанного неэффективным Пермского института искусства и культуры вызвала шквал протеста и обращений к губернатору от разных общественных и образовательных организаций с просьбой не позволить "кульку" закрыться. В итоге, Басаргин продемонстрировал умение вести переговоры на федеральном уровне. Не без его участия решение о реорганизации было отменено, и институту дали "второй шанс".

Последней важной проблемой для Пермского края и для имиджа Басаргина стал уход авиакомпании Люфтганза из Пермского края по причине "экономической неэффективности" рейсов. Команда губернатора, в том числе и новый председатель правительства Геннадий Тушнолобов сегодня делают всё, чтобы минимизировать экономические и политические последствия. По итогам ряда встреч с представителями компании было заявлено, что отмена рейсов не означает полного ухода, и в скором времени полеты могут возобновиться, если будет выполнен ряд договоренностей. Прикрытием политического тыла нынешней команды стали намеки на то, что авиакомпания ушла из-за низкого качества самого аэропорта, который уже давно нуждается в масштабной реконструкции, а решения по таким глобальным проектам "с кондачка" не принимаются, следовательно, уход бизнеса из региона - это последствие в первую очередь предыдущего многолетнего управления.

На фоне признанных успешными решений губернатора спустя почти год его правления стали появляться всё больше решений, вызывающих неоднозначную реакцию и серьезную критику. Казалось бы, благая мысль переноса зоопарка с бывшей городской святыни - Архиерейского кладбища - обернулась спорами вокруг нового месторасположения. Вариант, который был публично одобрен Басаргиным - Черняевский лес - вызвал бурю негодования в рядах экологов и общественников.

Кроме того, всё больше законопроектов, инициируемых администрацией губернатора, стали подвергаться критике и существенным изменениям со стороны депутатского корпуса. Последний из примеров - принятие программы патриотического воспитания, которая между первым и вторым чтениями не просто была изменена, а была практически переписана.

Воспринятая с всеобщим воодушевлением идея Басаргина создать политический совет при губернаторе в самом начале его правления оказалась спустя год провальной. Политсовет не стал ни органом, принимающим решения, ни даже совещательным органом, и созывался всего несколько раз. Последствием этого стал выход из состава политсовета одного из самых ярких и авторитетных гражданских активистов региона - члена Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Проблемы с серьезным дефицитом бюджета, чего не было раньше, также оказались поводом для хоть и косвенной, но критики губернатора. Его заявления о приоритетах социальной политики столкнулись с финансовой необеспеченностью исполнения. Программа СЭР, инициатива принятия которой вызвала одобрение, на деле оказалась документом, далеким от идеала, в том числе из-за заявленной Басаргиным необходимости ее скорейшего принятия - одновременно с бюджетом на 2013-2015 годы. Некоторые депутаты высказывались с критикой такой поспешности и предложением доработать ее как следует, иначе она рискует стать очередной декларацией без реализации.

По итогам одного года работы на посту главы субъекта сложно делать выводы о результатах проводимой социальной, экономической политики, оценивать улучшение или ухудшение качества жизни пермяков. Год - слишком малый для этого срок, большинство сегодняшних событий - это в той или иной степени результат предыдущей политики.

Однако оценить можно авторитет, имидж и приобретенный личный политический вес нового губернатора. Конечно, говорить о том, что "чем дальше в лес, тем больше дров", не приходится, так как пока политика губернатора Пермского края признана вполне адекватной, не раздражающей явно региональные элиты и общественность. Но всеобщая "постчиркуновская" эйфория, на чем был основан тот изначальный позитив, с которым пермяки встретили московского управленца, постепенно спадает. Очевидно, что любой губернатор, любой управленец всегда будет объектом похвалы одних и жесткой критики других. Всегда будут сторонники, противники и неопределившиеся. И с каждым принятым решением, с каждым политическим шагом противников будет становиться всё больше, независимо от содержания решений. И, в конечном счете, дальнейшая судьба управленца будет зависеть от его политической воли, степени сплоченности и надежности его команды и заинтересованности широкого круга групп влияния в его прибывании у власти.