Главная прокуратура Грузии 1 марта сообщила о раскрытии дела о так называемом "тюремном бунте", который произошел 26-27 марта 2006 года и охватил тюрьмы №1, №5 и тюремную больницу.

Согласно заявлению прокуратуры, все это было инсценировано по указанию тогдашнего руководителя Департамента исполнения наказаний Бачаны Ахалая и сделано было вскоре после того, как в газеты просочились информации о том, что Бачана Ахалая в пьяном виде избивал и унижал заключенных.

По информации следствия, для того, чтобы прикрыть эти негативные информации и развеять нежелательные для себя слухи, Ахалая вместе с Дгебуадзе (известным под прозвищем "Мастер") разработали план, который собирались осуществить при содействии криминальных авторитетов. В частности они поручили вору в законе Петру Мамардашвили, чтобы тот вместе с криминальным авторитетом и так называемым "надзирателем" тюрьмы Зурабом Виблиани привел этот план в исполнение. По заявлению прокуратуры, было задумано, что когда заключенных выведут на прогулку, перед палатой воров в законе установят потайную видеокамеру, и перед ней Мамардашвили и Виблиани должны были повести разговор о невыносимых условиях, созданных в тюрьме для криминальных авторитетов. "После этого Виблиани должен был отобрать заключенного, который нанес бы себе телесные повреждения, а потом пожаловался бы правозащитнице Нане Какабадзе, что его избил Ахалая. А когда Какабадзе заявила бы об этом по телевидению, Ахалая опубликовал бы видеозапись беседы Мамардашвили и Виблиани и тем самым развеял бы сомнения общества относительно его издевательств над заключенными. За выполнение этого поручения Бачана Ахалая пообещал Петру Мамардашвили помощь в Верховном суде, где был обжалован вынесенный ему судами нижестоящих инстанций обвинительный приговор", - сообщает прокуратура и отмечает, что выполнить поручение Мамардашвили не смог, потому что Виблиани говорить с ним на эту тему отказался. Поэтому Ахалая 25 марта 2006 года с целью осуществления своего плана потребовал у прокуратуры разрешения на тайную видео- и аудиозапись в тюремной больнице, где якобы готовились тюремные беспорядки. Прокуратура выдала ему разрешение, и в тот же день в коридоре "воровского флигеля" тюремной больницы были установлены камеры, говорится в сообщении прокуратуры.

По данным следствия, действуя по плану Ахалая, директор заведения ввел в палату к Мамардашвили Зураба Виблиани, который не знал причин, по которым его суда привели, но Мамардашвили и на этот раз не смог выполнить поручения и перед камерой ничего не сказал. Узнав, что его поручение не выполнено, Ахалая решил расправиться с Мамардашвили и Виблиани. "Он явился в тюремную больницу вместе с отрядом спецназа и потребовал привести в кабинет директора заведения обоих заключенных. По его же требованию были доставлены заключенные Георгий Авалиани и Леван Цинделиани, которые ничего общего с Мамардашвили и Виблиани не имели. В кабинете Ахалая заявил Мамардашвили, что тот не выполнил поручения и, чтобы унизить криминального авторитета, на глазах других заключенных начал стричь ему волосы и складывать в карман. Потом поочередно стал задавать Виблиани и Авалиани вопросы, какой сегодня лень, год, число, на что Авалиани ответил, что Ахалая и сам это знает. В ответ Ахалая плюнул в лицо Виблиани, а Виблиани ударил его. После этого Ахалая, а также помогавший ему Мегис Кардава и сотрудники спецназа жестоко избили Мамардашвили, Виблиани и Авалиани, а параллельно Ахалая по рации вызвал еще один отряд спецназа Департамента исполнения наказаний", - сказано в сообщении прокуратуры.

Далее, согласно данным прокуратуры, избитых заключенных, а вместе с ними и Цинделиани, выволокли во двор заведения и на глазах остальных заключенных опять жестоко избили. Затем через КПП вывели на стоянку конвойных машин. У Цинделиани начался приступ эпилепсии. После оказания первой помощи всех четверых перевезли в тюрьму №7, куда через некоторое время доставили из тюремной больницы тяжелобольных заключенных М. Зеделашвили и Н. Махарадзе. Такие действия Ахалая и других руководителей администрации вызвали у заключенных активный протест, который перерос в тюремный бунт, констатирует прокуратура.

В связи с тюремным бунтом Бачана Ахалая обвиняется в злоупотреблении служебным положением по статье 332, часть 3-я УК Грузии, сообщает Главная прокуратура Грузии.

Бачана Ахалая был задержан 7 ноября 2012 года. Он обвиняется по нескольким уголовным делам, которые касаются периода его деятельности на посту министра обороны. В частности, ему предъявлены обвинения в превышении служебных полномочий, пытках и незаконном лишении свободы.