Смешанная система выборов превратит партии в инструмент для выдвижения: политолог

Москва, 1 марта 2013, 17:17 — REGNUM  Ни один избирательный цикл в России не обходился без конъюнктурных, при этом серьезных кардинальных изменений системы выборов. И всё это "сходило с рук" власти, потому что не вызывало серьезных протестных настроений в обществе и хоть малейшей заинтересованности, считает свердловский политолог Алексей Швайгерт. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 1 марта, комментируя очередное изменение предвыборного законодательства, инициированное президентом РФ Владимиром Путиным - введение смешанной избирательной системы, при которой половина Государственной думы будет избираться по одномандатным округам.

Изменения перед каждыми федеральными выборами, по словам эксперта, касались всех основных элементов: выборы по одномандатным округам либо по партийным спискам, избирательный барьер для партий, отмена порога явки избирателей и графы "против всех", отказ от предвыборных блоков, отмена предвыборного фонда как альтернативы сбору подписей для самовыдвиженцев.

По мнению ряда политологов, изменения каждый раз были направлены на то, чтобы усилить позиции партий власти, уменьшить шансы независимых кандидатов и других партий.

Недавнее масштабное изменение, инициированное бывшим президентом Дмитрием Медведевым, коснулось партийной системы: значительно сократилось количество членов партии, необходимое для ее регистрации. Заявка была сделана на укрепление роли партий в политическом процессе, развитие партийной системы. Казалось бы, это и есть долгожданная либерализация избирательного законодательства, теперь появятся много новых партий, у которых будет шанс бороться за власть.

Однако большинство независимых экспертов посчитали, что такая слишком атомизированная партийная система опять-таки на руку партии власти - "Единой России" (или любой другой партии, которая займет ее почетное место), так как огромное количество карликовых партий равномерно распределят между собой протестные голоса избирателей, в итоге ни одна из них не наберет 5% и не сможет попасть в Госдуму. Была надежда на возврат предвыборных блоков, однако такой поправки в новом законопроекте, который внесен в Госдуму действующим президентом, нет.

Главный вопрос сегодня - как отразится появление одномандатных избирательных округов на дизайн избирательной системы. Мнения экспертов разделились: одни говорят, что это пойдет на пользу маленьким партиям, другие - что это окончательно нивелирует их роль в политике.

Свердловский политолог Анатолий Гагарин считает, что новая система гораздо более либеральна, "маленькими шажками выстаивается многопартийная система".

"Пока наша партийная система "хилая", и ее нужно усилить мажоритариями. У мелких партий появляется шанс кроме как выдвижения списка выдвигать сильных кандидатов по одномандатному округу. Популярный кандидат выиграет ведь в любом случае, от кого бы он не выдвинулся. Учитывая неясность судьбы "Единой России", не факт, что все одномандатники захотят выдвигаться под ее флагом. А худосочная партия, которая выдвинет сильного кандидата, получает шанс одновременно усилить и свою популярность, получается, популярный одномандатник будет тащить этот бренд на себе. И если партия не наберет 5%, то она хотя бы получит одномандатника", - пояснил эксперт.

С ним не согласен Алексей Швайгерт, который уверен, что введение мажоритарного голосования приведет к тому, что партии превратятся в сугубо политтехнологический инструмент для прохождения в Госдуму кандидатов, которые не хотят выдвигаться от партии власти и не рискуют собирать подписи для самовыдвижения.

"Такая система на руку не самой партии "Единая Россия", но на руку тем, кто стоит у власти. Теперь лояльным высшему руководству страны сильным кандидатам можно будет дистанцироваться от потерявшего популярность бренда "Единая Россия" и идти по одномандатному округу от любой мелкой партии. При этом, самим карликовым партиям это в плюс не будет. Если кандидат пойдет под партийным брендом, то он использует его для выдвижения, но тратить деньги на пиар самой партии не будет, он вообще может ничего не говорить о ней", - считает политолог.

Кроме того, учитывая, что для создания партии нужно набрать всего лишь 500 человек в половине субъектов, кандидату, обладающему серьезными финансовыми ресурсами, не составит большого труда организовать партию "под выборы". Таким образом, появятся десятки и сотни "фейковых" партийных структур с бессмысленными названиями и программами, которые либо совсем ликвидируются после выборов, либо "заморозятся" до следующих.

Наконец, когда в Госдуму попадут 225 одномандатников, окажется, что от одной и той же мелкой партии выдвинулись не более одного кандидата, а по спискам они вовсе не прошли. Следовательно, создавать фракции нет смысла, и с такими отдельными "самостоятельными" депутатами будет достаточно просто договориться о голосовании по стратегически важным для власти решениям.

Что касается тех партий, которые всё-таки смогут преодолеть 5%-ный барьер, Швайгерт обращает внимание, что "им придется делить между собой уже не 450 мандатов, а всего 225. Это, опять же, сводит к минимуму шансы организовать сколько-нибудь влиятельную фракцию".

Избирательная система - сложный механизм, который требует времени и постоянства, чтобы "прижиться" и работать так, как надо. И если бесконечно менять "правила игры", то это будет только сильней расшатывать политическое устройство государства, даже если каждый раз объяснять изменения "либерализацией" и "большей эффективностью".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail