Латвийский эксперт: Американская элита отстаивает интересы отдельных групп в ущерб государству

Рига, 28 февраля 2013, 19:07 — REGNUM  1 марта США покажут миру очередной акт эпопеи под названием "Как сократить дефицит" - о противостоянии между республиканцами и администрацией Обамы. Если стороны не достигнут компромисса, то с этой даты в Америке должны быть автоматически введены дополнительные к уже существующим меры по сокращению расходов бюджета. Такая развязка, впрочем, представляется маловероятной. Финалом этого спектакля, который мы увидим еще не раз, скорее всего, снова станет компромисс - такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu.

Зуев напоминает: "Осенью 2011 года финансовые рынки сильно лихорадило. Тогда поводом стало понижение наивысшего суверенного рейтинга США агентством S&P из-за нежелания законодателей повышать допустимый уровень государственного долга. При этом, только за последнюю декаду потолок госдолга повышался 8 раз, и эта процедура в функционировании американской финансовой системы стала пустой формальностью. События 2011 года показывают, как решение простого технического вопроса может стать проблемой из-за сложившейся в Вашингтоне конфигурации политических сил. Республиканцы и президент используют злободневные финансовые вопросы как разменную монету для реализации собственной политической повестки дня. В результате в условиях политического цейтнота бразды правления над экономикой взяла Федеральная резервная система. Мы считаем, что ситуация осени 2011 года, когда политический спектакль обернулся рыночной драмой, будет повторяться до тех, пока противоборствующие стороны не начнут ставить интересы страны выше своих партийных и идеологических пристрастий. Пока же постановка этих спектаклей не блещет оригинальностью и режиссерской мыслью: главные герои и антагонисты - все те же, а развязка - предсказуема. Если говорить о последнем акте данной пьесы, то после достижения частичного консенсуса в вопросе отмены "фискального обрыва", республиканцы, контролирующие Палату представителей, и Обама принялись договариваться по очередному повышению потолка госдолга с нынешнего уровня в 16,4 трлн долларов. В итоге решение этого вопроса отложено до 19 мая. Однако осталось другое незаконченное дело - отмена так называемого секвестра", - указывает эксперт.

Как напоминает Зуев, "с 1 марта в США автоматически вступает в силу секвестр - повсеместное сокращение расходов госбюджета. В этом году предусматриваются сокращения на 85 млрд долларов, а за следующие 10 лет будет сэкономлено в общей сложности 1,2 трлн долларов. Очевидно, что секвестр поможет несколько стабилизировать отношение госдолга к ВВП. Если мы сложим все сокращения госрасходов и повышения доходов, принятых с 2011 года, то прогнозируемый дефицит за 10 лет будет снижен на 2,4 трлн долларов. При текущих показателях для полной стабилизации отношения госдолга к ВВП необходимо сэкономить до 4 трлн. долларов за последующую декаду. По прогнозам Управления по бюджетной политике Конгресса (CBO), автоматические сокращения расходов приведут к замедлению экономического роста на 0,6% и потере 750 тыс. рабочих мест. Секвестр станет четвертой мерой, призванной снизить дефицит бюджета. Первый этап этого процесса, принятый в 2011 году, позволил резко сократить дискреционные расходы. В свою очередь договоренность по "фискальному обрыву" привела к росту налогов для богатых и восстановлению полного налога с заработной платы. Общий эффект от этих мер уже привел к замедлению роста экономики, о чем свидетельствуют последние данные по ВВП. Вступление в силу секвестра вкупе с усугубляющейся рецессией в еврозоне вполне реально может погрузить Штаты в продолжительную рецессию".

По мнению эксперта, "экономика США не может выйти на полные обороты, пока потребители не избавятся от посткризисного долгового бремени. Предварительные данные по ВВП за четвертый квартал лишь подтверждают данные опасения: экономика впервые с 2009 года показала негативный рост на 0,1%. Предыдущая сделка между республиканцами и президентом Обамой в конце 2012 года полностью не решила проблемы "фискального обрыва". Даже в нынешнем формате повышения налогов и окончания налоговых льгот эпохи Буша-младшего рост ВВП, по разным оценкам, потеряет 0,5-1,4 процентных пункта. В то время как потребители разгружают свои бюджеты после кризиса, а компании не очень активно инвестируют в новые производственные мощности, ВВП может увеличиваться только за счет госрасходов. Причиной мало-мальски ощутимого роста в США по сравнению с еврозоной, Японией и Великобританией может быть как раз наличие бюджетного дефицита, а не следование курсу жесткой экономии, как в других развитых странах".

Зуев обращает внимание на то, что "при всех попытках уменьшить бюджетный дефицит в США по-прежнему растут бюджетные расходы на социальные нужды. CBO прогнозирует, что расходы на социальное обеспечение, в основном пенсии, повысятся с нынешних 5% ВВП до 6,2% в 2037 году и 6,7% в 2087. Вдобавок к росту расходов на пенсии будут увеличены и траты на медицинское обеспечение пожилых людей - программу, получившую название Medicare. Она финансируется налогом с зарплаты в размере 2,9%. Программа предусматривает оплату оказанных медицинских услуг и индексируется с учетом инфляции. Все тот же CBO рассчитал, что расходы на эту программу вырастут с 3,7% от ВВП сегодня до 6,7% в 2037 и 13,3% в 2087. Причина настолько резкого роста расходов на уход за пенсионерами связана со стареющим населением. Это явление наблюдается во многих странах и вызвано выходом на пенсию поколения беби-бумеров. В 2025 году доля населения старше 65 лет в США достигнет 20%. По данным Фонда Соцобеспечения, в 2012 году на одного пенсионера в США было 2,9 работающих. К 2030 году этот показатель упадет до 2,0. В результате налогов с заработной платы, выплачиваемых работающим населением, не будет хватать для выплаты пенсий, а госбюджет будет призван компенсировать недостающие средства. Даже сегодня большая часть социальных расходов в США приходится на здравоохранение. В Америке на эти нужды уходит 17,6% ВВП, что значительно выше среднего по ОЭСР уровня в 9,5%. Нынешние споры о бюджетных тратах на социальное обеспечение идут вразрез с бытующим мнением о слабом "государственном благосостоянии" в США. Штаты создали широкую и сложную систему социальной защиты, на которую в процентном отношении уходит гораздо больше средств, чем во многих других развитых странах. В то же время механизмы распространения социальных благ неоднородны и неполноценны. После вступления в силу Закона о доступном здравоохранении в 2014 году доля населения, не имеющего страховки, все равно будет выше, чем в любой другой развитой стране - по некоторым подсчетам, эта цифра составит около 30 млн. человек. Сегодня доступа к здравоохранению не имеют 16% населения Америки (48 млн. человек). При расчете расходов на социальное обеспечение нельзя игнорировать и общий уровень налогообложения, так как то, что государство дает в виде социальных благ, оно потом забирает в виде налогов. При низких налогах чистый уровень социальных трат оказывается заметно выше. Этот показатель разработан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включает в себя такие категории как налоги, пенсии, здравоохранение и страховка, декретные отпуска, пособия по безработице, пособия по уходу за ребенком и другие. По этому показателю США занимает 5-е место в мире сразу после Швеции - признанного эталона модели "государства благополучия".

Как считает Игорь Зуев, "при годовом росте экономики в районе 2,0% взятый в последнее время курс на резкое снижение дефицита приведет к сложностям в восстановлении экономики США после кризиса. Одной мягкой монетарной политикой в таких экономических реалиях не обойтись. Как мы не раз писали, экономическая машина сможет заработать на полную мощность только при четкой координации фискальной и монетарной политик. Наблюдая за попытками американского политического истеблишмента решить проблему государственных финансов, серьезный пессимизм вызывает чрезмерный фокус на отстаивании интересов отдельных групп в ущерб интересам государства. До сих пор все сводится к тому, кто наберет политические очки, избегая сложных и непопулярных решений. Чем это обернется для самих американцев и остального мира, покажет будущее".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
68% жителей России против монархии в стране: опрос
NB!
23.03.17
«Трамп должен не дать Дутерте сдать Южно-Китайское море Китаю»
NB!
23.03.17
В США опубликовали видео выстрела рельсотрона
NB!
23.03.17
Калужской районной больнице пророчат банкротство, а пациентам — голод
NB!
23.03.17
Как Феникс из пепла: Волгоградский алюминиевый завод решили возродить
NB!
23.03.17
Депутат Рады – о запрете для Самойловой: «Выглядим мелочно и подло»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Лиза Вавилина
NB!
23.03.17
Церкви нужен профсоюз – но вначале для нее самой
NB!
23.03.17
«Нефть не сдает позиций»
NB!
23.03.17
«Рубль завис между 57 и 58»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 23 марта
NB!
23.03.17
NI: Урок лондонского теракта – атаки остановить невозможно
NB!
23.03.17
Продажа акций АЛРОСА-Нюрба: «Зарубить курицу, несущую золотые яйца»
NB!
23.03.17
Генсек НАТО вновь заявил о необходимости диалога с Россией
NB!
23.03.17
Подростковые «группы смерти»: доведение до суицида или способ убийства?
NB!
23.03.17
Нидерланды: евроскептики укрепили позиции, несмотря на проигрыш
NB!
23.03.17
Жертвами теракта в Лондоне стали пять человек, около 40 получили ранения
NB!
23.03.17
«Последний диктатор» и его евромечта
NB!
23.03.17
Внутриукраинский бедлам растет и ширится во всех направлениях
NB!
23.03.17
С кем на самом деле воюет Порошенко?
NB!
23.03.17
Угроза человечеству №1, о которой никто не хочет думать
NB!
23.03.17
Балканы остаются пороховым погребом Европы