Массовых волнений в Армении ожидать не следует, поскольку опыт 1 марта 2008 года все еще свеж. Ни власти Армении, ни оппозиция не хотят повтора трагических событий. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил глава армянского Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества, политолог Степан Григорян.

"Раффи Ованнисян - не Левон Тер-Петросян. В 2008 году оппозиция не желала вообще разговаривать с властями, выступала с радикальных и непримиримых позиций. Сегодня ситуация в корне отличается. Кроме того, Серж Саргсян - не Роберт Кочарян. Нынешний президент гораздо более мягок и дипломатичен", - отметил политолог.

В целом, по мнению эксперта, на данный момент диалог властей и оппозиции чрезмерно важен. "Напряжение растет. Между сторонами нужна дискуссия, причем не на уровне какого-то "базара" или торга за должности. Речь идет о серьезном обсуждении возможности выхода из кризиса, о диалоге вокруг принципов. Лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян ясно дал понять, что не гонится за должностями, не станет торговаться", - заметил Григорян.

Оценивая прошедшие выборы и их результаты в целом, глава Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества выразил мнение, что процесс их организации отличился рядом положительных моментов. "Совершенно очевидно, что власть сумела организовать выборы, качественно отличающиеся от всех прежних. Кандидаты в рамках своих агиткампаний имели свободный доступ к СМИ, не сталкивались с проблемами при проведении митингов, встреч. Голосование 18 февраля технически было организовано гораздо лучше, чем, скажем, на выборах 2008 года. Это прогресс, который не признать нельзя. Другой вопрос, что в конце были определенные "ляпы", которые бросили тень на электоральный процесс в целом", - сказал собеседник, добавив, что общественное мнение очень восприимчиво к такого рода поворотам.

"Речь о вбросах, попытках двойного голосования и других нарушениях. Организацию выборов не довели до ума окончательно. Поскольку в армянском обществе очень низок уровень доверия к выборам, такие нюансы оставляют глубокий след в массовом сознании. Теперь первым лицам нужно постараться сгладить острые углы и постараться найти конструктивное решение, причем это должны сделать главные политические фигуранты - президент, лидер правящей Республиканской партии Армении (РПА) Серж Саргсян и Раффи Ованнисян. Другие политические силы, впрочем, могут присоединиться к процессу и выступить, к примеру, в качестве посредников", - заявил он, подчеркнув, что в сложившейся ситуации особо неуместными выглядят "циничные высказывания некоторых представителей РПА, не вникающих в суть и не осознающих глубины происходящего".

"Не нужно говорить, что выборы прошли идеально, не надо сказок; время сказочников прошло. До выборов мало кто мог предположить, что Раффи Ованнисян наберет 540 тыс. голосов, да и то по официальным данным; реальная цифра - все понимаем, да? - больше. Никто не ожидал, что протестное движение достигнет таких масштабов, какие мы видим сегодня. За Раффи идет в основном молодежь, а также люди из областей страны, что тоже было немыслимо еще несколько лет назад. Это говорит о том, что армянское общество качественно изменилось, что голосует не за деньги, а в силу своих убеждений и желаний. Оно лучше, чем было в 2008 году. Это новая ситуация, требующая новых подходов", - уверен Григорян.

Отвечая на вопрос о роли внешнего фактора в развитии ситуации внутри Армении, в частности, положительных оценок международных наблюдателей, эксперт выразился достаточно скептически: "В самом деле эта быстрая легитимизация результатов президентских выборов приносит больше вреда, чем пользы Армении. Формальная поддержка на самом деле вызывает у критически настроенной части армянского общества неприязнь к европейским структурам, к России и ко всем тем внешним акторам, которые на скорую руку признали выборы, поздравили президента Саргсяна и так далее. Это в очередной раз указывает на необходимость поиска путей для снижения внутреннего напряжения в стране", - заметил он.