Спустя четверть века с начала имевшего "поворотное значение в истории армян" карабахского движения, армянская политическая мысль еще не осмыслила и не дала политическую оценку турецкому политическому менталитету, а также отношению России и Европы к карабахскому вопросу. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявил на посвященной 25-летию карабахского движения пресс-конференции 28 февраля профессор Ереванского государственного университета, доктор философских наук, политолог Александр Манасян.

Как отметил он, армяне до сих пор не смогли понять турецкий менталитет и ответить на вопрос, почему именно они стали жертвой геноцидов. В данном контексте он отметил наличие множества общностей между тем, что происходило во время резни армян, греков и ассирийцев в Стамбуле в 1915 году, и погромов армян в Баку.

По его словам, до сих пор до конца не изучено, какую позицию в свое время заняла большевистская Москва, в частности, "горбачевская" Москва в отношении карабахского вопроса. Как отметил он, всем понятно, почему советская армия опоздала, когда азербайджанцы устроили погромы армян в Сумгаите, и когда азербайджанцы двинулись в Степанакерт. Подобные действия, по мнению политолога, не могли быть осуществлены самостоятельно, без ведома Москвы. Сегодня, как отметил он, существует версия, согласно которой за всеми этими шагами азербайджанцев стоял лично Михаил Горбачев, который, по мнению некоторых, по этническому происхождению - турок. Все эти факты, по его словам, периодически констатируются отдельными экспертами, но систематизированного представления произошедшего миру нет.

Как утверждает Манасян, нет и четкого осмысления отношения Запада к данному вопросу. По словам эксперта, в один период, до 1991 года, Запад приветствовал решение карабахского народа, однако, когда распад СССР был уже неизбежен, и данный процесс протекал без карабахцев, Карабах перестал интересовать Запад, который подошел к позиции сдачи Карабаха азербайджанцам.

По словам политолога, до сих пор в армянской политической мысли есть множество неосмысленных и неопределенных понятий и принципов. В данном контексте он констатировал тот факт, что армяне были настолько неготовы к карабахскому движению, что "выйдя на площадь", потребовали защитить права армянского национального меньшинства в Азербайджане. "А ведь армяне не были национальным меньшинством в Азербайджане, они являлись одним из народов - основателей этого государства", - заявил он, отметив, что Азербайджан не был национальным государством.

Есть и другие, по его словам, неправильные восприятия и принципы, которые были признаны армянской стороной и играют не в ее пользу. "До сих по мы не знаем, что такое Нагорный Карабах географически", - сказал он, заметив, что до 1917 года все знали, что те же Кельбаджар, Лачин, Шаумян, так называемые горные части Гандзака являются частью Нагорного Карабаха, но после того, как была создана Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), они были исключены. На самом же деле, по его утверждению, Нагорный Карабах - это не бывшая область. Однако, как подчеркнул он, "неправильная" позиция была принята армянской стороной еще при экс-главе МИД Армении Вардане Осканяне.

Таким образом, констатировал политолог, находящаяся сейчас в обороте формула, согласно которой армяне завоевали территории вокруг Нагорного Карабаха, исходит из того, что и сами армяне отождествляют Нагорный Карабах с НКАО, тогда как армяне "не выходили за пределы Карабаха". Поэтому данная формула, по его мнению, работает против самих армян.

Он также обратил внимание на тот факт, что армянская сторона требует признания права на самоопределение, тогда как оно уже несколько раз было признано - в 1920 году, в 1923 году и в 1990 году. В связи с этим Манасян предлагает требовать "уважения уже признанного права на самоопределение".

Политолог также поднял вопрос о том, что Азербайджан до сих пор не провозгласил свои границы, не является правопреемников Советского Азербайджана, так как объявил себя правопреемником Азербайджанской Демократической Республики 1918 года. Фактически, как отметил он, когда Азербайджан приобрел независимость, Нагорного Карабаха в его составе не было. "Вот, как можно выйти из комнаты, в которой тебя не было?!"- заявил он.