Компания "Транснефть" предъявила претензии к менеджменту Новороссийского морского торгового порта (НМТП) (Краснодарский край). Как сообщает издание "Новости-РФ", по мнению первого вице-президента "Транснефти", члена совета директоров НМТП Максима Гришанина, руководством порта для улучшения основных показателей были использованы не все имеющиеся возможности. Так, за прошедший 2012 г. рост основных показателей (EBITDA, выручка и грузооборот) увеличился на 1,2%, однако, в среднем по России эти показатели выросли на 5,6%. "Из-за процветающих в НМТП посреднических схем, грузовладельцы - реальные компании, уходят в другие порты", - заявил Гришанин. Кроме того, по его словам, на поддержание инфраструктуры порта должно было быть потрачено 747 млн руб., а вложено только 552 млн руб.

Долговая нагрузка НМТП составляет $1,9 млрд., и инвестировать в дальнейшее развитие инфраструктуры недальновидно, отмечают эксперты. "На сегодняшний день нефтебаза Шесхарис, от которой порт получает основной доход, загружена на 60-70 %, - добавляет генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. - А инвестировать в мощности, которые недозагружены, просто нецелесообразно". Эксперт считает, что критика Транснефти в адрес группы "Сумма" по вопросам управления порта несостоятельна.

По мнению Безбородова, споры вокруг качества управления портом - это начало большого корпоративного конфликта. "С одной стороны выступает государственная "Транснефть", с другой - частная компания Зиявудина Магомедова, которая вынуждена противостоять тотальному контролю и навязыванию решений, - полагает эксперт. - Конечно, обладая таким административным ресурсом, "Транснефти" проще победить. Но менеджменту госкомпании стоило бы решать вопросы, основываясь не только на критике, а исходить из реального положения дел. А, судя по всему, руководство порта и группы "Сумма" сделало все, чтобы обеспечить развитие данного актива".

Это не первый конфликт, который возникает между компаниями при реализации совместных проектов. Из-за несогласованности позиций Транснефть, по сути, отказалась от участия в строительстве нефтяного терминала в Роттердаме. Напомним, осенью 2011 консорциум "Суммы" (75%) и VTTI (Vitol и малайзийская транспортная структура MISC Bhd, 25%) победил в тендере на право строительства терминала. Суть проекта "Суммы" - строительство нефтяного хаба в Роттердаме для транспортировки нефти из подконтрольного ей и Транснефти порта Приморск (входит в группу НМТП) и дальнейшей продажи сырья. Объем необходимых вложений оценивался более чем в $300 млн.

Глава Транснефти Николай Токарев объяснил, почему бизнес-модель, предложенная "Суммой", не устраивает государственное предприятие. По мнению "Суммы", роль нефтяной компании заключается в обеспечении плеча для нефти от Приморска до Роттердама, при этом морская логистика должна быть на минимуме фрахтовой ставки, отмечает Infranews. По словам главы Транснефти, работа его компании оценивается в ноль копеек. Кроме того, участие в этом проекте связано с ценообразованием на российскую нефть за границей, а госкомпания должна это делать только на своих площадях, считают в Infranews.

Елена Садовская из RMG считает, что проект в Роттердаме будет сложным для "Суммы", в первую очередь, с точки зрения необходимости отвлечения на него дополнительных средств. Кроме того, говорит аналитик, сейчас компании нужно заниматься реструктуризацией большого долга НМТП. Алексей Безбродов, в свою очередь, обращает внимание на очередное свидетельство разлада между компаниями. Ищутся любые предлоги, чтобы обострить конфликт. По словам эксперта, противоречия между Транснефтью и "Суммой" - это отблеск системного подхода, который наблюдается сегодня в различных секторах российского бизнеса, когда госкомпании пытаются подмять частный бизнес, а все заявления Правительства о приватизации и развитии частной инициативы не более, чем просто слова.