В начале текущего года в Латвии вступили в силу новые правила, регулирующие вопросы уплаты налогов при использовании в бизнес-практике оффшорных компаний. Изменения затронут широкие круги предпринимателей из всех сфер бизнеса, где ранее использовались преимущества безналоговых юрисдикций. Ситуацию для корреспондента ИА REGNUM комментирует Татьяна Лютинская, руководитель Отдела международного налогового и корпоративного планирования юридической компании Prime Consulting.

Специалист указывает: "Нынешняя "антиофшорная" инициатива - изобретение отнюдь не латвийских фискалов. Они заимствуют передовой опыт западных коллег в противодействии естественному стремлению укрыться в "налоговых гаванях". Очень важно понимать и то, что эти изменения затрагивают наиболее активную в предпринимательском отношении часть латвийского общества - от которой всегда и в первую очередь зависело развитие экономики страны. В соответствии с изменениями в законе "О подоходном налоге с населения" оффшор, контролируемый физическим лицом - резидентом Латвии, должен платить налоги на родине хозяина, то есть в латвийский бюджет. Иными словами, физическое лицо должно заплатить в Латвии налог на доходы, полученные его безналоговым оффшором, не только в том случае, если они были выплачены ему фактически, но и тогда, когда доход этим оффшором только заработан. Причем ставка налога составляет 24%.

Новый порядок касается дохода компании (а также траста или любого другого юридического образования), зарегистрированной в оффшорной юрисдикции, включенной в так называемый "черный список" Кабинета Министров, которую физическое лицо прямо или опосредованно (через промежуточные структуры) контролирует по меньшей мере на 25%. Подобный налоговый режим в мировой практике называется "правилами о контролируемых иностранных компаниях" (Controlled Foreign Corporation или CFC) и ориентирован на борьбу с практикой перемещения доходов в безналоговые юрисдикции и бессрочного отложения момента уплаты налогов с этих доходов по месту резиденции лица, контролирующего структуру.

Латвийская налоговая администрация всерьез взялась за не бедных жителей своей страны примерно год-полтора назад. "Первым звонком" в этой кампании стали нулевые декларации, введение которых сопровождалось небывалой по своим масштабам и мощи информационной кампанией. Одновременно с введением деклараций в прошедшем году существенно возросло количество налоговых проверок: было проведено беспрецедентное количество аудитов физических лиц - 1632. Это в три раза больше, чем ежегодно проводилось последние пять лет. Результативность аудитов также впечатляет - 97%.

И, в-третьих, к "списку ужесточений" следует добавить введенную с начала этого года обязанность для всех коммерсантов декларировать наличные сделки с физическими лицами на сумму более 2000 латов. Это значит, что и каждая покупка физического лица свыше этой суммы также будет зафиксирована фискальными органами. Цель всех этих мероприятий предельно ясна и публично сформулирована: "ограничить нелегальные денежные потоки, полученные от незарегистрированной занятости и в теневой экономике". И вот, наконец, на свет Божий извлечена изящная жемчужина мирового опыта борьбы с уклонением от уплаты налогов - "правила о контролируемых иностранных компаниях", CFC. В Латвии наступает новый миропорядок, при котором государство желает знать все о ваших финансовых делах и кошельках", - напоминает Татьяна Лютинская.

Как отмечает эксперт, "CFC действуют по всему миру, и достаточно давно: практически во всей Старой Европе (за исключением Люксембурга и Швейцарии), в Канаде, Японии, Китае, Австралии, Израиле, из постсоветских стран - в Эстонии и в Литве. В США подобное законодательство работает уже полвека и является, наверное, самым технически сложным в мире, за счет чего перекрывает практически все мыслимые пути его обхода. Вообще говоря, "закручивание" гаек для "своего" налогоплательщика при либерализации налогового режима для международного бизнеса - широко распространенная практика. Пользуясь своим властным положением по отношению к местному населению, всякая налоговая администрация на "родном" поле чувствует себя совершенно свободно и ни с кем не церемонится, устанавливая те правила, какие считает нужными и удобными для себя. Иное дело - международный бизнес, который играет по другим правилам, и всегда готов быстро сменить дислокацию, реагируя таким образом на недружественный прием. В этой ситуации каждый вынужден подыскивать выход для себя сам. Понятно, что решение вроде получения паспорта иностранного государства (а с ним - и налогового убежища) "за вклад в кинематограф" или другие "особые заслуги", или же переезд всей семьей на ПМЖ в Арабские Эмираты подойдут далеко не всем.

Вот, к примеру, те же Соединенные Штаты - страна с жесточайшей налоговой дисциплиной для своих граждан и господствующим положением в сфере мирового трансграничного налогового контроля (которое после введения FATCA, закона "Об обязательном раскрытии информации об иностранных счетах" станет беспрецедентным). При этом чужие капиталы Америка заманивает освобождением от налогов и сохранением клиентской тайны: в банках США хранятся многие миллиарды иностранных денег; в некоторых штатах, таких как Флорида и Делавэр, анонимно регистрируются безналоговые корпоративные структуры, а такие оффшоры-сателлиты как Американские Виргинские и Маршалловы острова служат налоговым убежищем сотням тысяч иностранных бизнесменов.

"Когда я говорю, что самая главная налоговая гавань находится на острове, никого это не удивляет. Все изумляются, когда я называю имя этого острова: Манхэттен", - пишет известный американский публицист, профессор международного налогового права Маршалл Лангер. И добавляет, что "вторая по значению налоговая гавань расположена тоже на острове и называется Лондоном". В этом же направлении привлечения в страну иностранного бизнеса и капитала активно движется сейчас и Латвия, введя с этого года благоприятный налоговый режим для учреждения и работы международных холдингов", - считает Татьяна Лютинская.

По словам эксперта, "мы живем во времена, когда законодатели в развитых странах, включая теперь и Латвию, постепенно вытесняют из бизнеса классические безналоговые оффшоры. В прошлое уходит целая эпоха, когда бизнесу не нужно было заниматься системным налоговым планированием, структурировать свою деятельность и активы; был нужен простой пакет регистрационных документов (стоимостью порядка тысячи долларов), напечатанных на каком-нибудь острове Карибского бассейна, выбранном в буклете с картинками.Справедливости ради надо отметить, что за неумелое использование оффшоров налоговые органы Латвии привлекали провинившихся и раньше. Наглядным примером может служить прошлогодний прецедент с известным лиепайским предпринимателем (140 млн. оффшорного оборота и 34 млн. "доначисленных" налогов). Но если раньше такие случаи были явлением нечастым, то новые правила кардинально меняют расстановку сил и упрощают карательные действия Службы госдоходов до предела. Достаточно СГД видеть имя латвийского резидента в трастовом соглашении и денежные обороты оффшора, умножить на 24%, добавить штраф (скорее всего, 30%), а также пени (18% в год) - и вот итоговая цифра, и имя латвийского резидента уже в списке налоговых должников.

Последние фискальные инициативы Службы госдоходов не стоит недооценивать, хотя в ее "профессиональном активе" провальный, по своей сути, опыт с нулевыми декларациями и добровольной налоговой амнистии. В двухмиллионной стране с размером теневой экономики не менее трети ВВП - 4-5 млрд латов в год - свои незадекларированные доходы показали всего 84 резидента, уплатив с них 415 тысяч налога (в 70 раз больше налога начисляется ежегодно в ходе налоговых аудитов физических лиц!). Но эта неудача СГД стала для налоговиков одновременно и новым опытом. Кроме того, практика применения CFC опирается не только на честность налогоплательщика, но и на возможности международного обмена информацией и другие имеющиеся у налоговой администрации рычаги: нулевые декларации; сведения, собранные в ходе прошлых и будущих налоговых проверок и следственных мероприятий; другие действия налогоплательщика, указывающие на существование контролируемых им оффшоров. В общем, по словам специалистов Минфина, инструментов для выяснения имен настоящих хозяев вполне достаточно.

В качестве резюме. Латвийским бизнесменам, желающим блюсти законы и сохранить свое доброе имя, не остается иного, кроме как приспосабливаться к новой действительности и перенимать западные методы налогового планирования, кстати, весьма действенные. С помощью компетентных налоговых консультантов они могут успешно перестроить структуру бизнеса и "переплыть" при этом из зон "оффшорной экзотики" в более респектабельные финансовые центры - такие как, например, Кипр, Мальта, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Сингапур. И чем раньше этим заняться, тем оно будет лучше", - советует Татьяна Лютинская.