Латвийское бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией уже получило и расследует несколько сигналов по возможному использованию административного ресурса кандидатами в депутаты. Начальник антикоррупционного бюро Ярослав Стрельченок рассказал "Латвийскому Радио-4", что если раньше БПБК следило лишь за тем, чтобы партии не превышали лимит расходов на рекламу, то в нынешнем году остро встал вопрос об использовании ими административного ресурса.

"Мы должны следить, чтобы действующий депутат использовал служебный транспорт или, скажем, служебный автомобиль исключительно для исполнения своих обязанностей, а не для того, чтобы развозить листовки или агитировать избирателей", - указал Стрельчонок. На просьбу прокомментировать гипотетическую картину, когда мэр (кандидат в депутаты) какого-либо города открывает детский сад и об этом показывают сюжет в новостях, Ярослав Стрельченок ответил, что ему сложно дать какую-либо оценку данного события: "Каждый случай надо рассматривать отдельно: прозвучали ли призывы голосовать за кого-либо, как часто появляются такие сюжеты в новостях и т.д.".

В целом, выносить вердикт, имеет ли место использование административного ресурса, или нет, будут сотрудники БПБК, но их решение можно оспорить в суде. По словам главы структуры, на данный момент говорить о каких-либо результатах нынешней предвыборной кампании еще преждевременно, но антикоррупционное бюро уже получает сигналы в этой связи, которые и расследует.

Напомним, что выборы в самоуправления Латвии состоятся 1 июня 2013 года. 2 февраля в государстве официально начался период предвыборной агитации. Напомним также, что 1 января в силу вступили принятые Сеймом Латвии поправки к закону о предвыборной агитации, определяющему порядок агитации и надзора за ней на выборах в Сейм, Европейский парламент и самоуправления. Согласно нынешним нормам, предвыборная агитация на телевидении запрещена в течение 30 дней до выборов. Это ограничение не относится к объявлениям о встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Также запрет не относится к определенному в законе бесплатному времени на телевидении и радио. Данное время, четыре раза по пять минут, партии смогут использовать в течение 25 дней до выборов. Предполагается, что такой порядок обеспечит равные условия для каждого списка. Расходы партий на размещение рекламы и финансирование благотворительных мероприятий, спонсирование не должны превышать сумму в 18,56 сантима на каждого избирателя, участвовавшего в предыдущих выборах соответствующего самоуправления. Прочие расходы не ограничиваются. Суммы, израсходованные партиями на предвыборную кампанию, будут известны через месяц после выборов - 1 июля 2013 года, а проверка этих расходов займет полгода.

Новый закон уточняет и возможности агитации в публичных местах. Заказчик агитационных действий не может обращаться к избирателям на площадях, в скверах, в парках, на улицах, дорогах и мостах, в тоннелях и в иных местах, раздавать буклеты, газеты и иные материалы без согласования с самоуправлением или владельцем территории. Если же производить агитацию в помещениях, то необходимо письменное согласие их владельца. Также заказчикам агитации необходимо письменно информировать соответствующее самоуправление, если они намерены применять для работы с публикой столы, палатки или перемещающиеся навесы. Самоуправления за 120 дней до выборов должны определить места, где нельзя будет размещать подобный инвентарь. Чтобы предотвратить использование административных ресурсов в агитации, определено, что за 30 дней до выборов государственные и муниципальные ресурсы не могут публиковать интервью и статьи о кандидатах, а также размещать другие предвыборные материалы. Также, новый закон запрещает рекламировать деятельность государственных и муниципальных органов за 30 дней до выборов - если эта реклама связанна с восхвалением каких-либо кандидатов или партий.