Европейский Союз пытается конкретизировать свой проект "Восточного партнерства" в преддверии подготовки очередной в его рамках встречи на высшем уровне, которую запланировано провести в Вильнюсе (Литва) в ноябре месяце этого года. Об этом отчетливо заявляют сейчас в Брюсселе.

Проект "Восточного партнерства", как развитие "политики соседства" Евросоюза, был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете ЕС 26 мая 2008 года. Программа "Восточного партнерства" была принята Европейской Комиссией по инициативе Польши и Швеции 3 декабря 2008 года. 7 мая 2009 года в Праге - столице председательствующей на тот момент в ЕС Чехии, состоялась учредительная конференция в рамках программы "Восточное партнерство". Главная цель проекта - специальная политика ЕС в отношении с 6 странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

Как стало известно 20 февраля 2013 года, за месяц до этого - 15 января 2013 года, четыре государства-члена ЕС: Германия, Польша, Швеция и Чехия направили неофициальное послание о схеме "Восточного партнерства" во внешней политике ЕС верховному представителю Евросоюза по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон.

Текст послания содержит четыре конкретных предложения:

- ЕС должен углублять отношения с теми странами "Восточного партнерства", которые проводят у себя демократические реформы;

- ЕС следует создать зону свободной торговли между государствами "Восточного партнерства и Союзом по модели отношений Евросоюза с Европейской ассоциацией свободной торговли, в которую сейчас входят Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн;

- Европейскому совету министров иностранных дел следует включить в повестку своего регулярного проходящего раз в месяц заседания обсуждение развития "Восточного партнерства";

- создать специальную эмблему "Восточного партнерства" - лого ЕС, которым зримо обозначать выполненные по программе "Восточного партнерства" проекты;

18 февраля 2013 года министр иностранных дел Польши пошел дальше. Он заявил, что ЕС следует дать обещание шести странам "Восточного партнерства" о приеме их в Евросоюз. И сделать это следует на предстоящем саммите по "Восточному партнерству" в Вильнюсе.

Литва, в свою очередь, полагает, что обещание будущего приглашения в Евросоюз должна получить только одна Молдавия, что должно стать позитивным сигналом для остальных пяти государств-членов "Восточного партнерства".

Во всей этой истории показательно то, что Германия, подписав упомянутое послание к Эштон, тем самым как бы присоединилась к Польше и Швеции - инициаторам программы "Восточного партнерства". С одной стороны, это явный признак того, что канцлер Ангела Меркель не боится задеть тем самым интересы России, которая с самого начала подозрительно смотрит на программу "Восточного партнерства". С другой стороны, остается неясным, означает ли новая позиция Германии по "Восточному партнерству" знаком того, что она в принципе не возражает против постановки вопроса о дальнейшем расширении ЕС на Восток. Один неназванный по имени "европейский дипломат" в своем комментарии информационному ресурсу EU Observer полагает, что "Германия и Польша очень близки друг к другу по этому вопросу. Германия также печется о странах "Восточного партнерства". Есть определенная польза в польской идее, что Европейский Союз должен дать восточным странам определенную перспективу, которая побудит их к сближению с ЕС".

Другой источник EU Observer, также неназванный по имени дипломат ЕС, утверждает: "Позиция Германии меняется. Она играет гораздо более активную роль в "Восточном партнерстве"... Она пытается играть роль связующего звена между его скептиками и очень энергичными сторонниками". Этот европейский дипломат определенно полагает, что "возникла новая ось в восточной политике ЕС: Германия - Польша - Швеция".

Кэтрин Эштон приходится констатировать посредством своего пресс-секретаря: "Существует общее стремление придать новый импульс нашим отношениям с восточными странами так, чтобы встреча на высшем уровне в Вильнюсе, стала своего рода вехой".

Однако большинство государств Старой Европы явно не готово к подобному повороту событий на восточных рубежах Союза. "Нидерланды не рассматривают "Восточное партнерство" воротами к членству в ЕС", - прокомментировал один голландский дипломат последние предложения по "Восточному партнерству".

Очевидно, что новые предложения по "Восточному партнерству" могли бы получить дополнительный импульс в случае подписания соглашения об ассоциации и свободной торговле с Украиной. Последнее, как предлагают европейцы, можно было бы сделать для придания нужного эффекта в рамках саммита по "Восточному партнерству" в Вильнюсе. От президента Украины

Виктора Януковича на предстоящем 25 февраля 2012 года саммите ЕС-Украина ждут конкретных уступок. Отчетливые сигналы из Брюсселя о готовности ввести "Восточное партнерство" в определенные рамки и явные знаки стремления поставить его на твердые основания обращены сейчас именно к президенту Украины. Без конкретных уступок Януковича на предъявляемые ему требования, ЕС будет трудно разубедить государства-члены Евросоюза из Старой Европы, которые скептически смотрят на всю программу "Восточного партнерства". Украину в преддверии саммита в Киеве пытаются убедить, что позиция Германии относительно расширения ЕС на Восток может быть изменена или даже уже изменилась.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM