Объединение белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто" должно произойти таким образом, чтобы власти Белоруссии имели возможность в любое время заблокировать решения автохолдинга по своему усмотрению. Об этом 19 февраля на пресс-конференции в Минске заявил председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Вы знаете, что уже два года идут переговоры об интеграции МАЗа и КАМАЗа (на самом деле они идут третий год, - прим. ИА REGNUM). И все прекрасно понимают, что отдельно в этом рынке не выживет ни МАЗ, ни КАМАЗ", - сказал председатель Госкомимущества Белоруссии.

"Сегодня уже договорились, как будем объединяться: какие пакеты давать, создавать типа холдинга, корпорацию. Мы отдаём туда, а себе блокирующий пакет оставляем. И вы ж должны еще понимать, что это объединение не так, что собрались вот, объединили, директора общего назначили. Будет создаваться какая-то управляющая компания, которая будет иметь собственность, собственность будет передаваться. Мы говорим: давайте 75% МАЗа, там 49% с копейками КАМАЗа, потому что российское правительство - система там - пока имеет 49% КАМАЗа, - пояснил Кузнецов. - И будет на равноправных условиях вот эта холдинговая компания".

"Белоруссия будет, кроме того, что иметь 50% акций этого холдинга, будет 50 на 50, там вопрос будет решен, как управлять этой компанией. Например, кто будет председателем наблюдательного совета и как его менять, кто будет директором, как его назначать. Или будет три года с российской стороны, три года - с белорусской. Вот эти вопросы определить, на управляемость компании. И мы за собой оставим блокирующий пакет акций МАЗа - за Республикой Беларусь. И если будет холдинг принимать какое-то решение, которое не интересно для Республики Беларусь, в отношении МАЗа, Республика Беларусь может в любое время заблокировать это решение. Вот это вот. А не так, что объединились, назначили там одного директора и дальше", - добавил председатель Госкомимущества Белоруссии.

Таким образом, по словам Кузнецова, автомобильный холдинг "Росбелавто" планируется создать на паритетной основе. При этом власти Белоруссии желают контролировать не только минский автозавод, но и автохолдинг, создаваемый с участием камского автозавода. Обсуждался ли данный план с германским концерном Daimler AG (акционер ОАО "КАМАЗ"), чиновник не пояснил.

Отметим, тема создания "Росбелавто" обсуждалась 12 февраля в Минске во время визита зампреда правительства России Аркадия Дворковича. По итогам состоявшихся в тот день переговоров делегации правительства РФ во главе с Дворковичем и делегации Совмина Белоруссии во главе с председателем правительства Михаилом Мясниковичем стороны выказали удовлетворение результатами достигнутого двустороннего сотрудничества и отметили необходимость ускорить переговорный процесс по ряду его ключевых вопросов. Среди предприятий, интересных российской стороне в Белоруссии, зампред правительства РФ назвал "Гродно Азот", "Гомсельмаш" и "МАЗ". По словам Дворковича, в ходе переговоров достигнута договорённость "в ближайшие недели" провести "интенсивные переговоры по всем направлениям", однако особое внимание будет уделено объединению "МАЗ" и "КАМАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто", а также объединению "Гродно Азота" с одной из неназванных российских компаний.

В правительстве Белоруссии проблематику автопрома курирует первый вице-премьер Владимир Семашко. На протяжении последних двух лет он заявлял о достигнутом прогрессе в переговорах по созданию "Росбелавто" - в частности, в августе 2012 года он сообщал о "высокой степени готовности" учредительных документов автохолдинга и наличии некоторых "нюансов".

Позже, 9 ноября 2012 года Александр Лукашенко заявил, что для него смысл объединения "КАМАЗа" с "МАЗом" не очевиден. Лукашенко усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ", отметив: "Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации "МАЗ" или "КАМАЗ"? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное".

15 января 2013 года в Минске на пресс-конференции Александра Лукашенко российским и белорусским журналистам первый зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что российская сторона виновата в срыве сроков по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто". Семашко сообщил: "Российская сторона пытается пересмотреть условия, точнее - рыночную оценку, которая была сделана независимой компанией Ernst&Young еще в апреле месяце". Кроме того, отметил вице-премьер, российская сторона настаивает на формировании набюдательного совета будущего автохолдинга по принципу "пять против четырех - это, как в народе говорят, против лома нет приема, любо решение принимается в пользу российского партнера" и такой подход не устраивает официальный Минск.

Семашко проинформировал также, что зашло в тупик предложение Совмина Белоруссии купить российское частное предприятие "Ростсельмаш". Однако, по словам представителей российской компании, чиновники Белоруссии не сделали конкретных предложений, а независимые эксперты отметили, что в Совмине Белоруссии нет денег на реализацию заявленного.

После этого, 17 января, по итогам состоявшейся 6 января в Москве двусторонней встречи министра промышленности Белоруссии Дмитрия Катеринича и министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, пресс-службы министерств проинформировали, что весной 2013 года главы министерств проведут очередной раунд переговоров о создании автомобильного холдинга "Росбелавто", а также по вопросам поставок белорусских автокомпонентов на российские предприятия. Пресс-служба Минпромторга РФ уточнила, что в ходе встречи Катеринич и Мантуров обсуждали проблематику создания автомобильного холдинга "Росбелавто" путём объединения белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского предприятия ОАО "КАМАЗ". Министры договорились в ближайшее время ускорить процесс формирования "РосБелАвто".

Как сообщало ИА REGNUM, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". Генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин 25 декабря в интервью российской газете "Ведомости" заявил, что создание российско-белорусского холдинга "Росбелавто" по-прежнему интересует ОАО "КАМАЗ", однако процесс объединения осложняется заявлениями политиков.