Очередные ростки гражданской самоорганизации в Казахстане начали появляться вовсе не на фоне полемики вокруг больших политических вопросов. Как водится, причиной самоорганизации граждан стали не очень громкие, но крайне болезненные социальные проблемы. В республике пытаются уменьшить размеры декретных выплат - в итоге, соответствующие сообщества возмущенных граждан страны организовывают шествия и пикеты, митинги и акции - и все это, что примечательно, проскальзывает мимо политического поля. По проблематике успевают высказаться лишь несколько общественных деятелей, но и они не могут "перетянуть" полемику на политические рельсы.

Эта новая реальность - активисты без ярких политических идей, которые ведут борьбу за сравнительно небольшие социальные пространства - похоже, единственно возможная для Казахстана форма самоорганизации граждан. Большая политика неинтересна никому - только тем, кто в нее играет. Остальные - занимаются своими проблемами и опять объединяются лишь в том случае, если большая политика начинает нести опасность важным социальным группам.

"Во время декрета придется выживать на хлебе и воде!"

В этом смысле, конечно, самая главная политическая тема - это урезанные декретные выплаты. Согласно поправкам в законодательство по вопросам социального обеспечения, теперь в республике не существует женщин, получающих больше 1250 долларов. Все, женщины, у которых заработная плата больше этой суммы, будут получать декретные, которые будут рассчитываться исходя из этого максимума, установленного государством. Любопытно при этом, что декретные платит вовсе не государство, которое по сути, только централизованно собирает ежемесячные 5% c работодателей. Возмущение казахстанских женщин - пока на полосах двух изданий. Радио "Свобода" рассказывает о новации традиционно на частных примерах, разворачивая на своих страницах дискуссию о выплатах. "Поправки касаются прежде всего тех, кто собирается в декретный отпуск, чья заработная плата более 186 тысяч тенге (или 10 минимальных заработных плат), и тех, кто до выхода в декретный отпуск отработал менее 12 месяцев. Женщины, которые зарабатывают более 186 тысяч тенге в месяц (около 1250 долларов), по словам чиновников, составляют всего 1,2 процента от 2 миллионов 800 тысяч женщин, которые делают взносы в фонд социального страхования. Раньше единовременное пособие по беременности и рождению ребенка у женщин, чья зарплата превышала 10 месячных расчётных показателей, превышала один миллион тенге (свыше 6600 долларов при месячном расчётном показателе в 1618 тенге). Теперь, говорят официальные сведения, они будут получать 783 тысяч тенге (около 5200 долларов). Жительница Астаны Олеся Беруашвили через три недели уходит в декретный отпуск. Она работает проектным менеджером в PR-агентстве. Принятые поправки к закону стали для нее неприятным сюрпризом, так как ее зарплата, по словам Олеси, существенно выше обозначенных государством 186 тысяч тенге (1 USD = 150.6 KZT - ИА REGNUM).

- Соответственно, я рассчитывала на эти средства. Ведь компания, в которой я работаю, честно отчисляет все положенные налоги, в том числе и в государственный фонд социальных выплат. Многие думают, что деньги платит государство, но ведь это не так. Ежемесячно работодатель перечисляет в госфонд деньги в размере пяти процентов от величины зарплаты каждого сотрудника. И потом эти деньги идут на погашение страхового случая, к которому и относятся выплаты по беременности и родам. Получается, отчисления идут ежемесячно, женщины рассчитывают на эти деньги, в том числе и я, а в итоге нас всех просто уравняли. Может, я в надежде на хорошие декретные выплаты всё время работала, повышала свой профессиональный уровень, чтоб получать более высокую заработную плату? - говорит Олеся Беруашвили.

Родить и содержать ребенка достойно, по ее словам, сегодня недешевое удовольствие. У Олеси есть старший ребенок - сын девяти лет. Она говорит, что декретные выплаты были бы хорошим подспорьем ее семье, тем более хорошие декретные деньги.

- Хочешь хороший детский сад, даже государственный - плати, хорошее обучение - плати, медицина - за всё надо платить. И с этим не поспоришь, для этого, наверно, и работаем, и зарабатываем. А сейчас есть ли стимул отчислять выплаты со своей официальной зарплаты? Декретные выплаты сократили, пенсионная реформа дала сбой. Может, лучше официально показывать меньше зарплату и жить хорошо сегодня на эту разницу? - говорит Олеся Беруашвили.

Почти сразу после того, как стало известно об изменениях в законодательстве, в социальной сети Facebook появилось и сообщество против сокращения декретных выплат. В Астане и Алма-Ате женщины планируют провести акции протеста. Уже известно, что в Алматы эта акция намечена на 20 февраля у здания департамента труда. "Министерством труда сокращены выплаты по беременности и родам, в результате чего многие из нас, кому приходится рассчитывать только на свои силы, во время декрета придется выживать на хлебе и воде без средств к существованию!" - пишет в социальной сети Facebook инициатор акции протеста в Алма-Ате Александра Алехова, которая называет себя матерью-одиночкой".

Очень внимательно присматриваются к теме и колумнисты интернет-журнала "Власть", искренне не понимающие - откуда такая жадность к негосударственным деньгам.

"Несколько дней назад были приняты поправки в законодательство по вопросам соцобеспечения. Обсуждали их, кажется, еще с лета прошлого года, и вот родили. В муках. В числе прочего эти поправки затронули и беременных с их единовременным пособием. А конкретно тех, чья заработная плата составляет более 10 МЗП (минимальных заработных плат), и тех, кто до выхода в декрет отработал менее 12 месяцев. 10 МЗП на текущий момент - это 186 000 тенге. Не мало, но и не так уж много. В моем окружении многие женщины зарабатывают больше этой суммы. Я уже не говорю об индивидуальных предпринимательницах, которые поднимают малый бизнес республики, и чьи ежемесячные доходы могут существенно превышать этот "потолок". По новому закону, сколько бы ты ни зарабатывала, сколько ни билась рыбой об лед, декретные будут рассчитывать, исходя из этого максимума - 186 000 тенге. Таким образом, и женщина, зарабатывающая 300 000 тенге в месяц, и женщина, зарабатывающая 186 000, получит около 700 000 тенге. Еще и налог с этой суммы заплатит, а как же - 10%. Справедливости ради нужно сказать, что "потолок" для расчета суммы выплаты существовал и до этого. Но он составлял 75 МЗП! 10 и 75 - существенная разница. Чем объясняется внезапная жадность, овладевшая государственными мужами? Якобы, расплодились в нашей стране мошенницы, которые, фактически не получая высоких зарплат, фиктивно делали большие социальные отчисления и обманывали государство на солидные декретные. Впрочем, несложная арифметика подсказывает: чтобы много получить, нужно вложить немногим меньше. Выгода сомнительна, да и бороться с такими аферистками можно иным способом, для этого не обязательно "подсекать" всю экономически-успешную часть женского населения страны. Хотя статистика, что стоит на страже государственных интересов, утверждает, что таких женщин в стране совсем немного - всего 4%. Не могу оспаривать, но верится с трудом. В любом случае, это не довод, чтоб не учитывать их интересы".

"Государство проявило политическое мужество"

Другой вопрос из области все той же социальной политики - касается работы пенсионных фондов. Дело в том, что Казахстан еще в 1998 году сменил модель пенсионного обеспечения, предпочтя солидарной системе накопительную, фактически создав еще одного крупного игрока в секторе финансов. Однако спустя десять лет, во время кризиса, выяснилось, что система НПФ мягко говоря, неэффективна - поскольку зачастую не может обеспечить рост доходов хотя бы в рамках инфляции. Выход был предложен президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который приказал собрать все средства (порядка $21 млрд) в единый государственный накопительный фонд под плотной опекой национального банка страны. Идея главы государства активно торпедируется финансистами - а на общественном уровне довольно живо обсуждается.

Одним из тех, кто довольно неоднозначно относится к идее либерализации пенсионного рынка - является глава общественной антимонопольной комиссии Петр Своик, который на страницах газеты "Время" предлагает не отдавать пенсионные деньги в частные руки, а лучше - вложить их в энергетику.

"По своему масштабу, не только социально-экономическому, но и политическому, эта новость является самой важной за прошлый и нынешний годы. И дело не только в том, что речь идет о судьбе 21 млрд. долларов. Подвергается изменению вся та концепция пенсионной системы, которая была заложена в 1998 году по рецептам Всемирного банка. [...] Как вообще было задумано пенсионное накопительство? Предполагалось, что государство выступит добрым, заботливым, но все-таки понудителем по отношению к своим гражданам. Не все работающие молодые и зрелые люди задумываются о старости, однако государство заботливо заставляет их об этом думать, не спрашивая при этом их согласия. И вообще, отчисления осуществляются даже не гражданами, а бухгалтериями.

Предполагалось, что эти деньги будут храниться на финансовом рынке, для чего появилась задумка создать много разных, конкурирующих между собой частных пенсионных фондов, потому что планировалось, что и фондовый рынок будет большим и многообразным. По этому сценарию НПФ должны были иметь возможность широкого выбора инструментов при инвестировании народных средств. План был реализован лишь наполовину. Частные фонды действительно были созданы в достаточном количестве, но фондового рынка, где они могли бы конкурировать, создано не было. Суррогатом этого рынка пришлось выступать государству же. [...] Конечно, есть вариант, куда вложить деньги, чтобы это было не искусственное, как минфиновское, а реальное инвестирование. Я говорю об электроэнергетике Казахстана, которая находится в чрезвычайно драматической ситуации. Мы все годы независимости эксплуатировали только объемы имеющихся мощностей. Благо что нагрузки упали и до сих пор мы еще не вышли на советский уровень потребления электроэнергии. Весь тариф объясняется эксплуатацией. А вопросы развития сегодня, как никогда, актуальны. В частности, настало время срочно строить Балхашскую тепловую электростанцию, а стоит она 4,5 млрд. долларов. Также президент распорядился определиться с расположением первой атомной электростанции. Нужна она или нет - вопрос спорный, однако очевидно, что ввод новых электроэнергетических мощностей необходим. Можно, конечно, занять деньги за рубежом - у тех же китайцев. Они с удовольствием займут и даже сами построят. Но за счет тарифов они будут откачивать все, что вложили, и еще поимеют прибыль. А вот если на эти проекты пустить пенсионные деньги?..

Здесь все отлично совмещается, как в хорошем пазле. Энергетикам нужны очень большие и очень длинные деньги, которые дадут отдачу через лет 5-10. Пенсионные деньги именно такие. Энергетика - единственная в Казахстане народная отрасль. Вот Народный банк, несмотря на свое название, никакой не народный. А энергетика при всем том, что она практически вся в частных руках, - народная. Потому что нет такого производства и такого гражданина, которые обходились бы без электроэнергии. Если казахстанцы будут инвестировать в энергетику, энергетика им благодарно отплатит, потому что имеет замечательную черту - высокие обороты и ликвидность".

Судьбой пенсионных денег озаботились и аналитики портала "Беттер.KZ" - однако, рассматривают они этот вопрос, подробно остановившись на причинах фактического отказа истеблишмента от нынешней модели пенсионной системы.

"Причин к переменам много, а потому остановимся на главных моментах. Первое - низкий охват населения даже пародией на чилийскую пенсионную модель. Да и в Чили от своего ноу-хау тоже отказались - не оправдала надежд. Второе: низкая доходность пенсионных активов. Структура использования денег будущих пенсионеров выстроена таким образом, что для повышения инвестиционного дохода нужно напрягать этих же самых будущих пенсионеров дополнительной налоговой нагрузкой (потому что пенсионные деньги используются главным образом в ценных бумагах Минфина, а значит доходность по ним обеспечивает государство). Если будущий пенсионер положит эти же деньги на многолетний депозит в банке второго уровня, то доход получится в разы выше (здесь, правда, от разорения банка никто не застрахован). Третье: аффилированные с различными банками и властно-финансовыми группировками частные накопительные пенсионные фонды часто используют деньги вкладчиков совершенно не в их интересах.

Теперь порядка $21 млрд переходит под контроль государства. Говорят, что активы "больших мужчин" первого эшелона от этого не пострадают, так как паразитирование на пенсионных активах им изначально было не интересно - куда привлекательнее нефть, металлы, зерно, строительство, ЖКХ. А вот лица из второго эшелона явно не в восторге. Государство, которое только что обеспечивало накачку НПФ "десятиной" от тех, до кого могло дотянуться, чем обеспечивало частникам высокооплачиваемые рабочие места, офисы и автотранспорт, теперь лишает их привычной икры на хлеб с маслом".

На фоне всей этой критики очень любопытно читать материалы "Литера", на страницах которого вице-премьер Кайрат Келимбетов рассуждает о схемах работы будущего единого накопительного пенсионного фонда.

"В ЕНПФ принципы накопительной системы сохранятся, они будут работать и, более того, будут совершенствоваться. Появление единого фонда не скажется на гражданах, они, как и раньше, будут накапливать 10 процентов от своей заработной платы на индивидуальном счете, этот вклад остается их собственностью. Если до этого насчитывалось 11 пенсионных фондов, то теперь будет одна управляющая компания, но для человека, который накапливает свои пенсионные средства, ничего не меняется. Его деньги остаются его деньгами. Казахстанцы могут быть спокойны за сохранность этих средств. Если спросить людей, то среднестатистическому человеку, если честно, все равно - он перечислил свои деньги, государство за них отвечает. Наш менталитет таков, что государству население доверяет больше. Говорят же, "должен быть выбор", но не должно же быть выбора между плохим и очень плохим. Выбор должен быть между хорошим и очень хорошим. Мы сегодня предложили хороший выбор, беспроигрышный вариант для пенсионеров и будущих пенсионеров. Единый накопительный пенсионный фонд будет находиться под управлением Нацбанка, который за последние 20 лет зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Появляется очень жесткий цензор в лице Нацбанка, который будет регулировать рынок и осуществлять контроль за эффективным управлением этих средств.

ЕНПФ будет создан на базе ГНПФ, имеющего 20-процентную долю пенсионного рынка. Он будет принадлежать правительству, внутри правительства - Минфину. Будет создан специальный совет при президенте по управлению пенсионным фондом, куда войдут представители правительства и Нацбанка, а также рыночных структур и лучшие финансовые аналитики. Совет будет определять инвестиционную стратегию пенсионного фонда. Он будет принимать важные решения - по вложению в те или иные проекты, например приобретение структурных облигаций с госгарантией и другие. До 1 июля все средства пенсионных активов будут переданы в Нацбанк. Для этого правительство и Нацбанк разрабатывают законопроект, рабочий проект документа уже готов, и в самое ближайшее время после согласования на всех уровнях мы внесем его в парламент. После того как парламент одобрит, соответственно вся работа и начнется. [...] Теперь доход будущих пенсионеров будет зависеть от деятельности Нацбанка. Планируется, что частично средства пенсионных фондов будут вкладывать за рубежом, частично распределяться в нашей стране. Цель всей этой работы - приумножать доходы населения. Пенсионные вклады - это деньги населения, поэтому на Нацбанк накладывается такая же степень ответственности, как за деньги Нацфонда. Сохранность Нацфонда - это на сегодня институциональная ответственность Нацбанка, он этим профессионально занимается и он один из лучших в мире по показателям. Компании, которые он привлекает, мирового уровня. Не так много в мире таких компаний, которые могут управлять триллионами долларов одновременно. Это не так-то легко, и это тот рынок, на котором все знают друг друга очень хорошо".

В свою очередь, в дискуссию ввязывается портал "Вместе", который задает нетривиальные вопросы.

"Во-первых, это очень странная собственность, если учесть, что люди сами ей не могут распоряжаться. Их право сводится к тому, чтобы выбрать пенсионный фонд. И право это оказалось формальным, поскольку при всем многообразии фондов особой разницы в предлагаемых ими условиях не было. Выбор был на самом деле псевдовыбором. И государство, предложив идею ЕНПФ, это подтвердило. Тем самым оно проявило политическое мужество, честно признав: чем предлагать народу псевдовыбор из нескольких частных фондов, лучше вести честную игру, заменив его на безальтернативный государственный фонд. И поэтому, когда многие сейчас возмущаются - мол, государство без нашего согласия решило судьбу наших пенсионных накоплений - это выглядит очень странно, если не сказать наивно. Ведь уже несколько лет без нашего согласия наши накопления просто "гноили" - и чем это было лучше? На самом деле замена частных НПФ на единый государственный НПФ давно назрела чисто морально. Сама суть обязательных пенсионных накоплений очень мало имеет общего с конструкцией реальной собственности. Ну как же это собственность, если мы не можем влиять на ее судьбу и, по сути, не имеет к ней доступа? С экономической точки зрения, пенсионные отчисления - это способ скопить на старость. И этот способ, опять же экономически, проигрывает многим другим. Взять, к примеру, тот же банковский депозит. Если вы будет откладывать деньги на старость в банке, то получите доход больше, чем принесет НПФ. По крайней мере, проценты по банковским вкладам сейчас превышают инфляцию, в отличие от пенсионных счетов. При этом вкладчик банка, в отличие от вкладчика НПФ, может выбирать валюту, чтобы защититься от девальвации. По закону банковские депозиты физических лиц гарантированы государством, так что их надежность не уступает пенсионным счетам. Так в чем тогда смысл хранения денег на старость именно в НПФ? Экономически сейчас никакого смысла нет. И государство признало это, решив создать ЕНПФ и отказаться от видимости выбора и конкуренции. Теперь все будет предельно ясно: с нас в обязательном порядке будут удерживать деньги, перечислять их в единственный фонд и распоряжаться без нашего согласия. И на практике так и было до сих пор, разве что фондов было несколько. В этом плане само по себе преобразование пенсионной системы из множества частных НПФ в систему с одним государственным ЕНПФ ровным счетом ничего не меняет. Суть реформы совершенно в другом - появится ли механизм ответственности перед вкладчиками или же не появится?".

"Русские и турки практически неассимиллируемы"

Очень любопытные материалы на злобу дня публикует портал "Центразия" - один из низ написан казахским националистом Азимбаем Гали и касается изменения некоторых параметров казахской нации, а самое главное, внутреннего восприятия этих изменений.

"...Великолепным образцом быстрого демографического воспроизводства являются турки и русские. Турки до прихода в современную Анатолию значительно смешивались по мере приближения к территории современной Турции. Предполагаю собственно турецкий компонент был не выше 12-15%. Тем не менее благодаря адекватной политике удалось создать достаточно устойчивую многовековую империю. Это произошло благодаря ассимиляции покоренных этносов. Русские не были так многочисленны как сейчас(116млн в России). Но благодаря ассимиляции собственному высокому демографическому потенциалу сейчас они контролирую огромную часть Евразии. Русские наиболее крупный белый европейский расовый тип. И русские, и турки достаточно гомогенны и гетерогенны одновременно. Сохраняя национально генетический тип они не чуждаются межэтнических браков и всегда русский и турецкий дух преобладает в детях. Они становятся русскими. Русские и турки практически неассимиллируемы.

Казахи - достаточно закрытая нация. Межэтнические браки составляют по 3.5% по мужчинам и женщинам. Большая часть детей от смешанных браков еще в советское время давали казахов. Хотя городские шалаказахи были явно русскоязычными. Этот невысокий процент не сильно сказался не росте числа казахов. Казахи Узбекистана быстро ассимилируются с узбеками, казахи России татарами и русскими. Однако процесс ассимиляции казахами Казахстана других этносов начался и он начался с ассимиляции уйгуров. За последние 10 лет (1999-2009) уйгуры выросли только 7%, тогда как их прирост должен был составить более 20%. По-видимому этот процесс начался у узбеков. Уйгуры и узбеки прошли стадию предассимиляции - казахским владеют около 80% этих этносов. Казахская культурно-политическая как и демографическая при сохранении ею независимости приведет к ускорению интеграции этносов с казахской нацией. Быстрый отток русских, украинцев и белорусов, а также немцев привело образованию зон казахского языкового доминирования. Казахи стали относительно доминировать и в городах. Растет казахская инфраструктура. Мы наблюдаем снижение численности учащихся по всем языкам обучения в 2003-2008 годы. Начиная с 2009 начинается рост учащихся с казахским языком обучения. В то же время сокращается число обучающихся на русском и узбекском и уйгурском языках. Соответственно идет сокращение по университетам, где сокращается количество групп с русским языком обучения и растет количество групп с казахским языком обучения".

В другом материале портала авторы перечисляют образовательные векторы, с которыми сталкивается сегодняшний Казахстан - и подавляющее большинство их, около двух третей - уже не рассматривают российские вузы в качестве альма-матер. Этот момент может привести только к одному результату в будущем: две трети казахстанских специалистов будут ориентированы на другие страны.

"Наверное, никто не брался подсчитывать общее количество наших соотечественников, получивших образование в соседней стране. Да и, вряд ли такая статистика существует. Но то, что российские выпускники составляют на сегодняшний день значительный процент среди представителей высшего и среднего звена государственной власти республики - бесспорный факт. Однако грянувшие процессы глобализации международного образовательного пространства открыли для казахстанцев новые, доселе невиданные возможности получения образования далеко за пределами Казахстана. Перед ними распахнулись двери престижнейших университетов мира. В поисках знаний многие молодые люди устремились в самые дальние уголки зарубежья, добравшись до таких экзотических государств, как Австралия и Новая Зеландия. Так, если с 1994 по 2004 годы по одной только президентской программе "Болашак" за рубежом обучились 785 человек, то, начиная с 2005 года, их количество превысило 3000. А всего заграницей, по данным министерства образования и науки республики, вне программы "Болашак", за собственный счет, постигают гранит науки еще более 26 000 тысяч наших студентов. На сегодняшний день определились страны или группы стран, где в основном предпочитают обучаться граждане Казахстана. Условно, их можно разделить на три группы. Первая - Российская Федерация. В российские вузы поступают до 30% наших абитуриентов. Вероятно, здесь сказываются факторы территориальной близости и языковой общности. Вторая - самая многочисленная категория обучающихся (до 50%) выбрала для себя государства Северной Америки и Европы (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция и Чехия). Третье, сравнительно, новое и перспективное направление - азиатское: Китай, Корея, Япония и Малайзия. Особняком стоит обучение в Турции. Исходя из географии образовательных интересов наших земляков, можно судить о том, выпускники каких зарубежных школ будут в скором времени конкурировать за ключевые позиции в отечественной экономике, политике и бизнесе. Уже сегодня среди обладателей иностранных дипломов развернулась жесткая и бескомпромиссная борьба за попадание в избранный круг казахстанской элиты".

"Останется неисполненным поручение главы государства - отыскать $10 млрд"

Будет ли выполнена поставленная президентом задача - государство должно выйти из состава акционеров трех казахстанских банков. Какова будет их судьба после выхода фонда "Самрук-Казына" и полного возврата стабилизационных средств, выделенных госфондом?

О перспективах двух банков со сложной судьбой - "Альянса" и "Темира" рассуждает "Эксперт-Казахстан". Журнал размышляет о перспективах покупки финансовых институтов и задает очевидные вопросы.

"Главная интрига - кто купит эти активы. Напомним, что в декабре прошлого года заместитель правления фонда "Самрук-Казына" Елена Бахмутова сообщила, что Темирбанк и Альянс могут быть слиты. Покупателей или на объединенный банк (хотя само объединение может занять месяцы и месяцы), или по отдельности, хотя и с трудом, внутри страны найти, вероятно, можно. В двух этих институтах ситуация более или менее нормальная. Вряд ли то же можно сказать о БТА.

"Насколько реально продать эти банки и как быстро это можно сделать - это сложный вопрос, - рассуждает Наталья Яловская, заместитель директора группы "Финансовые институты" рейтингового агентства Standard & Poor's. - Даже в условиях хорошего рынка осуществить такую продажу менее чем за год - довольно агрессивный план, а экономическая ситуация в Казахстане и в мире далека от идеальной. Мы думаем, что найти покупателя на небольшие активы - такие, как Альянс или Темирбанк, легче, чем на БТА, ввиду его размера".

Что осталось от БТА образца 2007 года, когда он был крупнейшим по активам, если считать по консолидированной отчетности? У банка есть разветвленная сеть - более двухсот отделений по всей стране и некоторое количество представительств за рубежом. Есть несколько достаточно живых "дочек". Есть персонал. По крайней мере, сотрудники низового уровня - на менеджерских позициях лучшие уже подыскали для себя новых работодателей. Есть более или менее отлаженные бизнес-процессы: в свое время банк выгодно отличался в этом плане от конкурентов. Определенная потеря качества за последние годы наблюдается по всем этим направлениям, но нельзя сказать, что БТА это совершенное ничто. Другое дело - сколько готов будет заплатить за все это покупатель.

Что касается чисто финансовой составляющей - начальник аналитического центра "Асыл Инвест" Нурлан Рахимбаев указывает на позитив: "Реструктуризация позволила резко повысить уровень достаточности капитала. Капитал стал положительным и, предположительно, по состоянию на 31 декабря 2012 года составит 219,2 млрд тенге. Коэффициент достаточности капитала первого уровня составит порядка 21-22% по итогам 2012 г. Это важный момент, т.к. такой капитал позволит банку продолжить нормально осуществлять свою деятельность".

(Бывшая глава Агентства по финнадзору - ИА REGNUM) Елена Бахмутова на своей пресс-конференции, состоявшейся за несколько дней до объявления о том, что банки должны быть проданы в ближайшее время, сообщила следующее: "У него хорошие стартовые условия, но чтобы они превратились в устойчивую среду, нужно приложить усилия. Завоевать свое место под солнцем. И сейчас для этого созданы все необходимые условия. С точки зрения структуры пассивов у банка очень невысокий внешний долг, достаточно умеренная стоимость фондирования. Устойчивость бизнеса, в том числе, характеризуется качеством персонала, качеством взаимоотношений с клиентами. Ну и, конечно, профилем риска. Сейчас эти вопросы стоят на повестке... Реструктуризация закончилась 28 декабря. Только по состоянию на 1 января увидели положительный капитал. Я думаю, все впереди!"

Судя по высказываниям г-жи Бахмутовой, она предполагала, что банк нужно еще поставить на ноги после второй реструктуризации и только потом продавать: "Вопрос в том, когда можно больше получить от возврата - сегодня или завтра. Он должен решаться в контексте того, чтобы не затянуть сильно процесс выхода из финсектора, чтобы банки вовремя оторвать от родительской пуповины и пустить в свободное плавание. Учитываться должны не только приоритеты банков, но и возврат госинвестиций. Если появится частный акционер, который готов взять на себя ответственность и заплатить приемлемую сумму, - пожалуйста, фонд готов вести любые переговоры". Похоже, объявление о скорейшей продаже БТА, сделанное буквально через несколько дней, стало для зампреда "Самрук-Казыны" большой неожиданностью. Хотя некоторые комментаторы предположили, что покупатель уже найден - мол, нельзя же обнародовать такие вещи, если ты ни в чем не уверен, - похоже, на самом деле это совершенно не так. И поиск нового хозяина для больного монстра еще только предстоит".

С другого бока заходит "Республика", традиционно публикующая обзоры видного финансового аналитика Тулегена Аскарова - эксперт задумывается о судьбе денег, которые фонд "Самрук Казына" выделил в свое время устойчивым банкам для борьбы со стагнацией.

"По всей видимости, останется неисполненным и еще одно поручение главы государства - отыскать $10 млрд, потраченные из Национального фонда в качестве господдержки банковского сектора. На расширенном совещании в ФНБ "Самрук-Казына" с участием премьер-министра Серика Ахметова глава госхолдинга Умирзак Шукеев отчего-то снизил сумму этой помощи с $10 млрд до $9 млрд (точнее, до 1 трлн 87,5 млрд).

В эту величину, по его данным, вошли 487,5 млрд тенге (1 USD = 150.6 KZT - ИА REGNUM) на стабилизацию финансового сектора(343,5 млрд - на покупку акций банков, 144 млрд - на кредитование реального сектора экономики), 120 млрд - на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов и еще 480 млрд, из которых на поддержку МСБ предназначалось 120 млрд, рефинансирование ипотечных займов - 120 млрд, поддержку долевого строительства - 170 млрд.

А возвращена из этой суммы, по подсчетам г-на Шукеева, лишь малая ее часть - всего 331 млрд тенге! При этом с разрешения правительства из вернувшихся средств в 2012 году было потрачено на реализацию новых проектов госпрограммы ФИИР 129,8 млрд, в текущем же запланировано 207,5 млрд. Понятно, почему глава государства так и не увидел сумму в $10 млрд, которая должна была, по его мнению, уже давно вернуться в Нацфонд.

Не внес ясности в ситуацию и официальный ответ ФНБ на эту тему, присланный в редакцию газеты "Время". В нем упоминается о покупке акций "БТА Банка" в феврале 2009 года на 212,1 млрд тенге, по которым дивиденды не выплачивались. С вложенных в марте того же года в акции "Альянс Банка" 24 млрд тенге были получены дивиденды в размере 175,5 млн. Инвестиции в "Народный банк Казахстана" на 60 млрд тенге принесли ФНБ почти 27 млрд за счет продажи простых акций с доходом по ним согласно опционному соглашению 5,9 млрд, а по привилегированным акциям - 32 млрд с доходом по опциону 2,2 млрд и дивидендами 7,7 млрд. Итого получается 74,8 млрд тенге плюс остаток привилегированных акций банка на сумму более 1 млрд.

От вложенных в "Казкоммерцбанк" 36 млрд тенге ФНБ пока не получил ничего. А от размещенных на депозитах в "Народном банке Казахстана" и "Казкоммерцбанке" соответственно 60 и 84 млрд тенге помимо досрочно возвращенной всей этой суммы ФНБ получил еще вознаграждение соответственно почти 6 млрд и 14,1 млрд. Всего набирается порядка 239 млрд тенге, возвращенных ФНБ от банковского сектора.

Внимание привлекло также сообщение главы ФНБ "Самрук-Казына" о предварительном финансовом результате работы госхолдинга за прошлый год: консолидированный чистый доход был в сумме 697 млрд тенге без учета контролируемых им банков второго уровня.

Такая уловка позволила превысить плановый уровень на 14%, а результат 2011 года - на 11%. Но если учесть данные Нацбанка, которые анализировались нашей газетой в предыдущем номере об убытке "БТА Банка" в минус 349,3 млрд тенге, то даже с учетом прибыли "Альянс Банка" (7,3 млрд) и "Темiрбанка" (8,3 млрд) реальный финансовый результат ФНБ оказывается на уровне 363,3 млрд тенге, то есть в 1,9 раза меньше!"