Анатолий Петров: Нефть и воры

Москва, 18 Февраля 2013, 15:53 — REGNUM  Мы привыкли думать, что преступность в России делится на два вида: или "бытовуха" - пьяницы, хулиганы, драки, кражи, или, напротив, что-то совсем серьезное - мафия, заказные убийства, коррупция, откаты...

В корне неверное представление. Большинство преступлений в современной России - это преступления против собственности. Как против частной, так и против государственной. И сценарии этих преступлений зачастую похожи на детективные романы. Например, есть крупная нефтегазовая компания - тысячи людей, необъятные пространства, десятки тысячи километров трубопроводов, дорог, сотни промышленных объектов. Нефтянка дает работу десяткам смежных производств и подрядчикам из самых разных отраслей - это легальные, честные, понятные деньги. Но некоторые "коммерсанты" специализируются на мутном бизнесе - и "приделывают ноги" этому имуществу.

Особенно популярно у преступников воровство нефтепродуктов прямо из трубы - только за прошлый год и только в Нижневартовском районе ХМАО было предотвращено или пресечено 19 попыток хищений нефти или газолина путем незаконной врезки в трубопровод. А ведь нефтеносных районов, подобных Нижневартовскому, в стране не один и не два. И, увы, не каждого злоумышленника удается поймать, не каждую врезку вовремя заметить... Зато каждая из них - это не только прямой убыток добывающей компании, но и огромный риск экологического ущерба для всего региона.

Современные преступники действуют вполне профессионально, тем более, что до недавнего времени максимум, что им грозило в случае поимки - это штраф. И, разумеется, они платили этот штраф! А через месяц-два снова попадались при попытке вернуться к привычному криминальному "бизнесу".

И только в последнее время в вопросах борьбы с такими хищениями наметились серьезные подвижки. Так в прошлом году, служба безопасности компании ТНК-ВР задержала злоумышленников, осуществлявших незаконные врезки в трубопровод. Преступники предстали перед судом, который счел хищение собственности, организованное по предварительному сговору достойным лишения свободы - и гости Югры из солнечной Армении отправились в не менее солнечный Магадан на два года.

Любители приделать свой кран к трубе - это не пара юнцов на "ижаке", которые ради молодецкой удали решили отцедить себе пару канистр. Это многочисленные, сложные по структуре, организованные группы, нередко - имеющие "своего человечка" в структуре предприятия. Заранее прорабатываются маршруты отхода, интервал движения охранников. Врезка осуществляется с помощью полупрофессионального оборудования, топливо загружается в автобойлер. Груз сопровождает собственная вооруженная охрана на легковых автомобилях.

Нефтекомпании вынуждены также совершенствовать методы борьбы с любителями легкой наживы. "Гонка вооружений" между нефтекомпаниями и криминалом набирает обороты. В ответ на хорошо скоординированную работу бандитов нефтяники применяют свои ноу-хау. Например, контроль территорий с помощью беспилотного самолета - именно так были задержаны похитители оборудования с территории одного из объектов "Самотлорнефтегаза".

Совсем было вывезли с территории четыре фуры железных конструкций (ценой в полмиллиона рублей каждая, но к чему ворам такие подробности?), которые планировали сдать в пункт приема металлов, и вдруг откуда ни возьмись нагрянула охрана... Порой и на трубопроводах в труднодоступных, казалось бы, местах, в глухом лесу, устанавливают камеры слежения. Что делать - имущество надо защищать!

Почему же это должно волновать простых людей? У нефтегигантов, что то пытаются украсть... Так у нас квартирных краж, которые гораздо больнее бьют по собственникам квартир, немало. Но давайте разберемся...

Если у вас есть автомобиль, то возможно вы обращали внимание, что многие АЗС (особенно в стороне от крупных городов) торгуют бензином А-80. А ведь эта марку не производит уже ни один завод. Откуда ж берется дешевый 80-й? Старые запасы распродают? Если бы! Это как раз ворованный газолин сбывают экономным автолюбителям под видом бензина. Стоило службе безопасности ТНК-ВР накрыть шайку похитителей газолина, как сразу три заправки неподалеку просто закрылись...

Но не только "паленый" бензин и испорченные двигатели автомобилей - следствие деятельности преступных групп.

Гораздо опаснее тот вред, который злоумышленники наносят окружающей среде. Ведь каждый врез в нефтепровод почти гарантировано грозит протечками, размер которых может достигать средней величины озера. Но даже, если вы не живете в нефтедобывающем районе, еще не значит, что экологических последствий от действий мошенников вам удастся избежать...

В отличие от чисто криминальных дельцов, есть и ребята, которые на первый взгляд заняты вполне легальным бизнесом - оказывают нефтяникам услуги по утилизации отходов производства. Но стоит присмотреться повнимательнее знакомые черты охотников до чужого добра становятся видны как днем.

В Саратове фирма с красивым названием "Экологический центр Поволжья" подрядилась утилизировать нефтешлам с территории Саратовского нефтеперерабатывающнего завода. Немалая сумма контракта (31 миллион рублей в год) и передовые технологии, с помощью которых фирма-подрядчик собиралась утилизировать отходы, казалось бы, не оставляли места сомнениям в том, что все будет солидно и правильно. Однако в апреле прошлого года сотрудники департамента безопасности НПЗ заметили, что цистерны с нефтешламом отнюдь не катят на полигон в 300 км от предприятия, а останавливаются чуть ли не за воротами, на территории соседнего предприятия. Беседы с водителями и беглое наблюдение показали - никто и не собирался "утилизировать" нефтешлам далеко и дорого, его просто сливали в резервуар рядом с НПЗ. Руководство предприятия выразило подрядчику недоумение; подрядчик продолжил сливать там, где сливал. В августе контракт был расторгнут, а бумаги направлены в прокуратуру, поскольку ненадлежащие действия поволжских "псевдоэкологов" грозили нанести этой самой экологии ощутимый удар. Что грозит недобросовестным подрядчикам со стороны государства, пока неясно; как говорится, "ведется следствие". Что же касается руководства Саратовского НПЗ, то оно настроено достаточно решительно: ни один человек, ни одно юридическое лицо, когда-либо и чем-либо провинившееся перед компанией, до конца своей жизни не получит ни одного шанса поработать с заводом еще раз.

И это правильно.

Анатолий Петров - эксперт по проблемам безопасности

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
06.12.16
Липчане устали от «статусного» губернатора, но у оппозиции нет альтернативы
NB!
06.12.16
«Румыны прижали нас к стенке»: Венгрия готова ударить кулаком по столу
NB!
06.12.16
В России за кибератаки будут сажать в тюрьму на 10 лет
NB!
06.12.16
Ульяновские оружейники начнут выпуск новых видов патронов
NB!
06.12.16
«Здесь постоянная война»
NB!
06.12.16
Эрдоган одобрил ратификацию «Турецкого потока»: когда это сделает Москва?
NB!
06.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 6 декабря
NB!
06.12.16
Заплати налог… Жителям Карачаево-Черкесии налоговики не дали спать спокойно
NB!
06.12.16
«Долго не удержатся» — депутаты Госдумы о руководстве Чувашии
NB!
06.12.16
Бабич посоветовал главам регионов не лезть в работу федеральных ведомств
NB!
06.12.16
Рейтинг доверия Сергею Аксёнову осложняют невыполненные обещания
NB!
06.12.16
В Самаре будет, как во Владивостоке
NB!
06.12.16
Искушение святым Антонием: католики Львова требуют от Украины вернуть свое
NB!
06.12.16
Прокуратура внесла представление главе Севастополя за ледяную блокаду
NB!
06.12.16
«Слабое место» челябинского губернатора и слухи об отставке
NB!
06.12.16
Путин назвал идиотским решение Литвы о запрете на въезд судьям из РФ
NB!
06.12.16
Проект «Айсберг»: осваивать Арктику в интересах РФ будут подводные роботы
NB!
06.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк II
NB!
06.12.16
Путин призвал не подвергать эрозии Конституцию РФ
NB!
06.12.16
Global Times: Китай не должен позволять Трампу пользоваться собой
NB!
06.12.16
Офицеры ВСУ проходят учебу в школах НАТО — хакеры «Спрут»
NB!
06.12.16
Отложено? Минтранс проведет беседы в Госдуме о платном въезде в города