Кандидат в президенты Армении, лидер партии "Свобода" Грант Багратян уже был во власти: с 1993 по 1996 годы он возглавлял правительство страны, а до этого руководил министерством экономики. Автор более 60 научных статьей и 9 книг, Багратян сегодня борется за должность №1 в стране - президентское кресло. Известный своей жесткой критикой в адрес властей, а также к коллегам по оппозиционному цеху, Грант Багратян в интервью ИА REGNUM рассказал, что он думает о перспективах своего избрания и пессимистичной в его отношении статистике, которой он не верит.

ИА REGNUM: Г-н Багратян, вы по большей части известны как экономист...

Нет, отнюдь! Я оказался единственным кандидатом, который помимо экономики составил концепцию политических реформ, разработал проект изменений Конституции, а также проекты реформ в сферах науки, культуры, Вооруженных сил.

ИА REGNUM: Как вы считаете, в целом подготовка к выборам проходила в рамках нормы?

Не знаю... Нет, не нормально. С чем сравнивать?

ИА REGNUM: Скажем, с электоральными процессами в развитых странах.

В других странах не видел, как они проходят. В Армении они проходят в условиях ситуативных развитий. Нет обсуждения программ, в очень плохом состоянии списки. Погрешности достигают 25%. Мы не увидели идеологической борьбы.

ИА REGNUM: Социологическим опросам вы не доверяете, так?

Вашим соцопросам я не верю, в том числе соцопросам ВЦИОМ. Я верю моим соцопросам.

ИА REGNUM: Результаты многих социологических опросов прочат вам третье место на выборах. Вы согласны с этим прогнозом?

Нет, я с этим не согласен. На данный момент проводят 8 опросов, вам показать?

Собеседник демонстрирует результаты опроса на одном из армянских сайтов, где он с незначительной разницей уступает лидеру партии "Наследие" Раффи Ованисяну.

ИА REGNUM: Интернет-опросы не гарантируют объективность картины, так как один и тот же человек может проголосовать несколько раз с разных компьютеров.

Опросы ВЦИОМа, другие опросы еще менее объективны. Они просто заняты хулиганством. А в интернет опросах тоже гарантируют, что каждый человек голосует один раз. Итак, соцопросам мы не верим, особенно тем, которые проводят европейские друзья Армении. По Gallup-у могу привести данные, что если полтора месяца тому назад, согласно их опросу, за меня ни за что не проголосовало бы 3% избирателей, сейчас они называют цифру в 21%... Когда мы у американцев спросили, что за Gallup, они ответили, что "этот Gallup к нам никакого отношения не имеет".

ИА REGNUM: Существует американский Gallup inc. и Gallup International Association, они друг с другом не связаны.

Да. А потом до нас дошла информация, что мой рейтинг снижается около 4-5 раз, чтобы показать отсутствие соперников у действующего президента.

ИА REGNUM: Фактически вы настаиваете на том, что вы реальный кандидат на должность президента Армении?

Я не настаиваю, это вы пришли ко мне. Конечно! Я - реальный кандидат. ЦИК Армении объявил: у нас сейчас на данный момент 7 кандидатов в президенты Армении.

ИА REGNUM: Хорошо. Г-н Багратян, было совершено покушение на кандидата в президенты Армении Паруйра Айрикяна, потом нападение на ваш штаб. Вы не считаете, что это, во-первых, дискредитирует выборы в целом, во-вторых, создает нездоровую атмосферу?

Считаю.

ИА REGNUM: Как вы к этому относитесь? Вы не боитесь за свою жизнь?

А что я могу сделать?

ИА REGNUM: Предпринимать меры по обеспечению безопасности.

Каким образом?

ИА REGNUM: Это не мне знать. Если бы я был Грантом Багратяном, я бы, вероятно, ответил.

У нас нет таких мер, не располагаем ими.

ИА REGNUM: Вы намерены продолжать борьбу в любом случае, невзирая на подобную атмосферу?

Да.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к предложению Паруйра Айрикяна об объединении оппозиционных кандидатов?

Уже плохо отношусь, потому что уже говорил: оппозиционные кандидаты должны доказать, что они оппозиционные.

ИА REGNUM: Вы также говорили, что единственным оппозиционным кандидатом являетесь именно вы.

Да, а знаете почему?

ИА REGNUM: Вы мое мнение спрашиваете, или проверяете меня на предмет знания вашего?

Я задаю вопрос: знаете, почему я так сказал? Я объяснял.

ИА REGNUM: Вы, к примеру, говорили, что тот же Паруйр Айрикян критикует коррупцию меньше, чем действующий президент Серж Саргсян.

Нет. Мы подписали 28 января меморандум, согласно которому, власти должны были принять меры. Была договоренность, что мы создадим фронт. Но поскольку на следующий день властями этот меморандум был отклонен, стало ясно, что никто не имеет права поздравлять Сержа Саргсяна, если он победит на выборах. Однако, и Паруйр Айрикян, и другой кандидат, который подписал с нами меморандум, выразили готовность поздравить Сержа Саргсяна в случае его победы, тем самым показав, что они не придерживаются духа меморандума, который сами же подписали. Я не утверждал, что они не оппозиционеры, я всего лишь выразил сомнение в их оппозиционной направленности.

ИА REGNUM: Паруйр Айрикян в своем заявлении не уточнил, кого он видит в роли единого кандидата. А если бы им были вы?

Не имеет значения.

ИА REGNUM: Фактически, вы бы не позволили этим людям присоединиться к вам и поддержать вас?

Абсолютно правильно. Конечно, им бы мог быть и я, но в данном случае это уже совсем не важно. Я просто сказал, что они должны забрать свои заявления обратно. Что мне с ними делать?! Если мы что-то подписываем, то мы это уважаем.

ИА REGNUM: Вы ознакомили меня с данными соцопросов. Согласно одному из них, первым шел Раффи Ованисян, вторым - вы с минимальным отрывом. Если при этом победит Серж Саргсян, каковы будут ваши дальнейшие действия?

Не могу пока ответить, посмотрим. Я не люблю рассуждать категориями "если".

ИА REGNUM: Фактически, у вас нет дальнейшего видения развития событий.

Нет, у меня нет пока никакого видения. Мы об этом не думаем.

ИА REGNUM: Г-н Багратян, назовите наиболее значимое достижение в период президентства Сержа Саргсяна.

По политическому решению проблемы Карабаха при его президентстве в международных инстанциях, в частности в ООН, было принято минимальное количество антиармянских резолюций.

ИА REGNUM: То есть, на ваш взгляд, это можно считать наиболее выдающимся достижением действующего президента?

Ну, можно назвать еще несколько в этом духе, если это можно конечно считать достижением.

ИА REGNUM: Г-н Багратян, можно задать вам несколько вопросов, касающихся внешней политики...

А почему вы не спрашиваете о провалах? Ведь все остальное провалено.

ИА REGNUM: Потому что вы оппозиционер и критиковать действующую власть это ваше дело. Собственно по той же причине по какой я не задаю вам вопросов по экономике: большинство публикаций, касающихся вас, затрагивают именно сферу экономики, ваши взгляды известны. Давайте рассмотрим ваши взгляды по некоторым внешнеполитическим вопросам: вы не раз и не два говорили на тему выбора между европейским путем развития и участием в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Ваша позиция известна, но все же позвольте уточнить, что вы ответите послу Германии в Армении Райану Морелу на его заявление по поводу присоединения Армении к Евразийскому союзу?

Какой ответ? На какой вопрос?

ИА REGNUM: Морел заявил, что участие Армении в евразийских интеграционных процессах негативно скажется на сближении с Европой.

Нет необходимости оценивать его мнение. У меня есть свое.

ИА REGNUM: И каково же оно?

Конкретно о чем?

ИА REGNUM: Как должна Армения поступить, находясь на развилке, условно говоря, Европа-Евразия?

Вообще это неправильный вопрос. Армения должна сотрудничать и с теми, и с теми, пока это друг другу не мешает.

ИА REGNUM: Ряд европейских партнеров Армении выразили обеспокоенность возможным участием Армении в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Вашингтон в лице бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон заявил, что приложит максимум усилий, чтобы не допустить создание Евразийского союза. Значит, это уже кое-кому мешает.

Что касается Евразийского союза, то он сейчас на повестке не стоит. Будет стоять - можем поговорить. Или же если стоит, дайте мне посмотреть этот документ. Сотрудничество в рамках СНГ пока что касается Таможенного союза, который сам по себе является серьезным шагом к Евразийскому союзу и одновременно совершенно другим вопросом, который стоит на повестке. Евразийский союз - этой темы в повестке нет. Может быть, я не знаю, а может быть, власти Армении нас не проинформировали.

ИА REGNUM: Вы считаете евроинтеграцию внешнеполитическим приоритетом Армении?

Я считаю евроинтеграцию важной, но еще более важной, наиболее стратегической компонентой я считаю повышение степени концентрации Армении на самой себе. У меня в программе нет цели вступления в ЕС любой ценой, в ближайшие пять лет этого не предусматривается. Пока что стоит вопрос партнерства с Европой, а также вопрос перехода к режиму свободной торговли.

ИА REGNUM: Можно поподробнее о повышении уровня концентрации Армении на себе самой?

Полагаю, что министерство иностранных дел не должно начать усиленно работать над скорейшим вступлением в Евросоюз. Насколько я могу судить, у европейцев тоже нет такого желания. На повестке дня сегодня стоит партнерство и режим свободной торговли.

ИА REGNUM: Одним из наиболее значимых событий в период президентства Сержа Саргсяна стала попытка нормализовать армяно-турецкие отношения. Попытка провалилась. Собираетесь ли вы в случае своего избрания предпринять те или иные практические шаги, направленные на реанимацию контактов с Анкарой?

Мы будем использовать любую реальную деловую возможность улучшить отношения с Турцией, если таковые появятся.

ИА REGNUM: Вы допускаете мысль, что эти возможности могут быть основаны на уже существующих протоколах, парафированных в 2009 году в Цюрихе?

Не думаю. Для меня неприемлем пункт о создании комиссии историков, которые должны будут заниматься обсуждением Геноцида армян. А так, по всем остальным пунктам протоколы приемлемы.

ИА REGNUM: А, к примеру, пункт о признании Арменией и Турцией современных границ друг друга? Это ведь поставит точку в "Армянском вопросе".

Никакой вопрос никогда не закрыт. Но когда Армения в 1992 году стала членом ООН, то Ереван устами Раффи Ованисяна прямо заявил, что практически признает границы всех существующих государств. Армения не выдвигает Турции территориальных претензий, такого вопроса в политической повестке Армении нет. Однако это не означает, что нет претензий исторических. Кстати говоря, Армения не выдвигала территориальных требований к Азербайджану, ибо мы являемся членом ООН. Но это не значит, что Армения не признает право Нагорного Карабаха на самоопределение.

ИА REGNUM: Раз вы заговорили о нагорно-карабахском конфликте... У вас есть рецепт решения этого вопроса?

Рецепт кроется в переговорах. Очень важно, чтобы за столом переговоров нашлось место представителям Нагорного Карабаха. Наша позиция такова: конфликт, в первую очередь, касается Нагорного Карабаха и Азербайджана.

ИА REGNUM: Переговоры ведутся уже 20 лет, причем, как с участием представителей Нагорного Карабаха, так и без него, результата нет, конфликт не урегулирован. Какие действия армянских сторон, на ваш взгляд, позволят достичь долгосрочного мира?

Нужно вновь попытаться вернуть Карабах за стол переговоров, а также постараться снизить градус взаимной ненависти. В особенности это касается Азербайджана.

ИА REGNUM: На практике эти подходы в Баку не принимаются.

Я должен видеть, что стороны хотят компромисса. В частности, нужно понять, что является компромиссом для Азербайджана. Если ничего нового не будет, то существующий на данный момент статус-кво и есть выход.

Беседовал Эмиль Бабаян