"В текущем 2003 году в Батумском порту уже обработано около 7 млн тонн нефти и мы рассчитываем, что в 2004 году выйдем на показатель в 10 миллионов", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор управления производства ООО "Батумский морской торговый порт" Николай Чарквиани, по словам которого, потенциально имеющейся мощности Батумского порта хватает на обработку и пропуск 15 млн тонн нефтепродуктов в год.

Он отметил, что в прошлом 2002 году порт обработал 8 млн тонн нефти и, таким образом, "сегодня масштабы транспортировки нефти через Батумский порт намного опережают показатели советского периода". Для сравнения директор сообщил, что в 80-е годы оборот проходящей через Батуми нефти составлял около 5 млн тонн в год.

Как сообщил Чарквиани, сегодня нефтепродукты составляют около 70% всех проходящих через Батумский порт грузов, а оставшаяся часть работы порта приходится на сухогрузы. Другими словами, если сегодня в Батуми отгружается от 1200 до 2000 тонн нефти в час, то объем перевалки сухих грузов составляет 2-3 млн тонн в год. Таким образом, зафиксированный на данный момент объем прокачки нефтепродуктов можно увеличить на 40%, а сухогрузов - на 50%. Каспийскую нефть для вывоза через Батумский порт привозят посредством железной дороги - в цистернах переправляются казахстанские и азербайджанские углеводороды. Заняты в этой сфере различные фирмы, однако основная доля перевозок приходится на всемирно известную компанию Shell. Что касается общей структуры перевозок, то, по словам Николая Чарквиани, через Батуми импортируется около 70% всех грузов, а экспортируется - около 30%. Основными партнерами выступают республики Южного Кавказа, Украина, Юг России, Китай и Иран.

Другая интересная статья грузов, проходящих через Батумский порт - это трубы для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, протяженность которого только по территории Грузии составляет 287 километров. Поскольку нефтепровод строится по новейшим технологиям, трубы для него, весящие в среднем от 4 до 7 тыс тонн, отливают в Японии, затем перевозят в Малайзию и покрывают специальным покрытием. Оттуда уже трубы переправляются в Грузию и через Батумский порт попадают на строительство нефтепровода. "К настоящему времени в Батуми уже пришло 8 судов, доставивших до 200 км труб, - сообщил Чарквиани. - Часть из них отгружена, другая часть все еще находится на портовом складе. С нового года ждем получения партии крупногабаритных труб". Он отметил, что доставляемые трубы, которые, из-за специального покрытия, требуют крайне осторожного отношения, выгружаются с кораблей при помощи портового магнитного погрузчика, хранятся на территории порта с соблюдением всех необходимых предосторожностей, и затем укладываются на железнодорожные составы вакуумными погрузчиками. Вместе с тем директор сообщил, что после завершения "Проекта века" Батумский порт имеет еще один заказ - на этот раз дело касается труб для газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, которые обеспечат порт дополнительным доходом еще на полтора года.

На вопрос о том, не опасаются ли в Батуми, что после задействования нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан спрос на нефтеперевалочную функцию порта упадет, Николай Чарквиани ответил отрицательно. По его словам, "подсчеты указывают, что работы хватит на всех", так как объем энергетических запасов Каспия и потребность в них способны и полностью загрузить нефтепровод, и параллельно продолжать наращивание транспортировки нефти альтернативными методами. "Сегодняшняя инфраструктура порта, по нашим оценкам, позволит ему работать без дополнительных усовершенствований еще около десяти лет, - утверждает директор. - Потом уже придется вкладывать деньги в дальнейшее развитие. Тем не менее, порт развивается и сегодня - до недавних пор его территория занимала всего три гектара, сейчас же увеличилась до 17 га". Как сообщил Чарквиани, всего в Батумском порту сегодня имеется четыре нефтеналивных и четыре сухогрузных причала, а также два пассажирских. Работает пять паромных линий - три украинские и две болгарские. В 2000 году в строй был введен железнодорожный паром Варна-Ильичевск-Батуми. Три катера "Комета", вмещающие по 200 пассажиров, почти каждый день совершают рейсы в Сочи. Директор отметил, что работа паромного сообщения с румынским портом Констанца затруднена из-за разницы в европейском и советском железнодорожных стандартах. Для решения этой проблемы в порту идет переделка колеи, в процессе чего осваивается целевой грант Евросоюза в размере 2 млн евро. Соответствующее оборудование в Батумский порт уже поставлено, начато строительство завода по переоборудованию колес железнодорожных составов.

"Батуми является очень удобным местом, одним из самых глубоководных портов Черного моря", - отметил Николай Чарквиани. По его словам, глубина у причалов в Батумском порту составляет 12 метров, что позволяет подходить кораблям с водоизмещением в 60-70 тысяч тонн. В порту также имеется недавно отремонтированный безпричальный налив, к которому могут подходить корабли водоизмещением до 100 тыс. тонн. Кроме того, в течение последних двух лет в Батумском порту продолжается строительство контейнерного причала длиной 330 метров и глубиной 12,5 метров, после завершения которого в порт смогут заходить корабли любых размеров, пропускаемые через Гибралтар и Дарданеллы. Чарквиани отметил, что это потенциально "грозит" порту 15 млн дополнительного груза в год.
p>