14 февраля Сейм поддержал поправки к Закону о научной деятельности, которые дают спецслужбам право прекращать исследования, "угрожающие национальной безопасности", сообщает портал Delfi.

За принятие поправок проголосовали 55 депутатов "Единства", Партии реформ, VL-ТБ/ДННЛ и "группы Олштейнса". Против были 24 депутата от "Центра согласия". Никита Никифоров и Владимир Рескайс (оба - "ЦС") воздержались. В голосовании не участвовали Рихард Эйгимс (СЗК), Янис Клаужс (СЗК), Андрей Клементьев ("ЦС"), Янис Лачплесис ("Единство"), Ингмар Лидака (СЗК), Клав Олштейнс, Раймонд Вейонис (СЗК). Ранее закон позволял приостановить проведение исследования при наличии заключения ученых. Теперь же для этого будет достаточно возражений со стороны органов государственной безопасности. Более того, представители спецслужб смогут на правах советников заседать в Научном совете Латвии и влиять на принятие решений, связанных с вопросами безопасности и национальной обороны.

По этому поводу ранее латвийский ученый и общественный деятель Александр Гапоненко опубликовал статью, в которой заявил: "В Латвийский совет по науке вводится представитель латвийских спецслужб, который будет давать свои оценки научным работам и оказывать влияние на принимаемые академиками и профессорами решения. Директоров исследовательских институтов обязуют информировать спецслужбы о проводимых научных исследованиях и о тех исследованиях, на которые еще только поданы заявки на финансирование. Кроме того, в "компетентные органы" надо будет сообщать об участии иностранных ученых в проводимых в Латвии исследованиях и об участии сотрудников местных институтов в научных проектах, осуществляемых за рубежом. Предусмотрена возможность запрещать научные исследования, если они, по оценке спецслужб, могут угрожать национальной безопасности. Государственные и частные научные учреждения должны регистрироваться в специальном Регистре научных учреждений. Однако если в распоряжении спецслужб есть информация, что деятельность исследовательского института угрожает национальной безопасности, то он может быть исключен из соответствующего регистра. Это новшество лишит НИИ права на получение государственных дотаций, права на участие в местных конкурсах и международных конкурсах, предусматривающих дотации из местных бюджетов, права на ведение преподавательской деятельности и на участие в повышении научной квалификации.

Латвийские спецслужбы получат возможность взять под свой контроль все НИИ, универcитеты и всех работающих в них ученых и преподавателей, будут самостоятельно определять целесообразность проведения научных разработок и запрещать те из них, которые им покажутся вредными. Научной компетенции у латвийских джеймсбондов, конечно же, нет ни на грош. Поэтому все решения они будут принимать не по критериям научной, а по критериям политической целесообразности исследований. Задавать эти критерии будет нынешняя правящая элита, а спецслужбы будут только выступать в ее руках карающим мечом. Правящие испугалась того, что научное сообщество стало их в последнее время остро критиковать за то, что они завели страну в социально-экономический тупик. Ранее научное сообщество уже подвергалось со стороны правящей элиты этническим и языковым чисткам и это обеспечило его временное молчание. Теперь стали бунтовать латышские ученые и старого оружия для их усмирения оказалось недостаточно", - указывает Гапоненко.

Позже Гапоненко подчеркнул: "Новшества в законе "О научной деятельности" касаются моей профессиональной деятельности. Как и деятельности трех десятков тысяч латвийских ученых и преподавателей. Впрочем, по новому закону репрессии можно будет проводить и в отношении какого-нибудь немца, который надумает в нашей любимой стране проводить свои изыскания".