"Я позитивно оцениваю переговорный процесс между Украиной и Россией по вопросу создания двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системы (ГТС)", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский экономист Юрий Макогон.

"Я надеюсь, что этот непростой и заполитизированный вопрос будет решен, и мы начнем заниматься реконструкцией и модернизацией ГТС Украины. Хотя, честно говоря, я не очень представляю, как можно организовывать консорциум без третьего участника - представителя ЕС. Евросоюз - это главный потребитель природного газа, который проходит по украинской ГТС. Также, привлекая третью сторону в возможный консорциум, мы могли бы рассчитывать на получение определенных иностранных инвестиций и передовых технологий. Даже если газотранспортный консорциум будет создан на двусторонней основе, это тоже позитив", - сказал Макогон.

По мнению эксперта, для Украины важно добиться установления адекватной и рыночной цены на российский природный газ. "Сегодня для Украины важно получить такую цену на газ, которая бы сохранила рентабельность тех предприятий, которые используют газ не только как энергоноситель, но и как сырье. В больших объемах природный газ используют химические заводы по производству минеральных удобрений. Эксперты должны просчитать, на каком уровне должна быть цена на газ, при которой работа предприятий была бы рентабельной? Я был бы рад, если бы мы преодолели газовые споры, которые возникают из года в год в зимний сезон", - отметил Макогон.

Напомним, ранее СМИ сообщили, что Украина больше не надеется на помощь Евросоюза в решении газового вопроса и начала переговоры о создании двустороннего консорциума с Россией по управлению украинской газотранспортной системой. Согласно предоставленной информации, Украина потребовала от монополии, чтобы будущий консорциум был создан на паритетных началах и не владел, а лишь управлял ГТС. Киев настаивает, что в договоре должен быть зафиксирован принцип, по которому "Газпром" должен транспортировать не менее 60 млрд кубометров газа в год и гарантированно оплатить услуги по транзиту на сумму $2,2 млрд. Стороны пока обсуждают, будет ли применяться принцип ship-or-pay (поставляй или плати), а также возможный отказ украинской стороны от принципа равного доступа к ГТС, заложенного в ее соглашении с Энергетическим сообществом (ЭС).