В Москве полным ходом идет объединение школ и детских садов в образовательные комплексы. Кампания по слиянию учебных заведений вызвала неоднозначную реакцию и среди учителей, и у родителей. Что даст объединение ученикам, зачем его инициировали, обязательно ли слияние для всех и с какими трудностями придется столкнуться в ходе процесса? Для многих до сих пор вопросов больше, чем ответов. Чтобы разобраться в них, ИА REGNUM обратилось к директору Государственной столичной гимназии Виктору Фертману.

ИА REGNUM: Идею создания образовательных комплексов воспринимают неоднозначно. Родители не всегда понимают, как и зачем это происходит. Как этот процесс проходит в вашей гимназии?

В нашем случае к нам присоединяются две школы и три детских сада. Считается, что если в центре образовательного комплекса стоит школа, которая дает хорошие результаты, то присоединение к ней других школ может поднять общий уровень образования. Это первый момент. Второй момент связан с тем, что в рамках объединения 3-5 школ можно удовлетворить почти любой запрос семьи.

Так, в старшей школе существует система изучения предметов на базовом и на профильном уровнях, ребенок, переходя в 10 класс, выбирает определенный набор предметов. И чем больше детей в старшей школе, тем больше возможностей. В малочисленном учебном заведении это трудно, почти невозможно реализовать, в том числе, с финансовой точки зрения. В комплексе, где в старшей школе будет учиться порядка 200 человек, можно построить практически любой набор образовательных траекторий.

Кроме того, когда у школы один корпус, ученикам тесно. Сейчас у нас здание на 550 человек, а учится в нем почти 700. С первым классом ситуация тяжелая. В прошлом году мы должны были взять два первых класса, а взяли четыре. В итоге - у нас огромная начальная школа и малочисленная старшая.

Наполеон говорил: "Победа любит большие батальоны". Именно это высказывание во многом объясняет создание образовательных комплексов. Хотя это не отрицает и существование маленьких "эксклюзивных" школ.

ИА REGNUM: Получается, в Москве объединяются не все и не со всеми?

Во-первых, этого никто не делает из-под палки. Разговоры о том, что всех построили в колонну, сказали: "На первый-второй рассчитайсь, кто первый - главный, кто второй - присоединяется" - это сильное преувеличение. Оно появилось благодаря СМИ, некоторым недобросовестным директорам школ, учителям и чиновникам от образования. Они начинают реализовывать эту идею в режиме "хватай мешки, вокзал тронулся", что в любой ситуации заканчивается плохо.

ИА REGNUM: Что объединение даст ученикам?

Скажем, ученики начальной школы будут ходить в одно здание, средней - в другое, а старшей - в третье. Здесь плюсов огромное количество и самый главный - чисто психофизиологический. Не дело шестилетнему ребенку учиться в одном здании с семнадцатилетними. У них должны быть разные режимы занятий, раздевалки, проведение уроков физкультуры. Сейчас мы вынуждены внутри одной школы разводить эти потоки, что безумно сложно.

ИА REGNUM: А может ли к вам попасть ребенок из другого района?

Да, конечно. Есть основной список поступающих - дети микрорайона, это территориальная привязка. По положению, мы должны взять из него всех, а если не хватает места, учредитель должен решить эту проблему. И есть дополнительный список, куда записываются по желанию. Им достаются оставшиеся места. Со следующего года у нас будет реализован этот принцип.

Раньше было так: стоит школа, к ней приписано 15 или 20 домов. В этом году Департамент образования попробовал любопытную вещь: скажем, есть достаточно большой микрорайон, в нем находятся три школы. И родители знают, что в них они стопроцентно попадают. Как правило, из этих школ одна сильнее. Это не всегда связано с директором, просто так складывается. Так появляется некий лидер. По логике, это и есть центр, к которому будут присоединяться остальные. Если у него не хватает помещений, он "расползается" в другие школы, где есть пустые классы. Одна школа не смогла вместить все первые классы, а соседняя школа - полупустая, и им обеим нужно развиваться. Под брендом первой школы вторая должна "ожить".

ИА REGNUM: Со школами понятно. Но зачем в образовательных комплексах нужны детские сады?

Это, во многом, решает проблему зачисления в первый класс, и, конечно, позволяет решить проблему преемственности и подготовки к обучению в школе. Ребенок попадает в первый класс без очереди и регистрации, если этого захочет семья. Получается образовательная вертикаль.

ИА REGNUM: Чем объединение школ может обернуться для учителей?

Учителей, как правило, ситуация не касается вообще. По трудовому кодексу мы не имеем права никого увольнять, надо искать компромиссы. Зато начинается конкуренция, сравнивание себя с коллегами - предметниками.

Здесь надо будет очень много работать не столько с педагогической или финансовой точки зрения, сколько в области человеческих отношений. Как из трех коллективов создать один? А может, нужны параллельно существующие структуры? Например, у нас будет порядка 350 сотрудников.

Уровень моего вмешательства в эти вопросы в первый год будет минимальный. А дальше нужна общая образовательная программа, план развития, общее понимание ситуации. Нужно наладить движение детей и учителей внутри структуры. Это очень тяжелый процесс. Вопрос в том, насколько разумно это сделано.

ИА REGNUM: У центра будет один директор, а в каждом из учреждений, которые входят в этот центр образования, будет его заместитель. Верно?

Да, во главе будет один человек. В его руках будут сосредоточены финансовые, кадровые и управленческие решения. У школ также будет управляющий совет. Но директоры присоединяемых школ перестают быть директорами.

ИА REGNUM: Это можно назвать минусом?

Для них это будет минусом. Они теперь не смогут самостоятельно принимать некоторые решения. А дальше зависит от того, насколько все мы заинтересованы в том, что происходит.

Я не слышал, чтобы в тех школах и садах, которые присоединяются к Государственной столичной гимназии, были недовольства, демонстрации родителей, перекрытие Алтуфьевского шоссе и так далее. В этом, кстати, надо отдать должное их руководителям: они работали, исходя из интересов детей и родителей и учителей.

ИА REGNUM: Если суммировать, можно сказать, что эта инициатива "сверху" не самая худшая?

Конечно. Проблема любой инновации - отсутствие грамотного разъяснения, подготовки. Если сначала давать полную информацию, а потом уже вводить - будут недовольные, но в рамках допустимого. А мы часто сначала что-нибудь введем, народ отреагирует, и тогда мы начинаем объяснять. На самом деле российское образование "губит", как и любое дело, нежелание говорить с людьми, объяснять, доказывать, вступать в диалог. Чаще всего, проблемы лежат в области боязни нового и непонятного.