Красноярские депутаты приняли в первом чтении законы о митингах с оговорками

Красноярск, 7 февраля 2013, 16:22 — REGNUM  Депутаты Красноярского края рассмотрели в первом чтении два проекта законов: "Об определении мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на территории Красноярского края" и "О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий". Как 7 февраля сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе красноярского заксобрания, оба законопроекта были приняты в первом чтении, однако, специально созданной рабочей группе предстоит поработать над их окончательной редакцией.

С докладом по обоим законопроектам выступил начальник управления губернатора края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Букарин. Он пояснил, что эти документы призваны привести краевое законодательство в соответствие с федеральными нормами. Такие законопроекты должны были быть приняты субъектами федерации еще до 1 января 2013 года.

Первый из представленных документов определяет объекты жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, где проведение публичных мероприятий запрещено; устанавливаются критерии, по которым органы МСУ могут отказать в согласовании проведения митингов и шествий. По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, бесперебойную работу важных технологических и социальных объектов.

При обсуждении законопроекта депутаты, во-первых, отметили правовую неопределенность многих положений представленного документа. Например, как разграничить общественные собрания и собрания родительские в школах, профсоюзные (на тех же жизнеобеспечивающих предприятиях) или собственников жилья, как проводить первомайские демонстрации или шествия в честь Дня Победы, которые, безусловно, на своем пути пересекают объекты инфраструктуры и прилегающие к ним территории, что такое эти самые территории, соотносятся ли с логикой закона предвыборные мероприятия и т. д. По мнению ряда парламентариев, закон дает муниципалитетам тысячу поводов, чтобы не согласовать проведение публичных мероприятий.

Вторая причина, вызвавшая жесткую дискуссию, - подходы, которые использовали авторы законопроекта при его подготовке. За полгода работы над документом не было проведено встреч и консультаций ни с одной из заинтересованных сторон - ни с партиями, ни с общественными объединениями. Законопроект был внесен в Законодательное Собрание 28 декабря 2012 года, когда уже закончились сессионные заседания. Комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, где первоначально рассматривался законопроект, дал неделю до сессии, чтобы провести встречи с представителями общественных объединений, однако этого тоже не было сделано.

В заключение дискуссии председатель профильного комитета Алексей Клешко пояснил, что и этот закон, и второй - о разрешенных местах для проведения мероприятий без уведомления - по логике федерального законодателя расширяют права участников политического процесса. Гораздо проще организаторам акций изначально понимать, где и почему нельзя проводить подобного рода мероприятия, и с учетом этого выбирать место их проведения. С другой стороны, второй законопроект отводит места, где проводить публичные мероприятия возможно вообще без уведомления органов МСУ. В целом Клешко тоже раскритиковал работу авторов законопроекта, однако предложил коллегам проголосовать за него в первом чтении.

Итог дискуссии подвел председатель заксобрания Александр Усс, который еще раз подчеркнул, что Законодательное Собрание "благодаря" своим коллегам из исполнительной власти попало в крайне неприятную ситуацию, нарушив сроки рассмотрения законопроекта. "Но теперь закон в наших стенах, - подчеркнул спикер. - Мы внесли его на первое же в этом году заседание сессии. Не вызывает сомнения, что перечень запрещенных мест нужен, это вопрос безопасности прежде всего. В то же время очевидна правовая неопределенность обсуждаемого проекта. Полагаю, нам нужно проголосовать за закон в первом чтении и далее взять процесс в свои руки - создать рабочую группу с участием представителей всех фракций и в течение месяца подготовить вариант ко второму чтению - без подозрений, подвохов и прочего". За это предложение депутаты и проголосовали 33 голосами против 10.

Второй закон - "О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий" - определяет перечень таких мест, который не закрыт и может быть расширен. Для Красноярска отведен сквер Космонавтов, в котором, по заключению органов внутренних дел, может быть обеспечен порядок при проведении акций с количеством участников до 5 тысяч (в чем усомнились некоторые депутаты). Несмотря на то, что авторы законопроекта полагают, что он отменяет уведомительный порядок, сохраняется понятие "информирования" органов МСУ о проведении акций со стороны их организаторов. Органы МСУ, в свою очередь, должны обеспечить безопасность участников мероприятий, определить очередность их проведения (если на один и тот же день об акции проинформируют сразу несколько организаторов).

И в отношении этого законопроекта депутаты усмотрели правовую неопределенность. По мнению зампредседателя заксобрания Всеволода Севастьянова, на одной площадке возможно проведение двух разных мероприятий, участники которых не только помешают друг другу, но дело может дойти и до столкновений. "Открытие такого "Гайд-парка" потребует постоянного нахождения сотрудников органов правопорядка", - отметил депутат Павел Семизоров. Прозвучал и ряд других замечаний.

В итоге со вторым законопроектом депутаты решили поступить так же, как и с предыдущим, - в первом чтении он был принят, но специально созданной рабочей группе предстоит поработать над его окончательной редакцией.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.