"Сегодня противоречия, конфликты в Ставропольском крае играют и позитивную роль. Они свидетельствуют о качестве межэтнических отношений, отражают объективную картину этноконфессионального дискурса, привлекают внимание к проблемам региона, наконец, акцентируют "болевые точки" основного населения края - русских, численность которого не является гарантией его благополучного состояния и самочувствия", - такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказала доктор политических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного лингвистического университета, член Совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, член Комиссии по вопросам миграции Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Майя Аствацатурова, комментируя высказывания, прозвучавшие 5 февраля в эфире телеканала "Вести" в рамках программы Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент", посвящённой проблемам оттока русского населения из Ставропольского края.

По мнению политолога, конфликты в Ставропольском крае сигнализируют и об опасениях других этнических групп (армян, азербайджанцев, белорусов, греков, грузин, евреев, немцев, поляков и других граждан РФ), которые также стали заложниками этносепаратизма, этнократизма, этноэгоизма в разные периоды постсоветского транзита в разных субъектах РФ СКФО.

"Противоречия, возникающие в регионе, вскрывают общие проблемы качества власти и управления в реализации административной реформы, реформы местного самоуправления, реформы федеративных отношений и в большой степени - качество деятельности силовых, правоохранительных структур, которое оставляет желать много лучшего", - считает учёный.

""Этнические сюжеты" Ставрополья сигнализируют власти - федеральной и региональной, а также аппарату полпреда президента РФ в СКФО - о том, что необходим пересмотр тактики, техник и технологий реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе", - заявила Майя Аствацатурова.

В том числе, необходимо принятие целостного политического документа - целевой Стратегии реализации государственной национальной политики в Северо-Кавказском федеральном округе, проект которой был инициирован Общественным советом СКФО и разработан осенью 2012 года ставропольскими учёными. Кроме того, необходима реструктуризация политико-управленческого пространства в направлении его дифференцированного подхода к проблемам разных этнических групп при повышении качества, увеличении профессионализма, укреплении структур и кадрового обеспечения отраслевых органов исполнительной власти в регионах СКФО. Также необходимо укрепление ставропольской этнокультурной и этноконфессиональной инфраструктуры Ставрополья и всего СКФО с участием всех субъектов межэтнических отношений в части упрочения российского патриотизма, российской идентичности, российскости. Необходима интенсификация действий органов власти, общественных организаций Ставрополья в направлении взаимовыгодного, взаимоуважительного партнёрства, сотрудничества на базе российских гражданских ценностей.

В рамках работы по реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе необходима также интенсивная пропаганда северокавказского позитива как позитива российского региона с российскими городами, российскими курортами, российскими вузами, российской культурой и российской государственностью. Также необходима актуализация системы этнологического всеобуча и этнокультурного просвещения молодёжи в ведущих вузах СКФО (по примеру Пятигорского государственного лингвистического университета) для формирования широкого спектра социальных компетенций в сфере межкультурной, межэтнической коммуникаций.

Говоря об этнополитической ситуации на Северном Кавказе, Майя Аствацатурова назвала её далекой от стабильной и безопасной. "Северный Кавказ, - здесь стоит все же подчеркнуть именно северокавказский, а не кавказский вектор проблем, - всегда был и остаётся регионом с выраженными социокультурными, общественно-политическими особенностями, а также и выраженными этнополитическими рисками, которые были очевидны и для администрации Российской империи, и для руководства СССР, и для современного российского руководства", - считает учёный.

"Сложности межэтнических отношений всегда были очевидны и для самих субъектов этих отношений - северокавказских коренных народов, русского населения (в том числе казачества), многочисленных диаспорных групп. Именно с учётом этих рисков на Северном Кавказе веками вырабатывались и действуют до сих пор традиции и навыки межэтнического взаимодействия, поддержания баланса интересов, взаимного признания. Эта традиция, что стоит отметить особо, и сохранила северокавказское сообщество как сообщество российских граждан, российских народов, среди подавляющего большинства которых никогда, даже в начале 90-х гг. ХХ в. на этапе жесткой и манифестной политизации этничности, не транслировалась идея отделения от России - как единственно возможная, безальтернативная общеэтническая идеология", - сказала политолог.

"Сегодня межэтнические отношения на Северном Кавказе, как и во всём мире, стали составляющими процессов жесткой витальной, социальной конкуренции, процессов позиционирования в экономической и политической сферах, процессов столкновения идентичностей - консервативной и модернизационной, светской и религиозной, патриотической и космополитичной, реформистской и радикальной и других. В этом плане Ставрополье отражает множество "этнических позитивов" и "этнических негативов", имеющих, как объективный, так и субъективный характер", - считает Майя Аствацатурова.

В этой связи учёный отметила, с одной стороны, локальные обострения межэтнических отношений, угрожающие национальной безопасности проявления национально-религиозного экстремизма, общественно-опасные межэтнические конфликты, резонансные преступления и правонарушения в этнических интерпретациях, стремления к демонстрации своего этнического присутствия представителями известных северокавказских групп. Существенную опасность представляют также бытовой национализм, ксенофобия, мигрантофобия, взаимное недоверие и неуважение, а также общая губительная гражданская неграмотность, этнополитическое невежество, "младосоциальность" и низкий социокультурный ценз, который отмечается у представителей всех народов, всех этнических групп.

"Хамство, грубость, агрессия, глупость, невежество, цинизм, жестокость - надэтничны, они не порождены этничностью, как равно и этничность не порождена этими свойствами. Человек является террористом, религиозным фанатом, насильником, убийцей, грабителем вовсе не потому, что он принадлежит к какой-то этнической группе, а потому, что этому способствовал комплекс причин, факторов и поводов - объективных, субъективных, закономерных, случайных и так далее. Вместе с тем, многочисленные провоцирующие сюжеты реальной жизни в Ставропольском крае, внешние дестабилизирующие вмешательства, в том числе из-за рубежа, а также сюжеты СМИ и интернет-пространства не привели полиэтничное население Ставрополья к массовым радикальным межэтническим конфликтам, к нанесению взаимных масштабных ущербов, к коллективным противоправным действиям, к структурированной массовой взаимной ненависти", - считает Майя Аствацатурова.

"В этом плане сравнение Ставрополья с Косово представляется не только преувеличенным и эмоциональным, но и политически и этически сомнительным. Народы Ставрополья, среди которых русские составляют более 80%, имеют гораздо более консолидированную историю, в том числе и общую историю российской государственности, чем балканские народы", - заявила учёный.

По словам политолога, народы Ставрополья в отличие от народов бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии никогда не наносили друг другу таких историко-политических ударов, которыми, к сожалению, была отмечена история СФРЮ и никогда не "производили столько истории, сколько не могли сами потребить". Напротив, вхождение Северного Кавказа в политико-правовое и социокультурное пространство России отмечено формированием и, прежде всего, на территории современного Ставрополья, уникальной среды взаимодействия - конфликтного и мирного - северокавказцев, русских, казачества, диаспор.

"Ставрополье имеет несомненную, очевидную, особую миссию на Северном Кавказе, в составе Северо-Кавказского федерального округа - миссию пропаганды, трансляции, внедрения российских ценностей - государственных, политических, культурных ментальных", - сказала учёный. По её мнению, эта миссия лежит, прежде всего, на плечах русского населения, которое является на Северном Кавказе олицетворением российской традиции, русской идеи, российской идентичности. Сохранение этнического мира в крае - это также результат постоянной целевой деятельности органов власти и управления, политической позиции руководства края, которая на протяжении всего постсоветского периода имеет выраженный здравый, консервативно-охранительный, государственно-патриотический характер.

"Сегодня на Северном Кавказе зачастую проявляются две альтернативные групповые стратегии, равно неприемлемые для России как для светского, демократического, правового, полиэтничного государства", - сказала Майя Аствацатурова. Первая. Некоторые представители коренных северокавказских этнических групп стремятся реализоваться в России как граждане России, использовать российские законы, российскую экономику, российское образование, российскую культуру, инфраструктуру российских городов, в данном случае Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, но при этом "без русских", а может быть, и без иных нетитульных этнических групп.

Вторая. Некоторые представители русского населения России, в том числе и на Северном Кавказе, стремятся упрочить свое положение в регионе, использовать его природно-климатические, туристско-рекреационные возможности, возможности досуга, развлечений, отдыха, но "без кавказцев", а, может быть, и без иных неславянских народов.

"Эти идеи в общем контексте провокационных призывов "Хватит кормить Кавказ" и ложных идей "Русские - домой в Россию", как равно и сомнительные попытки акцентировать свое "хозяйское положение" и особые права на ту или иную территорию должны пресекаться немедленно, оперативно, профессионально на всех уровнях - политическом, властно-управленческом, законодательном, правоохранительном, информационном, экспертном, образовательном, воспитательном и других. Также должны пресекаться всяческие демагогические идеи и практики, возвышающие конфессиональную принадлежность и конфессиональную публичную атрибутику над общегражданской российской символикой, над гражданскими правами, над российскими законами как законами светского государства", - заявила учёный.

"Всяческие возвышения религиозной морали над моралью светского государства в политическом и этнополитическом контексте, всяческие попытки синкретизировать и конвергировать выполнение служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими и работниками светских государственных учреждений и организаций с публичным отправлением на рабочих местах религиозных обрядов, чревато угрозами правовому, демократическому государственному и гражданскому пространству РФ", - считает учёный. Напомним, в программе "Специальный корреспондент" Аркадия Мамонтова прозвучала мысль о том, что американцы называют Северный Кавказ русским зарубежьем, а Ставрополье - российским Косово. Каждая пятая русская семья в Ставропольском крае сидит на чемоданах. Высказывались предложения о проведении чисток в местных правоохранительных органах и местной власти.