Молдавия считает возможным переход к обсуждению политических аспектов урегулирования молдавско-приднестровского конфликта уже в текущем году. Как сообщили 6 февраля корреспонденту ИА REGNUM в Бюро по "реинтеграции" правительства Молдавии, об этом заявил на встрече со специальным представителем России по молдавско-приднестровскому урегулированию Сергеем Губаревым вице-премьер Молдавии по "реинтеграции" Евгений Карпов.

Стороны обменялись мнениями о развитии и перспективах процесса урегулирования в контексте подготовки к первому в этом году раунду переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Коснувшись перспектив на этот год, молдавский чиновник заявил о необходимости начать обсуждения по темам третьей переговорной "корзины", которая включает политические, институциональные вопросы, аспекты безопасности в контексте окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.

Особое внимание в ходе встречи было уделено взаимодействию Молдавии и Приднестровья в реализации мер по укреплению доверия. По словам Карпова, на данный момент эксперты специальных рабочих групп Кишинева и Тирасполя с помощью внешних партнеров завершают разработку соответствующего международным стандартам и требованиям технического механизма, связанного со свободой передвижения и порядком оформления номерных знаков для автомобилей из Приднестровья.

В свою очередь специальный представитель РФ по молдавско-приднестровскому урегулированию Сергей Губарев выразил надежду, что первый в этом году раунд переговоров в формате "5+2", который пройдет 18-20 февраля во Львове, приведет к положительным результатам в процессе урегулирования и активизирует диалог между Молдавией и Приднестровьем.

ИА REGNUM напоминает, что повестка дня официального переговорного процесса в формате "5+2" состоит из трех "корзин", а именно - "социально-экономические вопросы", "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека", "всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности". При этом третья "переговорная корзина", касающаяся политических аспектов урегулирования конфликта, подлежит обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем и на данный момент не наполнена предметным содержанием и вопросами для обсуждения. Несмотря на это, о необходимости перехода к обсуждению политических аспектов урегулирования ранее неоднократно заявляла Молдавия, а следом и такие посредники, как ОБСЕ и Украина, а также наблюдатели ЕС и США. При этом указание Тирасполя на неизменность своей позиции относительно курса на независимость и международное признание в Кишиневе называют "противоречащим общему контексту переговоров". В свою очередь сам Кишинев не отказывается ни от своей стартовой позиции об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" и "унитарного статуса", ни от принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, виртуально "наделяющего" Приднестровье статусом автономии в составе Молдавии. Со своей стороны спецпредставитель России по молдавско-приднестровскому урегулированию Сергей Губарев заявил в ходе визита в Тирасполь 6 февраля, что обсуждение статуса ПМР невозможно до тех пор, пока Молдавия не аннулирует данный закон.