Иранская компания Iran Khodro свернула сборку автомобилей марки "Саманд" в Белоруссии из-за юридических проблем, однако она может вернуться к вопросу увеличения мощностей предприятия. Об этом 5 февраля на пресс-конференции в Минске заявил посол Исламской Республики Иран в Белоруссии Мохаммад Реза Сабури.

Напомним, официальный Минск пригласил иранскую компанию Iran Khodro (IKCO) к реализации на территории Белоруссии инвестпроекта по сборке автомобилей иранской марки Samand - лицензионной версии французского автомобиля Peugeot 405. Проект реализовывался с 2007 года под Минском с участием белорусского предприятия ЗАО "Юнисон". В 2011 году власти Белоруссии вынуждены были признать: проект не удался. В настоящее время распродаются остатки собранных автомобилей.

"По поводу проекта "Саманд" я могу вам сказать, что у нас возникли некоторые юридические и правовые проблемы в этом направлении. Если мы сможем достичь решения этих правовых проблем, у нас нет никаких препятствий для увеличения мощности", - сказал посол Ирана. Посол Ирана напомнил: 49% акций инвестпроекта по сборке в Белоруссии автомобилей "Саманд" принадлежит Iran Khodro. С данным пакетом акций, констатировал Сабури, "возникли юридические и правовые проблемы". Из сказанного послом было сложно понять, какие именно проблемы возникли. Проект был признан неудачным не только первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко, курирующим автопром (в т.ч. проекты по сборке легковых автомобилей иранских и китайских марок), но и независимыми экспертами. Среди причин, которые похоронили амбициозные планы участников проектов, назывались такие, как засилье дешевых подержанных иномарок на белорусском рынке, большой расход топлива иранских "скакунов", неадекватно высокая цена нового автомобиля (при недорогом машинокомплекте), странное стремление белоруской стороны любой ценой сохранить контроль над СП и отказ иранской стороны увеличивать капиталовложения в совместный проект. В итоге "Саманд" белорусской сборки (около 1,2 тыс) фактически распределялся между госорганизациями - МВД, Минздравом, БРСМ и др., физлица предпочли "подержанных немцев".

По словам посла Ирана, не лучшие результаты реализации данного проекта не останавливают компании двух стран от развития двусторонних связей. Иран, несмотря на противодействие Запада, смог достичь высот в развитии различных областях науки и технологий, в т.ч. в освоении атомной энергетики, исследования стволовых клеток и др., отметил Сабури. Официальный Тегеран заинтересован в участии белорусской стороны в реализации на территории Ирана строительных проектов, а также проектов в сфере нефтедобычи - несмотря на полное приостановление проекта по освоению белоруской госкомпанией иранского нефтяного месторождения "Джофеир".. На территории Ирана белорусская сторона реализует проекты по сборке тяжелой техники, а иранские компании в Белоруссии - проекты по строительству логистического центра и гостиниц, а также жилищных объектов. Посол Ирана отметил, что речь идёт о крупных проектах. "Стоимость каждого из них более 100 млн евро", - сказал Сабури.

По словам посла, 2012 году белорусско-иранский товарооборот составил $140 млн. "Вас, наверное, обрадует: $130 млн - это был экспорт в Иран из Белоруссии. Только $10 млн мы экспортировали из Ирана в Белоруссию". Сабури проинформировал, что власти Ирана неоднократно приглашали Александра Лукашенко посетить Иран. Посол намерен лично поинтересоваться у руководителя Белоруссии о его намерении посетить Иран в 2013 году. Официальный Тегеран готов к визиту Лукашенко.

Как сообщало ИА REGNUM, 13 апреля 2012 года пресс-служба Совмина Белоруссии проинформировала о том, что к 2015 году в Минской области совместно с китайской корпорацией Geely будет реализован инвестиционный проект по строительству завода по выпуску легковых автомобилей. "В 2012 по 2015 годы планируется построить уже новый завод производственной мощностью до 60 тыс легковых автомобилей, а в 2015-2016 годах довести мощность завода до 120 тыс авто", - сказано в сообщении.

Весной 2012 года в Белоруссии была заявлена презентация первого собранного на территории республики автомобиля марки "Джили", но она так и не состоялась. Несмотря на это, 22 июня первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко заявил: два первых автомобиля китайской марки "Джили" ("Geely") собраны в Борисове (Минская обл). Ранее, 23 декабря 2011 года Семашко сообщил о намерении Белоруссии наладить выпуск китайских автомобилей Lifan ("Лифан"). До этого в Белоруссии неудачно закончились проекты по сборке американских автомобилей "Форд", польских "Люблин" и иранских "Саманд".

Все указанные проекты, как заявлялось белорусскими бизнесменами, были ориентированы на российский рынок. Однако произошел обратный процесс: "иномарки" российской сборки нарастили присутствие на белорусском рынке, в Белоруссии выросла реализация автомобилей "ВАЗ". В настоящее время Совмин Белоруссии надеется нарастить сборку автомобилей китайской марки "Джили" до 120 тыс и, учитывая опыт проекта "Саманд", всё-таки завоевать часть рынка Таможенного союза, потеснив автомобили этой же марки, собранные в России.