Союз журналистов Эстонии ждет более подробной информации о скандале, связанном с высказываниями депутата парламента Эстонии от оппозиционной партии Яны Тоом в российских СМИ о "вымирающем" эстонском этносе, только после этого можно будет делать выводы, соблюдены ли этические нормы и не нарушена ли свобода слова. Об этом таллинскому корреспонденту ИА REGNUM сообщили в союзе, отметив в частной беседе, что видят в этом, скорее, часть предвыборной борьбы за голоса избирателей. То, что политики-оппоненты требуют чуть ли не выгнать Тоом из парламента - это такая же крайность суждений, как и допущенные Тоом высказывания, отметили в союзе, добавив: Если крайности в ее высказываниях имели место, то надо успокоится и вспомнить, что Эстония - страна свободы слова, где каждый по Конституции имеет право на собственные убеждения и суждения, напомнили в Союзе журналистов страны, признав, что слышали о "вымирании" эстонского народа куда более жесткие высказывания от самих эстонцев.

Напомним, что депутат парламента от крупнейшей оппозиционной левой Центристской партии Яна Тоом рассказала осенью 2012 года корреспонденту российского издания "Русский репортер" Ольге Андреевой в статье "Эстонская болезнь" свое видение ситуации с образованием на родном языке в Эстонии. Она, в частности, заявила: "Когда ты долго живешь с эстонцами и знаешь этот н­арод, ты понимаешь, что по-другому и быть не могло. Эстонская история - это семьсот лет рабства, о котором здесь никак не могут забыть. Этот народ сохранился потому, что постоянно был в круговой обороне, сплачивался против общего врага. Теперь врага нет, но привычка с­опротивляться осталась. Кому? Конечно же, местным русским. Теперь уже мы находимся в том положении, в котором эстонцы были семьсот лет, - все время чему-то противостоим. И это нас просто разрывает". Ниже она говорит, комментируя вопрос о будущем русского языка в Эстонии и его противостояния насильственной эстонизации: "Эстонский язык не может победить. Носителей этого языка девятьсот тысяч. Это вымирающий язык, вымирающая нация - вот в чем суть. Когда меня спрашивают о перспективах, я всегда вспоминаю, что Моисей же не зря таскал сорок лет евреев по пустыне, пока последний раб не умер. Но у нас столько времени нет".

Помимо Тоом в статье куда более острые высказывания о положении дел с эстонской ментальностью и "рабской мифологией" высказал известный эстонский общественный деятель, публицист и бывший министр культуры, а ныне депутат парламента от оппозиционной Социал-демократической партии Яак Аалик. Так, он заявил: "Наш национализм делает Эстонию провинцией, вы же сами видите. Задворки Европы - больше ничего. Конечно, Эстония должна стать страной, которая стоит на гражданской базе, а не национальной. Русские должны и в парламенте работать, и везде. И тогда мы могли бы быть позитивным форпостом для Евросоюза. А вместо этого мы превратились в маленькую злую собаку около большой страны. Зачем? И германцы, и французы смотрят на нас странно. У них к нам другой интерес".

Материал "Эстонская болезнь" появился в русском Интернете 31 января 2013 года. Газета Postimees пересказала на эстонском языке избранные части данного интервью, вырвав слова Тоом из всего контекста большого материала российского издания и придав им откровенно антиэстонскую направленность. Организованный эстонскими СМИ опрос среди национальных политков и общественных деятелей варьировался во мнениях от "лишить депутатского места" до "объявить бойкот в эстонском обществе". Министр культуры Эстонии от правящей право-либеральной Реформистской партии Рейн Ланг даже выступил с официальным заявлением о том, что осуждает использование оппозицией вопросов языка и национальности в политических интересах и что эстонскому народу и эстонскому языку вымирание не грозит.

Сама Яна Тоом подала жалобу на газету Postimees в Совет по прессе Эстонии. Руководитель фракции центристов в парламенте Кадри Симсон встала на защиту однопартийца, заявив, что "Тоом озвучила то, о чем многие подумали после результатов последней переписи.Она высказала то, о чем многие думают, когда видят как их соседи и близкие покидают Эстонию".