Влияние северо-кавказских ваххабитов в Поволжье будет усиливаться: эксперты
Татарстан, 4 февраля, 2013, 11:41 — ИА Регнум. Ваххабиты Северного Кавказа стремятся распространить свой идеологический контроль на мусульман Поволжья, - к такому выводу пришли участники научной конференции "Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма", прошедшей в Казани.
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия
"Начавшаяся хиджра (переселение) мусульман-кавказцев в Поволжье за прошедшие 10 лет сказалась на ментальности татарской молодежи. Это произошло за счет переселения сюда кавказских ваххабитов", - считает мусульманский богослов. При этом, по словам Фарида Салмана, "никакой схемы, кроме предложенной
Начальник сектора кавказских исследований РИСИ
Сейчас третий "амир Татарстана" Абдуллах заявляет о переименовании "вилаета Идель-Урал" в "эмират Булгаристан" и об изменении своей тактики - это точечные удары по промышленным объектам и убийство сотрудников силовых структур. "Власти Татарстана наконец-то начали менять свою политику в отношении фундаменталистов, главное, чтобы дело не ограничилось косметическими изменениями. Решать проблему надо кардинально", - считает эксперт.
Старший научный сотрудник РИСИ Галина Хизриева считает, что первой площадкой для переговоров с ваххабитами был интернет, где с ними пытались вести диалог мусульмане-традиционалисты. "Когда стало понятно, что не все мусульмане пойдут за ваххабитами, радикал-исламисты изменили тактику, сделав упор на шиитско-суннитское противостояние, чтобы привлечь к себе всех мусульман-суннитов, натравливая их на шиитов", - полагает исламовед. По мнению Хизриевой, наиболее успешно ваххабитам удаются вербовка и "разъяснительная работа" среди женщин.
Магистрант кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ Михаил Федько представил свое исследование о влиянии ваххабитов Северного Кавказа на русскую националистическую молодежь Поволжья. По словам конфликтолога, в среде русских националистов сегодня есть те, кто считает, что "принятие ислама поможет русской нации сохраниться", и часть из них готова к такому выбору.
В ходе проведенного им глубинного интервьюирования на вопрос о причинах принятия ислама, опрашиваемые заявляли, что видят в современном Православии "религию, проповедующую толерантность", а это проявление слабости. "Русские националисты, планирующие стать мусульманами, приводят такой аргумент: РПЦ опасается открыто вести миссионерскую деятельность среди мусульман. Этим нынешние православные священники отличаются от тех же баптистов и иеговистов, которые активно ведут миссионерскую работу среди "этнических мусульман", добиваясь при этом значительных успехов", - приводит мнение опрошенных исследователь.
Молодым русским националистам нравятся те вероучения, в которых допускается насилие, проповедуется его культ, отметил Федько. Как выяснилось в ходе исследования, часть русских хизб-ут-тахрировцев, посещавших казанскую мечеть "Аль-Ихлас" (недавно мечеть была закрыта по решению горисполкома Казани с помощью полиции - прим. ИА REGNUM), оказывают влияние на русскую молодежь Казани, склоняя ее к принятию своей версии радикального ислама. "Ислам - это религия сильных людей", - приводит конфликтолог основной тезис, который озвучивают в своих интервью русские националисты. Многие из них с удовольствием слушают песни ваххабитского барда Тимура Муцураева, проповеди Саида Бурятского (настоящее имя - Александр Тихомиров), восхищаются так называемыми "приморскими партизанами" как "борцами с путинским режимом". Более того, для многих русских националистов "приморские партизаны" являются образцом для подражания.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ
По мнению Раиса Сулейманова, сейчас поток "паломников" увеличился. В частности, татары и башкиры отправляются для боевой подготовки в Дагестан, где получают необходимые знания для развертывания "джихада" уже у себя дома. Есть татары, которые принимают участие в боевых операциях. Например, 41-летний житель Нижнекамска, член местной ОПГ "Мамшовские" по кличке "Фора" весной 2010 года подорвал милицейский участок в Кизляре, став "шахидом". "Тот факт, что первый "амир Татарстана" Мухаммед (настоящее имя - Раис Мингалеев) публично присягнул
Он отметил, что среди татарской ваххабитской молодежи по популярности второе место после Саида Бурятского сегодня занимает 32-летний салафитский проповедник Абу Умар Саситлинский (Исраил Ахмеднабиев), деятельность которого легализовали власти Дагестана. Отдельное внимание Сулейманов обратил на ситуацию в ряде деревень Высокогорского района Татарии, где поселились "религиозно активные уроженцы Чечни".
Подводя итог, участники конференции сошлись во мнении, что северо-кавказский сценарий вполне может повториться в Поволжье - это стало ясно после событий лета-осени 2012 года в Татарстане. По мнению экспертов, ситуация может нормализоваться, только если государство продолжит курс на поддержку традиционного для России ислама. "Если местные власти пойдут на диалог с ваххабитами, как это произошло в Дагестане, то это будет равносильно капитуляции", - было отмечено на конференции.