ИА REGNUM публикует мнения российских исламоведов о текущей ситуации в российском исламе и о перспективах ее изменения в 2013 году. На вопросы агентства отвечает директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

В России сохраняется региональное "дробление" ислама - каждый регион с большим количеством мусульманского населения имеет свою исламскую "повестку дня". Можно ли говорить о существовании в России единого мусульманского информационного, идейного, политического пространства, и какие тенденции - к укреплению такого пространства или к большему региональному дроблению - будут, на ваш взгляд, преобладать в 2013 году?

Единого пространства нет и никогда не было, единственное, что было - это разные сообщества, региональные и межрегиональные. Например, ярко выраженные приволжская, татарско-башкирская и северокавказская исламские общности. Они отличаются и направлением суннитского ислама, который люди в целом исповедуют, иными традициями, национальным составом. Максимум, что было - они при царе и при коммунистах находились между собой в дружественных отношениях, а сейчас ситуация в их взаимоотношениях очень разная. У нас сейчас до ста мусульманских централизованных организаций, число их быстро растет. Самой крупной мусульманской структурой не контролируется даже треть зарегистрированных общин.

Прошлый год ознаменовался большим количеством убийств мусульманских лидеров: заместители муфтиев Татарстана и Северной Осетии, шейх Саид Афанди и имам мечети Каримулла Ибрагимов в Дагестане и другие. Почему такие преступления участились именно сейчас, что за ними стоит?

За ними стоят ваххабиты, террористическое крыло. Они уничтожают людей, которые представляют для них идеологическую опасность, это борьба за захват власти, это борьба с конкурентами, это борьба с традиционными мусульманами. В первую очередь цели этих ваххабитских террористов - это лидеры традиционного ислама.

В 2012 году громкой темой для СМИ стал скандал вокруг ношения хиджабов в школе в Ставропольском крае. На ваш взгляд, будет ли он иметь последствия для российского ислама в целом, и в чем они могут состоять?

Сложно сказать, какие будут последствия. Хиджаб пропагандируют, где-то наоборот запрещают. Все по-разному, это сугубо региональные вещи. Но у многих хиджаб не с исламом как таковым ассоциируется, а именно с радикальным крылом. И это тоже следует учитывать.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться в 2013 году диалог государства с исламскими лидерами? Претерпит ли изменение число участников этого диалога со стороны мусульман?

Это зависит от государства. Пока, насколько я вижу, не хотят менять схему пяти муфтиев, которые приглашаются на встречу с первыми лицами, на приемы в Кремль. Хотя в принципе можно скатиться до четырех. Но это максимум что произойдет, да и это вряд ли случится.