Белоруссия намерена освоить "отвёрточную" сборку китайских автомобилей марки Geely для рынка Белоруссии, а в перспективе выйти с данной продукцией на рынки стран Таможенного союза - России и Казахстана. Об этом 31 января на пресс-конференции в Минске заявил министр промышленности Белоруссии Дмитрий Катеринич, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Производством китайских автомобилей марки Geely в Белоруссии занимается компания "БелДжи". Данный проект, отметил глава Минпрома, является приоритетным в работе с китайскими партнёрами.

"Партнёрами по данному проекту стали наша компания "БелАЗ" - 50% акций, по-моему, 32,5% акций - это непосредственно китайская компания "Джили". И, безусловно, очень важным вопросом для нас является развитие на базе данного предприятия автокомпонентов. В связи с этим наш холдинг "Автокомпоненты" создал с китайской компанией "Шамту", которая занимается автокомпонентами, совместное предприятие - по-моему, оно называется "Союзавтотехнологии" и доля у них 17,5% - он тоже вошел в эту компанию", - сказал министр промышленности Белоруссии.

"В настоящее время закончены все строительно-монтажные работы на борисовском заводе "Гидроусилитель" где проводиться будет первый этап, по другому можно сказать - предварительный этап по данному проекту. Согласно предварительному этапу мы должны там создать мощности на 10 тыс автомобилей из skd-комплектов - вы прекрасно понимаете, это "отвёрточная" сборка", - отметил Катеринич.

"Мы проводим работу по локализации, - продолжил министр. - В настоящее время локализация составляет где-то около 5%. Но компания "Джили" провела аудит системы наших предприятий, которые занимаются автокомпонентами. В результате этого аудита выданы замечания - предприятия сейчас устраняют эти замечания и будут готовы для того, чтоб участвовать в данной локализации. Более того: наша делегация - Минпрома и этих предприятий, приняла участие в конференции, которую проводила "Джили" в Китае, где они собрали всех производителей автокомпонентов для "Джили", где мы провели не только конференцию, но произошли встречи и определенные договоренности по развитию, совместному развитию производств и автокомпонентов не только для "Джили", но и для других предприятий, сборочных производств, которые сейчас созданы в Российской Федерации".

Катеринич сообщил также, что на "Джили" белорусской сборки получено "одобрение транспортного средства Белоруссии и в настоящее время ведутся испытания в "НАМИ", Российская Федерация (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, - прим. ИА REGNUM), по получению одобрения транспортного средства в Российской Федерации - эти испытания будут закончены в апреле-мае месяце".

"Почему мы выбрали компанию "Джили"? Потому, что данная компания приобрела полностью пакет акций и завод "Вольво" по производству легковых автомобилей. Ну, вы знаете, что "Вольво" - она славится своим качеством и своей безопасностью. И, на мой взгляд, это было очень важным для нас. Потому, что всё лучшее, что есть в "Вольво", безусловно, переносится на данные автомобили", - пояснил глава Минпрома Белоруссии.

"В настоящее время мы провели в Белоруссии испытания по автомобилю типа "седан" среднего класса. В следующем месяце (в феврале 2013 года, - прим. ИА REGNUM) вот мы уже намерены собрать автомобили и отдать на испытания типа "кросоверов", и также небольших автомобилей типа "хатчбэка" с малым расходом топлива, что важно для Белоруссии - ну, если кто-то понимает - это типа "гольф", - сообщил чиновник.

"Следующий этап: после подписание акта ввода мощностей я надеюсь, что уже в феврале месяце первые автомобили поступят в продажу в Республике Беларусь и, как я уже сказал, где-то в середине года - в Российскую Федерацию. Дальше проект будет развиваться в два этапа: первый этап - это строительство завода по производству 60 тыс автомобилей и второй этап - увеличение мощностей до 120 тыс автомобилей", - проинформировал глава Минпрома Белоруссии.

Катеринич сообщил, что совместно с партнёрами из КНР в Борисовском районе Белоруссии был определён участок под строительство завода, на котором с сентября 2013 года начнётся сборка легковых автомобилей китайской марки. "Это свободная экономическая зона "Минск", участок находится между Борисовом и Жодино в районе деревни Пересады", - уточнил чиновник.

Белорусский проектный институт отработал с китайской компанией вопросы проектирования объекта. "К 1 сентября нам будет предоставлен уже проект на строительство данного завода. Проведены все геодезические исследования и, в общем-то, мы готовы приступить к проектированию", - уточнил Катеринич.

Проект оценивается в $244,9 млн инвестиционных затрат. На первом этапе новый завод освоит несколько задач, большая часть производства будет автоматизирована. По словам главы Минпрома, первый этап (60 тыс автомобилей) будет реализован с сентября 2013 года по конец 2015 года, второй этап (120 тыс автомобилей) - в 2016-2017 годы.

"Этот завод будет представлять собой несколько подразделений. Первое подразделение - это сварка кузова. Я был на таком заводе в Китае - это полностью роботизированное производство, т.е. участие человека исключено, сварка будет производиться с помощью роботов. Второе: сборочное производство, оно тоже полностью роботизировано. И третье - покраска автомобилей. Безусловно, потом наладка и предпродажная подготовка", - сообщил министр. Он отметил также, что на втором этапе, когда мощности завода будут увеличены до до 120 тыс автомобилей, предусмотрено создание кузово-штамповочного цеха для производства всех деталей кузова автомобиля.

Основным рынком сбыта собранных в Белоруссии легковушек китайской марки должен стать рынок Таможенного союза, отметил Катеринич, сославшись на произведенные расчёты. Реализация будет производиться через "одно из предприятий министерства промышленности". По словам Катеринича, "уже имеются объявления такое - вызвало большой, скажем так, интерес на рынке и на предприятия уже поступило много заявок на приобретение данных автомобилей".

"Ориентировочно цена на автомобиль, который мы уже произвели испытания - это "седан" среднего класса, составит для покупателя - я буду называть для покупателя - в пределах $12,990 тыс. Если говорить о российском рынке, то наши китайские партнёры уже реализуют автомобили своей компании на российском рынке", - заявил глава Минпрома Белоруссии. Перспективы сбыта "Джили" белорусской сборки на рынках России и Казахстана министр оценил с оптимизмом.

"Что даёт данный проект? Мы не будем уплачивать утилизационный сбор. Это раз. Второе: на компоненты, которые используются для производства этих автомобилей, не будет уплачиваться таможенная пошлина. И, посмотрев все эти варианты, мы пришли к выводу, что автомобиль будет конкурентоспособен - не только на нашем рынке, но и на рынке Российской Федерации и Казахстана", - констатировал глава Минпрома Белоруссии.

Несмотря на то, что компания Deloitte & Touche провела работу по аудиту отчётности партнёров Джили" - ОАО "БелАЗ", белорусские предприятия еще не в полной мере готовы к работе современных условиях. "Главный вопрос, который следует решить - создать правовое поле IPO в Белоруссии", - сказал Катеринич, отметив, что соответствующая работа проводится - подготовлен проект указа Александра Лукашенко.

Отметим, в отличие от белорусских партнёров Geely Automobile еще в 2004 году прошла процедуру первичного размещения акций IPO и в начале 2005 года - процедуру листинга на Гонконгской фондовой бирже. Китайская компания начала производить автомобили в 1998 году, до этого производила холодильники, затем - запчасти к мотоциклам, после чего освоила производство собственных мотоциклов и мотороллеров. С 2007 года автомобили Geely собираются в России. В 2010 году Zhejiang Geely Automobile (дочерняя компания Geely Automobile) выкупила у компании Ford подразделение Volvo за $1,8 млрд. В 2012 году экспорт Geely превысил 100 тыс автомобилей.

Также стоит отметить, что Россия и Китай являются полноправными членами ВТО. Постепенно РФ снимает ограничения на импорт автотехники. Перспективы вступления Белоруссии в ВТО туманны. Белорусский рынок заполнен относительно недорогими и качественными подержанными иномарками. Платежеспособный спрос белорусского рынка невелик, а на российском авторынке (одном из крупнейших в мире) представлен широкий ассортимент иномарок российской сборки. Правительство РФ предъявляет к зарубежным компаниям жесткие требования по локализации производства, в связи с чем к китайской компании Geely возникали вопросы.

Как сообщало ИА REGNUM, 30 октября в Минске состоялось XIII заседание белорусско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Участники мероприятия рассмотрели ряд вопросы реализации ряда совместных проектов, среди которых - работа предприятия "Белджи", на котором будут выпускаться легковые автомобили китайской марки "Джили" ("Geely").

До этого, 13 апреля 2012 года пресс-служба Совмина Белоруссии проинформировала о том, что к 2015 году в Минской области совместно с китайской корпорацией "Geely" будет реализован инвестиционный проект по строительству завода по выпуску легковых автомобилей. "В 2012 по 2015 годы планируется построить уже новый завод производственной мощностью до 60 тыс легковых автомобилей, а в 2015-2016 годах довести мощность завода до 120 тыс авто", - сказано в сообщении. Весной 2012 года в Белоруссии была заявлена презентация первого собранного на территории республики автомобиля марки "Джили" ("Geely"), но она так и не состоялась. Несмотря на это, 22 июня первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко заявил: два первых автомобиля китайской марки "Джили" ("Geely") собраны в Борисове (Минская обл). Ранее, 23 декабря 2011 года Семашко сообщил о намерении Белоруссии наладить выпуск китайских автомобилей Lifan ("Лифан"). До этого в Белоруссии неудачно закончились проекты по сборке американских автомобилей "Форд", польских "Люблин" и иранских "Саманд".