Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Лаврова "Российское образование - будущее за проектным подходом", опубликованную сегодня, 31 января, в газете "Комсомольская правда".

Сегодня в России один из наиболее активно обсуждаемых вопросов связан с будущим национальной системы образования.

Катализатором этого процесса, несомненно, стало принятие в конце прошлого года закона "Oб образовании в РФ". Если проанализировать позиции основных участников дискуссий, то можно выделить две основные точки зрения на перспективы отечественного образования. Первая, продвигаемая главным образом оппозиционными силами, а также рядом известных представителей образовательного и политологического сообщества, сводится к тому, чтобы сохранить сложившуюся в советское время систему образовательных стандартов. Вторая принадлежит руководству Минобрнауки России и состоит в том, что в сфере образования необходимы революционные преобразования с целью приведения ее в соответствие с требованиями времени. На самом деле есть и третья, исповедуемая во многом западными экспертами и политиками. Она исходит из того, что Россия, как всякая развивающаяся страна, вовсе не обязана иметь совершенную систему образования. Ей достаточно лишь решить проблему всеобщей грамотности.

Действительно, советская образовательная школа являлась одной из лучших в мире и полностью соответствовала своему времени, если даже не опережала его. Но жизнь не стоит на месте, и, по мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики Александра Адамского, нынешние университетские программы "базируются не на последних технологиях, не на том, что представляет собой передовой уровень, а на каких-то достаточно старых методических разработках". Поэтому сохранение прежних образовательных стандартов, как предлагают коммунисты и эсэры, вряд ли сможет как-либо помочь решению проблемы. Эксперты из образовательной сферы считают современное положение в отечественном образовании сложным. Они не исключают того, что сегодня потребуются самые решительные действия, аналогичные силовой индустриализации 30-х годов прошлого века.

Если задуматься о реальных масштабах бедствия в сфере образования, то на самом деле становится как-то не по себе. В России, по разным данным, более четверти вузов и половины филиалов попросту неэффективны. Обучение как в школах, так и в вузах ведется по стандартам полувековой давности. Система высшего образования представляет собой, по сути, огромный теневой рынок - многие вузы работают как коммерческие палатки, торгующие дипломами, как продуктами питания и ширпотребом. Дипломы о высшем образовании фактически покупаются и продаются, отодвигая процесс обучения на второй план. Коррупция, по данным ЮНЕСКО, превышает 4,5 млрд. руб. в год. Поэтому путь к высшему образованию для значительной части талантливой молодежи, которая могла бы стать эффективными инженерами и менеджерами, учителями и врачами, оказался закрыт. Как считает академик РАЕН профессор Виталий Цыгичко, "если так будет продолжаться еще пару лет, наше отставание может оказаться критичным и Россия в перспективе больше не сможет конкурировать с ведущими странами на международном рынке".

Возникает вопрос: можно ли в такой ситуации обойтись без революционных преобразований? Очевидно, что полумерами сдвинуть ситуацию с места не удастся. О необходимости нововведений в образовании не раз говорил и Владимир Путин. Согласно мнению президента, в этой сфере "должны наконец появиться новые управленческие технологии".

В этом смысле предложения руководителя Минобрнауки вполне соответствуют духу времени. Дмитрий Ливанов неоднократно подвергался критике оппонентов за свою решительность, в том числе и в вопросах сокращения числа бесполезных вузов, а также неквалифицированного преподавательского состава. Но если речь идет о вузах-"паразитах", то и поделом. И преподавателей-"трутней" не можно, а нужно удалять из образовательного процесса. А настоящим знатокам своего дела зарплату необходимо поднять до общемирового уровня, как это совершенно справедливо следует теперь из текста нового закона "Об образовании".

Основу преобразований, запланированных Дмитрием Ливановым, должен составить так называемый проектный подход. По замыслам министра, вузы будут призваны максимально вовлекать в учебный процесс ведущие отраслевые предприятия и компании. Как показывает практика, их топ-менеджеры, априори заинтересованные в подобных контактах с учебными заведениями, готовы охотно делиться своим опытом и знаниями. Такие отношения должны быть закреплены договорными обязательствами по участию преподавателей, студентов и даже наиболее подготовленных абитуриентов в реальных проектах организаций. Словом, в ближайшем будущем вузы призваны стать не чем иным, как эффективными предприятиями. Стоит отметить, что технологии проектного подхода вошли в пятерку основных образовательных трендов 2013 года, по версии Cornell University (США) и журнала Forbes.

Насколько такой сценарий реалистичен? Подобный опыт успешно практикует целый ряд ведущих западных университетов, в том числе и Стэнфорд, и MIT. Есть аналогичные примеры и в России. Технологии проектного подхода с успехом используются в МФТИ, МИФИ и других вузах. Стоит сказать, что технологии проектного подхода министр образования протестировал и на своем университете в бытность ректором МИСиС. В результате сегодня в вузе преподают ведущие сотрудники известных российских и зарубежных компаний, имеющие опыт участия в реальных отраслевых проектах. Приглашены влиятельные западные специалисты. Университетом заключены выгодные производственные соглашения с ОАО "Северсталь", Cognitive Technologies, IBS, Уфимским МПО и др. А студенческая команда программистов побеждает на международных олимпиадах. Завкафедрой МИСиС Ольга Ускова считает, что "такой опыт оказался более чем успешным. За последние годы качество подготовки студентов выросло в разы. Учиться в МИСиС стало престижно".

Таким образом, ситуацию с развитием образования в стране никак нельзя считать безнадежной. По словам Виталия Цыгичко, "нам нужно не рыдать и не распускать всякие небылицы по поводу проблем в отрасли, нужно действовать - использовать собственный положительный опыт, передовые западные практики. У нас есть все необходимое для эффективной работы". И медлить с реформами действительно никак нельзя. Иначе нам достанется доля, предписанная западными радикалами.