В Иркутской области создана концепция системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-2015 годы. Губернатор Приангарья Сергей Ерощенко подписал соответствующее распоряжение, которое определяет основные направления формирования и развития системы адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также детей-сирот находившихся под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в его пресс-службе.

Основная цель концепции - создание в Иркутской области межведомственной системы адаптации и сопровождения детей-сирот, обеспечение эффективности комплекса мер по их успешной социализации, профилактики социального сиротства. Среди основных задач концепции - совершенствование законодательства Иркутской области по созданию системы адаптации и сопровождения детей-сирот, создание и развитие центров постинтернатного сопровождения детей-сирот, развитие учреждений по эффективной социализации и адаптации, внедрение инновационных технологий в этой сфере.

В соответствии с концепцией, на региональном уровне должна быть организована система учёта численности выпускников учреждений, потребностей для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальными услугами. Кроме того, в регионе должны быть разработаны программы воспитания, социальной адаптации и реабилитации воспитанников. Выпускникам детских домов должна оказываться помощь по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий. Постинтернатное сопровождение предусматривает обеспечение дальнейшего расширения перечня профессий, которым обучают детей-сирот, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства в Иркутской области, развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки, взаимодействие учреждений с образовательными учреждениями профессионального образования. А также расширение возможностей получения дальнейшего профессионального образования по специальности, избранной по профилю, через развитие вариативных интеграционных форм сотрудничества учреждений с образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Кроме того, отдельно должны быть проработаны вопросы обеспечения защиты прав выпускников учреждений.

В рамках концепции в учреждениях при использовании института наставников или кураторов будут реализовываться программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска.