Петербургский искусствовед: Художники, как свора собак, бросаются на место под солнцем

4

Москва, 30 января 2013, 20:04 — REGNUM  В Санкт-Петербурге нет архива, где могли бы храниться произведения ушедших из жизни современных художников, их документы, также не хватает мастерских. Как сообщает сегодня, 30 января, корреспондент ИА REGNUM, проблему создания такого архива еще раз высветила история с мастерской недавно умершей известной художницы Галины Вайнман-Стожаровой.

Дочь художницы Галины Вайнман-Стожаровой Ольга Стожарова - тоже художница написала вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Кичеджи письмо с просьбой оставить за ней на правах аренды мастерскую умершей матери, чтобы создать там мемориальную мастерскую династии Вайнман-Харламовой-Стожаровой-Вайнман (при этом своя мастерская у Ольги Стожаровой есть - прим. ИА REGNUM). Пока Ольгу Стожарову Санкт-Петербургский Союз художников в ультимативной форме попросил освободить мастерскую матери - в мансарде дома №38 на 7-й линии Васильевского острова. Как сообщила сама Ольга Стожарова, не просто попросил - были вскрыты двери мастерской. Стожарова опасается за творческое наследие своих предков.

Куда девать наследие?

Дед и бабушка художницы - крупнейшие ленинградские скульпторы Моисей Вайнман и Мария Харламова. Ими созданы барельефы Пискаревского кладбища, их произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального выставочного зала "Манеж", других музеях страны. Творческое наследие их дочери - живописца Галины Вайнман-Стожаровой насчитывает более 1500 живописных работ, в ближайшем будущем готовятся ее посмертные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство ее произведений было создано на Васильевском острове.

Доктор искусствоведения Ирина Карасик сказала, что она также подписала письмо к вице-губернатору Кичеджи: "Здесь речь идет о наследии художников статусных, вошедших в историю ленинградского и отечественного искусства. Не возникает даже вопросов о необходимости устройства мемориальной мастерской". "Возмущен положением дел вокруг мастерской" и заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: "Все претенденты на мастерскую - ничто по сравнению с этими мастерами, происходящее-неуважение к собственному наследию".

И Карасик, и Боровский считают, что Союзу художников Санкт-Петербурга следовало бы продлить хотя бы на год договор аренды, чтобы за это время решить вопрос с наследием мастеров и возможным созданием мемориальной мастерской. Причем Ольга Стожарова уверяет, что не просила бы средств у города, а нашла бы спонсорские деньги, чтобы сделать мемориальную мастерскую.

Искусствовед Наталия Козырева высказалась резко: "В городе каждый художник ищет свой чердак, мастерские наперечет, а когда освобождается место - художники как свора собак бросаются на это место под солнцем".

Козырева рассказала о том, что перед Союзом художников давно ставился вопрос об архивах и наследии умерших художников - остаются произведения, бумаги, наследники у художников бывают разные. А в городе нет места, где все это могло бы храниться. "Русский музей и Российская национальная библиотека не могу принять всего, должно быть в городе место, где все это могло бы храниться, а пока это - большая городская проблема", - уверена Козырева.

Союз художников: Отдать работы в хранилище не каждый согласится

В защиту семейного наследия Стожаровой ходатайствовали из Санкт-Петербургской Академии художеств, дирекции Центрального выставочного зала "Манеж", дирекции Музея нонконформистского искусства и не только.

Куратор ежегодной выставки петербургских художников в "Манеже" Лариса Скобкина прокомментировала ситуацию, даже не владея ее юридической стороной. По ее словам, Союз художников с этической точки зрения повел себя неуважительно не только к памяти самих художников, к Ольге Стожаровой, но и к ценности их работ, которые в свою очередь, важны для города.

Художник Дмитрий Шагин уверен, что сохранять работы ушедших художников просто необходимо, и это в силах городских властей. "Над площадками в городе, где могут храниться архивы, пора начинать работать, ведь XX век уже закончился", - комментирует ситуацию Дмитрий Шагин.

В Санкт-Петербурге десятки тысяч художников. Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM председатель Санкт-Петербургского Союза художников Альберт Чаркин, из 4 тысяч художников - членов Союза, только у тысячи свои мастерские. Учитывая, что ежегодно число художников увеличивается примерно на сто человек, проблема с нехваткой мастерских стоит очень остро.

На вопрос о создании общегородского хранилища, Чаркин ответил, что, во-первых, эта тема не раз поднималась в Союзе художников, но ответа на нее пока нет, а, во-вторых, не каждый согласится отдать в такое хранилище свои работы.

Наследие многих петербургских художников на сегодняшний день находятся под угрозой, это уже не первый проблемный случай. Как рассказал председатель общественного движения "Наследие" Владимир Чудинов, при организации музея часть работ знаменитого петербургского скульптора Михаила Аникушина оказалась в мусорных контейнерах. Мемориальную мастерскую собирались переоборудовать под центр современного искусства. В декабре 2012 года открылась мастерская Аникушина. Десятки миллионов потрачены, а память скульптора так и не увековечена: в сквере Аникушина должны были быть установлены его знаменитые работы - бюсты Чехова, Свиридова, Пушкина и Глиэра, но этого сделано не было. "Аникушин - классик, и мешать его с современным искусством нельзя. Мы с наследниками были вынуждены 3 года за свой счет проводить выставки произведений Аникушина", - рассказал Владимир Чудинов.

Может быть - обновленный Манеж?

Советник вице-губернатора Василия Кичеджи Юлия Стрижак считает, что наследие Аникушина благополучно сохранено, а случай, когда работы мастера оказались в мусорных контейнерах, считает, по меньшей мере, странным.

Пока в аппарате вице-губернатора Василия Кичеджи не могут дать комментариев ни по ситуации с мастерской Галины Вайнман-Стожаровой, ни по возможности создания хранилища для работ петербургских художников.

Центральный выставочный зал "Манеж", который насчитывает трехтысячный фонд наследия петербургских мастеров, не имея возможности его показывать, в сентябре закрывается на реконструкцию.

Вице-губернатор Василий Кичеджи на открытии зимней традиционной и ставшей последней за 20-летнюю историю выставки петербургских художников пообещал, что реконструкция продлится недолго - немногим более года, свою функцию ЦВЗ "Манеж" сохранит.

Может быть, еще не поздно предусмотреть в проекте и хранилище с возможностью экспонирования работ петербургских художников? Проект пока еще не обсуждался ни среди самих художников, ни в Совете по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга.

Галина Артеменко, Алина Васильева

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail