Объём транспортировки нефти из Ненецкого автономного округа, Архангельской и Мурманской областей на европейские рынки продолжает падать уже второй год подряд. Если в 2010 году танкеры перевезли Баренцевым морем 14,8 млн. тонн, в 2011 году эта цифра составила уже 11,9 млн. тонн и, наконец, 11 млн. тонн в прошлом году.

Нефти как таковой стало меньше, но судов стало больше - на 10%, 301, по танкеру почти каждый день, согласно статистическим данным, предоставленным BarentsObserver'у Службой мониторинга движения судов Береговой администрации Норвегии в г. Вардё.

2012-й стал первым годом, когда нефтяные танкеры из Азии и Европы транзитом шли вдоль северного побережья России. Из Южной Кореи в Финляндию три танкера доставили по Северному морскому пути авиационное топливо, а в обратном направлении из норвежского Хаммерфеста в Японию ушёл газовоз с грузом сжиженного природного газа.

Основная доля нефти и нефтепродуктов по-прежнему поступает из Мурманска, где осуществляется её перевалка с железнодорожных цистерн либо с танкеров - в данном случае это небольшие танкеры ледового класса, приходящие с Варандейского терминала в Ненецком АО.

Как сообщал BarentsObserver в прошлом году, Варандей отгрузил меньше нефти, чем планировалось, по причине спада добычи на месторождении Южное Хыльчую. По мере подключения к терминалу новых месторождений экспорт снова должен вырасти. Экспорт через Мурманск также сделает рывок, когда построят новые терминалы и расширят старые.

Общий экспортный поток может достичь 100 млн. тонн в год, если в российском секторе Баренцрегиона и Северной Норвегии построят запланированные новые терминалы, говорится в докладе института Akvaplan-Niva.

Третий фактор, который может позволить расширить поток танкеров в Баренцевом море и далее в обход Норвегии к побережью Европы - это удлинение навигационного сезона на Северном морском пути. Арктические льды отступают, и всё больше судовых компаний начинает пользоваться этим маршрутом для транспортировки нефти.