С 1 февраля в Белоруссии вводится трехступенчатая система тарифов в оплате за электроэнергию и газоснабжение - соответствующее решение закреплено в правительственном постановлении №52 от 23 января 2013 года, которое вступает в силу с 1 февраля 2013 года, сообщает пресс-служба Совмина Белоруссии.

Новая система тарифов устанавливается в зависимости от объемов потребления электроэнергии и газа. Согласно официальному комментарию, граждане, проживающие в домах, оборудованных электрическими плитами, при ежемесячном потреблении до 250 кВт.ч электроэнергии оплата будет производиться по тарифам, установленным законодательством. При потреблении от 250 до 400 кВт.ч включительно гражданам придется платить по тарифам с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Гражданам придётся полностью возмещать экономически обоснованные затраты на потребление электроэнергии в случае, если потребление превышает 400 кВт.ч в месяц.

"Для тех, чьи дома не оборудованы электрическими плитами, за некоторыми исключениями, предусмотрена аналогичная система оплаты электроэнергии. Так, при ежемесячном потреблении до 150 кВт.ч - по установленным тарифам, от 150 до 300 кВт.ч включительно - по тарифам с повышающим коэффициентом 1,3, свыше 300 кВт.ч - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат", - отметили в Совмине.

Гражданам, чьи дома не оборудованы электроплитами и системами централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом, при потреблении до 300 кВт.ч включительно предусмотрена оплата по установленным тарифам, а свыше 300 кВт.ч - по тарифам с повышающим коэффициентом 1,3. При введении новой системы тарифов сохранятся льготы для отдельных категорий населения. "Перечисленный выше порядок оплаты не распространяется на многодетные семьи и детские дома семейного типа; семьи, воспитывающие детей, в которых оба родителя в полной семье (единственный родитель в неполной семье) являются инвалидами I и II группы, а также в которых один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством; неполные семьи, воспитывающие ребенка-инвалида; граждан, осуществляющих расчеты за электрическую энергию по установленным в соответствии с законодательством дифференцированным по временным периодам тарифам. Это не распространяется также на объемы электрической энергии, потребленной стационарно установленными электроприемниками (электрокотлами) с присоединенной мощностью более 5 кВт для нужд отопления и горячего водоснабжения", - сказано в официальном комментарии.

Согласно постановлению, граждане, жилые дома (квартиры) которых оснащены многотарифными электронными приборами учета электрической энергии или автоматизированными системами контроля и учета электроэнергии, будут производить оплату по выбору исходя из дифференцированных по временным периодам тарифов или одноставочного тарифа с учетом порядка оплаты. Данный порядок регулируется постановлением Совмина.

Граждане, проживающие в жилых домах (квартирах), не оснащенных приборами индивидуального учета расхода электроэнергии, будет оплачивать услуги электроснабжения по тарифу, "обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (вступает в силу с 1 июля 2013 года)".

Оплата гражданами услуг газоснабжения также не будет уравнительной: с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных индивидуальными газовыми отопительными приборами и приборами индивидуального учета расхода газа, оплата будет взиматься ежемесячно в зависимости от годовых объемов его потребления, исчисляемых нарастающим итогом ежегодно с 1 января. "Так, при потреблении до 3 тыс.куб.м предусмотрена оплата по ценам, установленным законодательством. При потреблении от 3 тыс. до 5,5 тыс.куб.м включительно - по установленным ценам с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше цены, обеспечивающей полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. В случае, если годовое потребление газа превышает 5,5 тыс.куб.м, граждане должны будут производить оплату по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание", - пояснили в Совмине.

"Данный порядок оплаты не распространяется на многодетные семьи и детские дома семейного типа; семьи, воспитывающие детей, в которых оба родителя в полной семье (единственный родитель в неполной семье) являются инвалидами I и II группы, а также в которых один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством; неполные семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, - сказано в официальном комментарии. - С граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных индивидуальными газовыми отопительными приборами и без установленных приборов индивидуального учета расхода газа плата будет взиматься по установленным законодательством ценам на газ, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, за исключением случаев, в которых экономически нецелесообразна либо технически невозможна установка этих приборов (вступает в силу с 1 июля 2013 года)".

Как сообщало ИА REGNUM, выступая 2 февраля 2012 года на итоговой коллегии Минпрома, первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что энерготарифы для промышленности в 2012 году повышаться не будут. "Перспектива у нас такая: повышать не будем, может быть, еще и снизим после отопительного сезона тарифы на энергоносители", - сказал Семашко. Он отметил, что в 2012 году стоимость российского газа для Белоруссии составляет $165,6 за 1 тыс.куб.м. - в два раза ниже, чем в прошлом. "В прошлом году мы имели $340 за 1 тыс.куб.м", - констатировал Семашко. По его мнению, в 2013 году, когда расчет цены будет производиться по установленной формуле, цена российского газа для Белоруссии снизится до $160 за 1 тыс.куб.м. "И тогда мы пойдем на снижение тарифов на энергоносители", - пообещал Семашко. Независимые эксперты усомнились в искренности обещаний первого зампреда правительства, а также полноте и точности приведённых им аргументов. Тем не менее, в 2012 году рост тарифов для промпредприятий действительно сдерживался (на уровне $275), тогда как для населения - увеличивался, что оправдывалось необходимостью ухода от перекрёстного субсидирования и сокращений дотаций населению.