В 2013 году в Польше отмечается 150-летие "январского восстания" 1863 года, во время которого часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) отрядами польской шляхты руководил Викентий Калиновский. В Литве 2013 год также объявлен годом юбилея "национально-освободительного восстания". Власти Белоруссии, в свою очередь, официально не проводят никаких мероприятий. Тем не менее, во время пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко, отвечая на вопрос польской журналистки, заявил, что вопрос о совместном праздновании властями Белоруссии и Польши 150-летия "восстания Калиновского" может быть рассмотрен. Данную тему в интервью ИА REGNUM 25 января прокомментировал заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин.

"За что боролся Калиновский, трудно сказать, это надо в душе копаться. По восстанию ситуация более чем ясная: для поляков это национально-освободительная борьба за создание Речи Посполитой, включая оккупированные в древние времена западные русские земли: нынешнюю Западную Белоруссию и Западную Украину. С точки зрения России, это была борьба с польскими сепаратистами. То, что белорусская оппозиция сейчас преподносит это как национально-освободительную борьбу, тоже вполне естественно. Вся белорусская оппозиция, за редким исключением, - это антироссийские силы. Все, что во вред России, для них благо. Соответственно, они позиционируют себя не как часть русского народа, в контексте единые великороссы-белоросы и украинцы-малороссы, а идентифицируют себя с теми же поляками, с Западом.

Поэтому расклад более чем понятен: действительно, в Польше будут отмечать, и это вполне естественно. Это будут праздновать и антироссийские силы в Литве и Белоруссии. Но и Россия должна отмечать это событие. Оно очень важно для русской истории: это пример, как Российская империя умела бороться с сепаратизмом, отстаивать свои интересы, интересы русского народа, конкретно белорусов и украинцев, потому что и те, и другие в случае успеха восстания пострадали бы.

Здесь встает вопрос, что России давно пора вспомнить своих героев - тех, кто смог отстоять территориальную целостность Российского государства и единства русской нации. В первую очередь я имею в виду Муравьева. На его плечи легла эта борьба, и он блестяще эту задачу выполнил.

К сожалению, официальная позиция Минска очень противоречива: с одной стороны, президент Лукашенко неоднократно заявляет о том, что белорусы и русские - это один народ. Это можно только приветствовать. С другой стороны, идет очень сильное давление антироссийских сил и на президента в Белоруссии. Мы помним, как отмечали юбилей Отечественной войны 1812 года: изъяли понятие "Отечественная война". Поэтому Белоруссия сейчас - это поле борьбы за русское единство. Во всяком случае, мы можем только приветствовать, что Белоруссия сейчас не присоединилась к антироссийским силам. Это уже достижение. Но от нас зависит, как будут развиваться события дальше.

Сама Россия еще не определилась со своим отношением к этому восстанию: в советское время его преподносили как движение опять-таки освободительное, против царского самодержавия. Из этих борцов с Россией пытались делать чуть ли не национальных героев. Так что у нас самих сейчас здесь есть поле для активной деятельности: я пока не видел, чтобы в Москве проходили торжества, посвященные героям - тем, кто спас тогда Россию от польской экспансии".