Арташес Гегамян: Запад впопыхах меняет тактику очернения президентских выбров в Армении

Ереван, 26 января 2013, 20:39 — REGNUM  Наш регион сегодня оказался в эпицентре крайне взрывоопасного развития событий. Не прекращающееся кровопролитие в Сирии, жертвами которого каждый день становятся мирные жители, в том числе, армяне, постепенно вступает в более опасную стадию. Уже заметно, что нынешние подходы к развязке этого конфликта внесли раскол между центрами силы мировой политики.

Так, 23 января министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос журналиста: "В марте исполняется два года с момента возникновения начала сирийского кризиса. Многочисленные попытки подтолкнуть конфликтующие стороны к диалогу провалились. Возможно ли еще, на ваш взгляд, мирное урегулирование конфликта в Сирии?", заявил: "Попыток усадить стороны за стол переговоров не было (со стороны Запада - А.Г.). Усилия предпринимались Россией, Китаем, специальным посланником ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннаном и сменившим его на этом посту Лахдаром Брахими".

Отметим также, что, как передает иранское информационное агентство Fars, президент Сирии Башар аль Асад 21 января публично обвинил Турцию в проведении политики государственного терроризма в отношении его страны. В этом контексте заметим также, что три дня назад премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, говоря о победе возглавляемой им правящей коалиции на состоявшихся на днях выборах в Кнессет (парламент) Израиля, открытым текстом заявил, что новое правительство Израиля сделает все возможное, чтобы не позволить Ирану стать ядерной державой. К вышеотмеченному добавим также, что генеральный директор израильского министерства обороны Уди Шани в своем интервью 10 января заявил: "В 2013г. Израиль, вероятно, увеличит объемы продаж оружия и военного снаряжения в такие страны, как Азербайджан, Бразилия, Польша... ". Известно, что еще в 2011г. в рамках подписанного с Азербайджаном контракта Израиль поставит этой стране оружие и боеприпасы на сумму $1,6 млрд. Кроме того, президент Азербайджана Ильхам Алиев 17 января текущего года, выступая на заседании кабинета министров, объявил, что в 2013г. военные расходы страны составят $3,7 млрд, превысив расходы прошлого года на $700 млн, то, полагаю, в свете вышеизложенного станет ясно исключительное значение предстоящих в Армении выборов. Особенно с учетом того, что мы будем избирать также верховного главнокомандующего вооруженных сил нашей страны. Обстоятельство, которое, безусловно, имеет судьбоносное значение для армянской государственности.

В сложившихся реалиях, когда щедро финансируемые из-за рубежа небезызвестные отечественные СМИ без конца заявляют об отсутствии конкуренции в предстоящих выборах, заведомо утверждая, что их результаты будут сфальсифицированы, или выступают с призывами бойкотировать выборы, становятся более чем очевидными реальные намерения определенных внешних сил в отношении Республики Армения. Вне всякого сомнения, что авторы и заказчики подобных заявлений либо невменяемы, либо имеют свои интересы и являются не чем иным, кроме как пятой колонной в нашей стране, представители которой не исключено, что также могут быть невменяемыми.

Считаю должным к сказанному добавить и то, что 17 января на пресс-конференции, когда до старта президентской предвыборной избирательной кампании в Армении оставалось еще четыре дня, глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы, депутат норвежского Стортинга (парламента) Карин Уолдсет заявила, что ее беспокоят неточности в списках избирателей. Как она подчеркнула, точность в списках является важным предусловием для проведения выборов на должном уровне, а также высказала мнение, что общественность Армении не проявляет достаточного интереса и не испытывает доверия к избирательным процессам. "Это серьезный повод для беспокойства, учитывая особенно тот факт, что основные политические силы, которые ожидалось, что выдвинут кандидатов, не сделали этого из-за отсутствия доверия к избирательным процессам. По этой причине появилось всеобщее безразличие к выборам",- отметила глава делегации наблюдательной миссии ПАСЕ.

Попытаемся понять, что скрывается за этими поспешными, более того, не входящими в функции наблюдательной миссии ПАСЕ, вызывающими недоумение оценками? Руководитель наблюдательной миссии ПАСЕ говорит о недостаточном интересе общества к выборам. Из сказанного можно предположить, что якобы в государствах-членах Совета Европы, особенно в некоторых из них, провозгласивших себя "маяками демократии", выборы проходят в условиях исключительной активности избирателей. Я не поленился и изучил, как, например, проходили последние выборы в Европарламент в 2009г. Показатели явки избирателей на выборах в Европарламент весьма красноречиво свидетельствуют об "исключительной активности" европейских избирателей, как-то: явка избирателей в Венгрии составила 36,28%, в Германии - 42,5%, Испании - 45,8%, Литве - 20,54%, Нидерландах - 36,5%, Польше - 24,53%, Португалии - 36,48%, Румынии - 27,67%, Словакии - 19,63%, Словении - 20,4%, Финляндии - 40,3%, Франции - 40,48%, Чехии - 28,22%, Швеции - 43,8%, Эстонии - 43,9%. В общей сложности, явка избирателей на выборах в Европарламент в июне 2009 г. составила 43,1%. Комментарии оставим читателям.

Нам постоянно предлагают перенимать достижения в области демократии у стран-членов Евросоюза, в частности, прогрессивные традиции по проведению демократических выборов, по защите прав человека и т.п. Чему теперь мы, армяне, должны приписать крайнюю пассивность европейцев к вышеотмеченным выборам - недостатку конкуренции, недоверию к европейским избирательным системам или дефициту доверия граждан к этой важнейшей структуре Евросоюза - Европарламенту, организации, определяющей будущее населения 27 стран-членов Евросоюза, то есть более 500 миллионов человек?

Теперь посмотрим, насколько корректно давать подобные, к тому же неуважительные оценки о состоянии предвыборной ситуации в нашей стране до начала избирательной кампании. Это не что иное, как применение давно возмущающих нас пресловутых двойных стандартов, грубое искажение реальных фактов руководителем наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Чтобы сделать картину более целостной мысленно перенесемся в осень 2012г., когда на митингах и в прессе проходили бурные обсуждения формата участия в предстоящих президентских выборах в Армении Армянского национального конгресса (АНК) и партии "Процветающая Армения" (ППА), предположительно единым кандидатом. Вспомним, как были воодушевлены этой идеей, в частности, приезжающие в Армению дипломаты всех калибров, которые считали своим долгом в обязательном порядке встретиться с лидером АНК Левоном Тер-Петросяном и Варданом Осканяном, представляющим ППА.

Почему именно с ними встречались, да потому, что в то время именно они были основными претендентами стать единым кандидатом от этих сил. Это воодушевление угасло, когда, благодаря профессиональной работе Службы национальной безопасности РА, были раскрыты весьма тревожные сделки, совершенные руководителем фонда "Сивилитас" Осканяном. Как выяснилось в дальнейшем в ходе следствия, его деяния содержали в себе уголовно наказуемые признаки. В частности, следствие выяснило и другие примечательные подробности. Так, этот фонд в числе прочих иностранных организаций финансировался иностранными источниками, в том числе и министерством иностранных дел Норвегии - страны, которую представляет вышеупомянутая г-жа Карин Уолдсет. Согласитесь, весьма примечательное совпадение.

Примечательно также, что по случаю предстоящих президентских выборов с оценками г-жи руководителя наблюдательной миссии ПАСЕ созвучны оценки посла Великобритании в Армении Кетрин Лич: "Мы действительно приветствуем заявление президента Саргсяна о проведении лучших выборов, но в то же время сожалеем, что ни одна из трех основных оппозиционных партий не выступает на этих выборах с собственным кандидатом и не поддерживает кого-либо. В чем кроется причина неучастия этих партий в выборах - в финансовых проблемах, отсутствии веры в справедливый результат или, может, эти партии отнюдь не оппозиционны, как нам кажется?" Вот такую запись в своем официальном блоге сделала 22 января Лич.

Умилительная сердобольность наших европейских друзей и коллег заслуживает всемерной признательности, однако, согласитесь, сказанное дает повод и для размышлений иного плана, хотя бы по той причине, что партия "Процветающая Армения" неоднократно заявляла, что она отнюдь не оппозиционна к властям: она - альтернатива им. Кстати, уже при не столь удивительном совпадении данных зарубежными гостями оценок отметим, что фонд "Сивилитас" финансировался также Британским агентством развития. Здесь опять же мало удивительного в том, что наши уважаемые дипломаты и наблюдатели упорно игнорируют два очень важных обстоятельства.

Во-первых, еще 17 февраля 2011г. руководители партий правящей коалиции Армении - Республиканской партии, партий "Процветающая Армения" и "Оринац еркир" - подписали меморандум, в котором, в частности, говорилось: "... Более того, политическая коалиция на президентских выборах выступит с единым кандидатом, в лице действующего президента, создавая таким образом гарантии для обеспечения дальнейшей непрерывности изменений и стабильного прогресса нашей страны в течение последующих пяти лет". Заметим, что руководитель "Процветающей Армении" никогда не говорил об отказе от этого положения меморандума. Во-вторых, руководитель этой партии никогда не заявлял также о намерении баллотироваться на президентских выборах 2013г. Недостаточно ли этих двух очевидных и красноречивых фактов для того, чтобы сегодня не вызывать недоумения у наших европейских друзей? А если они недоумевают, это означает, что у них были совершенно иные ожидания от участия партии "Процветающая Армения" в президентских выборах. Повторяю, что еще несколько месяцев назад о выдвижении своей кандидатуры на пост президента Армении самоуверенно заявлял зарегистрированный на выборах в Национальное собрание под вторым номером в избирательном списке ППА Вардан Осканян, правда, намекая, что он будет баллотироваться, если этого не сделает руководитель "Процветающей Армении". Невыдвижение Вардана Минасовича очевидно удивило, если не сказать, причинило боль депутату норвежского Стортинга Карин Уолдсет, равно как и послу Великобритании в Армении Кетрин Лич. Тогда как у самого Осканяна были на то вполне понятные причины.

Что же касается "авторской" мотивировки невыдвижения Левона Тер-Петросяна кандидатом на пост президента, заявившего, что ему 68 лет (и еще о кое-какой "архисекретной причине"), то это, безусловно, классическое проявление политической демагогии. Заметим, что во второй тур президентских выборов в Чехии прошли бывший премьер-министр этой страны Милош Земан и бывший министр иностранных дел Карел Шварценберг, которому недавно исполнилось 75 лет. Эксперты рассматривают это обстоятельство положительно, ибо человек прошел долгий жизненный путь и имеет за плечами большой опыт политической деятельности. Причины же невыдвижения Левона-Тер-Петросяна намного глубже, и это стало очевидно, когда АНК так и не выступил с заявлением в поддержку кандидата на пост главы государства от АНК, председателя партии "Свобода" Гранта Багратяна, бывшего председателем правительства Армении в годы президентства Тер-Петросяна. И это в том случае, когда на президентских выборах 2008г. стержнем предвыборной программы Левона Тер-Петросяна была первая редакция документа "Всего 100 шагов до социальной справедливости" под авторством Г.Багратяна. А АНК не поддерживает кандидатуру бывшего аодовского премьер-министра по той простой причине, что когда руководитель партии "Процветающая Армения" заявил о своей нейтральной политической позиции в ходе предстоящих президентских выборов, он спутал, а скорее всего расстроил козни вполне влиятельных зарубежных сил. В программах центров силы мировой политики "произошел сбой". Стало очевидно, что осуществление желаемой для них смены власти посредством выборов отныне исключается.

И тогда пустили в ход "запасной план действий" - сформировать в стране в ходе выборов такую сложную атмосферу, которая создаст почву для того, чтобы поставить под сомнение легитимность президентских выборов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иначе говоря, тактика упомянутых мною сил изменилась: поставлена задача умалить исключительное значение президентских выборов, квалифицируя их "неконкурентными", "не внушающими доверия у избирателей" и отмечая прочие нелепости. Это и есть мотивировка оценок, озвученных некоторыми международными структурами и отдельными дипломатами в связи с президентскими выборами в РА. Именно этим, в частности, обусловлено также по меньшей мере нечестное отношение АНК к своему соратнику Гранту Багратяну. Причем настолько нечестное, что АНК, мало того, что не поддерживает его, еще и пытается всеми подконтрольными ему СМИ всячески принизить значение намеченных на 18 февраля 2013 г. президентских выборов.

Эти разворачиваемые на глазах общественности неприемлемые и в то же время опасные действия направлены не только против президента Сержа Саргсяна. Они, по сути, направлены, в первую очередь, против армянской государственности. Видимо, кое-кого на Западе уж слишком сильно потревожила последовательность и поступательность в развитии российско-армянского стратегического партнерства, красноречивым свидетельством которого стало прямое поручение президента России Владимира Путина правительству о подготовке надлежащих материалов по дальнейшему углублению военно-технического сотрудничества между нашими странами. Тем более, что соответствующие документы в оперативном порядке уже утверждены Государственной Думой.

Конечно, не приходится сомневаться и в том, что четкая позиция по внешнеполитическим вопросам, изложенная в предвыборной программе Сержа Азатовича Саргсяна, вызвала смятение в душах "друзей" Армении. Президент в своей программе четко обозначил внешнеполитические приоритеты нашего государства на предстоящие пять лет. Более того, выступая на расширенном заседании в Министерстве обороны 15-го января с.г. президент Армении заявил: "... мы придаем чрезвычайно важную роль нашему членству в Организации Договора о коллективной безопасности. Имея весомый вклад в деле формирования этой структуры и доверяя этой системе некоторую долю обеспечения нашей национальной безопасности, мы ее считаем реальной гарантией безопасности нашего государства".

Сложившиеся реалии выдвигают императивное требование к основным кандидатам на пост президента РА в лице апологета независимости Армении Паруйра Айрикяна, в лице стоящих у истоков Третьей Республики Армении Гранта Багратяна и Раффи Ованисяна, - в союзе с президентом Армении, героем Арцахской освободительной борьбы Сержем Саргсяном выступить с единым заявлением во имя безопасной, обеспеченной Республики Армения, безопасности и благополучия Нагорно-Карабахской Республики и, наконец, в поддержку всего армянства.

Из вышеизложенного очевидно следует, что, когда провалились планы проведения президентских выборов в Армении по определенному внешними силами сценарию, тактика заклятых друзей нашей страны претерпела изменения. Отдельные сегменты центров силы мировой политики вознамерились в результате президентских выборов изменить вектор внешнеполитического развития нашей страны. Теперь для них императивом стала одна единственная цель - бросить тень на выборы, поставить под сомнение их легитимность, ослабить президентский институт, обязать нашей стране решение самых болезненных для нас вопросов, подчинив их интересам вышеупомянутых центров. Полагаю, понятно, что речь здесь в первую очередь идет о том, чтобы навязать решение Нагорно-Карабахского конфликта далеко не на благоприятных для нас условиях. Поэтому именно в этом ракурсе следует рассматривать речь президента Сержа Саргсяна, с которой, как было отмечено выше, он выступил 15 января в Министерстве обороны и в которой, в частности, сказал: "Армения и Арцах не хотят войны, однако все должны быть уверены: что мы дадим достойный ответ на любой брошенный вызов. Население Арцаха отныне никогда не встанет перед угрозой физического уничтожения. Республика Армения является гарантом этого. Судьбу Арцаха будет решать народ Арцаха".

Я думаю, что сегодня, с учетом судьбоносных для Республики Армения, Нагорно-Карабахской Республики и всего армянства президентских выборов, политические деятели обязаны встать выше своих личных притязаний и всецело служить делу обеспечения безопасности наших стран. А есть ли та идея, консолидировавшись вокруг которой наш народ выйдет победителем на общегосударственных выборах? Разумеется, есть. Это - принятие всеми кандидатами в президенты Армении совместного заявления, которое вберет в себя самую сокровенную и заветную идею всей нашей нации, коей является надежно защищенная Родина. С уверенностью можно сказать, что прогрессивный мир действительно зауважает наше единство и единение в этом жизнеутверждающем вопросе. Но считаю также не менее важным, что при этом армянство всего мира будет гордиться кандидатами в президенты Республики Армения. Иначе мы станем свидетелями, что при любом исходе выборов мы получим заранее предопределенную отрицательную оценку со стороны авторитетных международных организации, зачастую действующих под диктовку отдельных сегментов центров силы международной политики.

P.S. Словом, Запад впопыхах меняет тактику очернения президентских выбров в Армении.

Арташес Гегамян, депутат Национального собрания от Республиканской партии Армении, руководитель постоянной делегации Национального собрания Армении в Парламентской ассамблее ОБСЕ, председатель партии "Национальное единение" и общественной организации "Северная перспектива" (www.amiab.am)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.