Французы едут воевать с исламистами в западную Африку, немцы заняты своей избирательной кампанией, безработица по странам Евросоюза бьет все рекорды, итоги 2012 года демонстрируют в странах ЕС или сокращение ВВП, или его минимальный прирост. Правда, кое-кому из политиков кажется, что пик долгового кризиса позади и можно уже чуть-чуть расслабиться. И вот в такой ситуации 23 января 2013 года британский премьер Дэвид Кэмерон чуть добавляет градус недомогания Европе. Ровно 40 лет назад Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - предшественник нынешнего Евросоюза. Три недели спустя после знаменательного юбилея премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон официально выступил с т. н. "Европейской речью" к нации, в которой, он, в частности, коснулся процедуры возможного выхода его страны из ЕС посредством всенародного референдума. Совсем недавно в 2011 году в Великобритании была установлена законодательная норма о решении референдумом вопросов передачи властных полномочий от национального правительства к ЕС. Заметим, что Великобритания уже имеет опыт проведения референдума по вопросу своего отношения с Европой. В 1975 году состоялся референдум о пребывании страны в Европейском экономическом сообществе. Тогда две трети участвовавших в этом референдуме граждан Британии (67% против 33%) ответили положительно на вопрос о дальнейшем пребывании страны в Общем рынке.

Кэмерон произнес "Европейскую речь" утром из своей резиденции на Даунинг-стрит 10 на следующий день после юбилейных торжеств в Берлине по случаю пятидесятилетия Елисейского договора о примирении Франции и Германии и накануне дня начала всемирного форума в Давосе. Темой выступления британского премьер-министра стало будущее Европейского Союза и перспектива отношений Великобритании и ЕС. Формально адресованная гражданам Великобритании "Европейская речь" является посланием лидерам и нациям европейских государств и центру Европейского Союза - Брюсселю.

Кэмерон предложил эскиз программы реформирования Европейского Союза. Ранее он заявлял в британском парламенте: "Я не хочу того, чтобы Британия покинула ЕС. Я хочу, чтобы Британия реформировала ЕС". Теперь, говоря о принципах отношений Великобритании с Евросоюзом, Кэмерон отметил, что страна хочет оставаться и дальше в ЕС, но на новых условиях. Он высказался за подготовку нового базового Договора Евросоюза, который бы вернул национальным правительствам стран-членов Евросоюза часть властных прерогатив, ранее переданных Брюсселю. Формально обновленный Европейский Союз, по Кэмерону, можно представить, как объединение, сделавшее шаг назад от нынешнего состояния с политическим центром в Брюсселе к прежнему Общему рынку - зоне свободной торговли, оформленной рамками Европейского Союза. Если подобной трансформации не произойдет, то речь должна идти, по мнению Кэмерона, о новом особом статусе исключительно для одной Великобритании в ЕС.

Далее в своей "Европейской речи" Кэмерон пообещал гражданам Великобритании провести референдум о членстве Великобритании в ЕС. Однако проведение референдума он обставил рядом существенных условий: 1. Референдум будет проведен в случае победы консерваторов на предстоящих парламентских выборах 2015 года; 2. Референдуму будут предшествовать переговоры о новом статусе в Евросоюзе государств-членов ЕС или только одной Великобритании; 3. Санкцию на эти переговоры с ЕС даст парламент, избранный в 2015 году; 4. Референдум будет проведен по вопросу отношения подданных Великобритании к этому новому статусу по принципу "in or out".(1)

"Европейская речь" Кэмерона имеет два аспекта: внутри- и внешнеполитический. Что касается сферы внутренней политики, то "Европейская речь" с ее обещанием референдума является, прежде всего, ответом на запрос общественного мнения Великобритании. Парламент в нынешнем его партийном составе за проведение референдума о выходе Британии из ЕС голосовать не готов, чем, кстати, он и способствует усилению непарламентской оппозиции, выступающей за выход Британии из ЕС. Нынешнему премьер-министру Великобритании приходится учитывать такой внутриполитической фактор, как рост массовой поддержки в стране Партии независимости Соединенного Королевства (UK Independence party - Ukip). Рейтинг Ukip в Великобритании сейчас поднялся до 10%. При нынешнем состоянии дел эта партия уже в ближайшем будущем сможет нарушить традиционную для Великобритании двухпартийную систему страны. Поэтому неслучайно, что лидер Ukip депутат Европейского парламента Найджел Фарадж назвал "Европейскую речь" Кэмерона попыткой консерваторов "сбросить Ukip со своего загривка".

Политические комментаторы посчитали, что "Европейская речь" Кэмерона является наиболее значимым политическим актом в его политической карьере. Почему? Помимо общественного мнения, Кэмерон находится еще и под давлением евроскептиков в рядах собственной партии, которые представлены заднескамеечниками тори в Палате общин британского парламента. Кэмерон, как политик, еще относительно молод, ему 46 лет, и он не хотел бы повторить политическую судьбу Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора, которые потеряли партийное председательство в Консервативной партии, в том числе, из-за разногласий со своими однопартийцами именно по проблемам взаимоотношений Великобритании и Европы. Теперь одним публичным действием - своей "Европейской речью" Кэмерон нейтрализовал евроскептиков в рядах своей собственной партии. Даже они теперь полагают, что выступление председателя партии приведет к ее сплочению к предстоящим в 2015 году выборам. Лидер группы британских консерваторов в Европейском парламенте Ричард Эшворт назвал речь Кэмерона "весьма позитивным посланием остальной Европе", добавив, что Британия имеет право быть в центре Европы, "но не любой ценой". Однако некоторые консерваторы - сторонники членства в ЕС, в частности лорд Хезелтайн, предупредили премьера, что разговор о референдуме, который должен быть проведен по результатам переговоров с неопределенным исходом, является "ненужным риском" для страны.

Речь Кэмерона, призванная успокоить евроскептиков в рядах его собственной партии, как кажется, одновременно добавила трений в отношения внутри нынешней правящей коалиции в Великобритании. Партнер консерваторов по коалиции - партия Либеральных демократов выступает против выхода Великобритании из ЕС. Теперь лидер партии Либеральных демократов и заместитель премьера Ник Клегг заметил, что план Кэмерона по проведению референдума подрывает хрупкое экономическое восстановление.

Парламентская оппозиция, представленная Лейбористской партией, также выступила против предложенного Кэмероном проведения референдума. Что, в общем-то, является естественным для оппозиции. Спикер лейбористов по иностранным делам в парламенте Александр Дуглас заявил, что объявленная Кэмероном "дорожная карта" с референдумом "создаст больше неопределенностей для бизнеса", добавив предсказание, что Кэмерону грозит стать "жертвой Консервативной партии". Бывший британский министр в кабинете Блэра и европейский комиссар по торговле лейборист Петер Мандельсон еще во время ее произнесения назвал речь Кэмерона "шизофренической", заметив, что ЕС - это не "кафетерий, где вы приносите свой поднос и ставите на него, что хотите". В статье в Times один из лидеров Лейбористской партии экс-глава МИД Британии Дэвид Милибэнд предупредил, что Британия не может позволить себе пять лет "анабиоза". Он заметил, что референдумы - это зачастую лазейки для чувствующих свою слабость лидеров. Теперь главный конек лейбористов - утверждение, что Кэмерон - слабый партийный лидер, хотя сами консерваторы в большинстве считают "Европейскую речь" сильным политическим ходом. Однако главным результатом "Европейской речи" Кэмерона для оппозиции стал частичный конфуз лидера Лейбористской партии Эда Милибэнда. Последний не преминул сразу же после выступления Кэмерона публично прокомментировать его, заявив, что Лейбористская партия не желает проведения референдума. По-видимому, советники тут же указали теневому премьеру на ошибку, отметив, что однозначным утверждением он отталкивает значительную часть британских избирателей, выступающих за выход Британии из ЕС. Поэтому спустя пару часов в публичную оценку речи Кэмерона лидером лейбористов была внесена существенная поправка: Лейбористская партия выступает против референдума, но только "сейчас" и при нынешних условиях, т. е. в принципе лейбористы, как оказалось, не против референдума вообще.

Внешнеполитический аспект "Европейской речи" Кэмерона имеет две стороны: глобальный экономический и евросоюзный политический. Проблема политической неопределенности, порожденная обещанием провести референдум о членстве в ЕС, затрагивает деловой рейтинг Великобритании. Несколько лет до обещанного референдума создают значительный период неопределенности для инвесторов. Это может превратить в тенденцию снижение стоимости британской валюты - фунта стерлинга. В состоянии неопределенности особенно могут пострадать мелкие и средние британские компании, в большей степени, зависящие от европейского рынка, чем верхушка ведущих корпораций из списка FTSE 100. Но и последним придется повторно оценивать Британию как место для инвестиций. Поэтому неслучайно, что оценкой речи Кэмерона деловым миром стало падение в тот день стоимости фунт стерлинга относительно доллара до самого низкого за последние пять месяцев уровня. Основные глобальные экономические и финансовые игроки против выхода Великобритании из ЕС.

Что касается проблемы пребывания Великобритании в Европейском Союзе и отношений этой страны с континентальными европейскими державами и Брюсселем, то здесь необходимо задаться вопросом: неужели "Европейская речь" Кэмерона знаменует возвращение консерваторов на позиции их знаменитого лидера Уинстона Черчилля, лозунгом которого было: "with Europe, but not of it" (С Европой, но без того, чтобы быть ее частью)? Или же речь идет все-таки о чем-то ином?

Отметим сразу же, "Европейская речь" Дэвида Кэмерона не встретила большой поддержки в Европе. Британского премьера однозначно поддержал только его союзник на последних саммитах ЕС 2012 года премьер-министр Чешской республики Петр Нечас. Единственным политическим деятелем на континенте, призвавшим последовать примеру Великобритании и провести в стране референдум о членстве в ЕС, оказался лишь лидер крайне правой австрийской Партии Свободы. Поэтому, в целом, "Европейская речь" Кэмерона получила негативную оценку в континентальной Европе. Особенно резко на нее отреагировал Париж. Спустя час после выступления Кэмерона, в интервью радиостанции France Info французский министр иностранных дел Лоран Фабиус прокомментировал его, сказав: "Нельзя делать Европу на свой вкус". Англичане вступили в Европу как в футбольный клуб, но захотели вместо футбола играть в регби. В заключение Фабиус сказал, что Франция не только не будет препятствовать выходу Британии из ЕС, но и "расстелит перед ней красную ковровую дорожку" - мелочная месть за июньское 2012 года выступление британского премьера о новом французском налоге на богатых. Министр по европейским делам Франции Бернар Казнев, комментируя выступление Кэмерона, заметил, что в составе ЕС отдельная страна не может получить "Европу по собственному вкусу". Чуть позднее сам президент Франции Франсуа Олланд напомнил британцам, что членство в единой Европе налагает на каждую страну ряд обязательств. Солидарность, по его словам, должна быть обязательна для всех. Олланд предупредил: "Невозможно вести переговоры по Европе" и использовать референдум как средство давления.

Что касается Германии, то министр иностранных дел этой страны Ги Вестервелле спустя два часа после речи Кэмерона заявил: "Не все должно решаться в Брюсселе и Брюсселем, но политика снятия сливок просто не будет работать. Европа - не сумма национальных интересов, но сообщество судьбы в трудные времена".

Итальянский премьер Марио Монти, в свою очередь, также высказался по поводу "Европейской речи" Кэмерона: "ЕС не нуждается в европейцах, которые не хотят быть европейцами" (The EU does not need unwilling Europeans).

Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргалло заметил, что мистер Кэмерон играет в "очень опасную игру, подпитывая евроскептицизм".

Заместитель председателя Европарламента австриец Отмар Карас сказал: "Для Великобритании не может быть никаких новых поблажек. Финансовая скидка и опция о неучастии и без того лежат тяжелым бременем на европейской солидарности. Если каждый будет выторговывать для себя только лакомые кусочки, то Евросоюз развалится". Все сказанное подытожила канцлер Германии Ангела Меркель. Критику речи Кэмерона она закончила неожиданно конструктивным предложением: "Европа означает и то, что необходимо находить справедливые компромиссы, - заявила она в среду 23 января в Берлине. Меркель указала, что в этих рамках Германия "естественно, готова обсуждать британские пожелания", пожелав не забывать, что "у других стран тоже имеются свои пожелания".

Финский министр по делам ЕС Алекс Штубб заметил: "Он [Кэмерон] открыл дверь для честных дебатов". Германское предложение о переговорах с Великобританией поддержало и правительство Нидерландов.

И вот тут французское издание La Tribune в согласии Меркель вести переговоры с британцами о новом статусе Великобритании в ЕС заподозрило британо-германские козни, направленные против Парижа: "Возможно, речь Дэвида Камерона является первым камнем, заложенным в новый союз с Германией для перестройки европейской архитектуры". "Дэвид Кэмерон утверждает, что он перестраивает будущее Европы, и для этого он нуждается в поддержке Германии. То, что мы видим, это, возможно, первый камень в entente cordiale между Лондоном и Берлином".

После многих лет откладывания решения вопроса внешне выбор Кэмерона остается весьма ограниченным: или согласиться со стратегическим лидерством Германии и Франции в Евросоюзе, либо покинуть ЕС. И потом "переписывание" условий членства Великобритании в ЕС потребует поддержки 26 государств-членов, многие из которых не желают вновь касаться проблемы европейских договоров. Отметим, что Великобритания в минувшем году оказалась изолированной в Европе. Чехия из-за ее величины - не в счет. Гипотетическим серьезным союзником добивающейся нового статуса Великобритании в Центральной Европе могла бы стать Польша, если в ней к власти в 2015 году на очередных выборах придет партия "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. Нынешнее правительство Польши устами министра иностранных дел Радослава Сикорского 25 января 2013 года объявило: Британия потеряла место в клубе ведущих наций ЕС с Францией и Германией после того, как объявила свой план о проведении референдума. Сикорский сообщил, что место Великобритании в тройке лидеров Евросоюза в течение ближайших десятилетий займет именно Польша.

Как бы там ни было, но нельзя не отметить, что Ангела Меркель 23 января 2013 года в своем ответе на "Европейскую речь" Кэмерона в очередной раз для всех в ЕС продемонстрировала мудрость "государственного мужа". Проблема отношений Великобритании и ЕС действительно существует. Политические и экономические решения в кризисной Еврозоне отодвигают Великобританию от механизма принятия решений. Создание банковского контрольного механизма с опорой на Европейский центральный банк затрагивает интересы влиятельного лондонского Сити. Что можно предпринять в этих условиях? Один из путей - четко определить статус государств-членов Евросоюза, которые стоят вне Еврозоны. Очевидно, что положение государств-членов ЕС, которые стремятся войти в Еврозону, но не могут это сделать из-за текущего состояния их экономик (страны Центральной Европы, Прибалтики и Балкан), должно отличаться от статуса тех стран, которые находятся на периферии Евросоюза и могут, но не хотят из-за своего выгодного периферийного положения в Еврозону вступать. Речь идет о Великобритании и скандинавах - Швеции и Дании. Если удастся договориться, то в Евросоюзе могло бы быть создано три статуса членства, с четко оговоренным кругом прав и обязанностей.

Второй возможный путь - это признание за одной только Великобританией из-за ее великодержавности, масштабов экономики и объемов финансов особого исключительного статуса в Евросоюзе. Об этом тоже можно и следует договариваться, учитывая взаимный интерес и интерес Соединенных Штатов, которые связаны особыми отношениями, как с Великобританией, так и Германией. Второй возможный вариант решения может усилить контроль США за европейскими делами. А сейчас Соединенные Штаты дали ясно понять всем в Европе, что они встревожены идеей возможного выхода Великобритании из ЕС, так как это противоречит американским интересам. В начале этого месяца помощник госсекретаря по европейским делам Филипп Гордон публично заявил, что лучше всего интересам США будет служить, если Британия останется в ЕС. На прошлой неделе президент США Барак Обама имел телефонный разговор с Кэмероном, в ходе которого он сказал британскому премьеру, что "Соединенные Штаты ценят сильное Соединенное Королевство в сильном Европейском Союзе".

В свое время Лондон решил не вводить единую европейскую валюту и не присоединяться к Шенгенскому соглашению об открытых границах, и остальные европейцы согласились с этим исключением. Четко определенный особый статус Великобритании в ЕС, возможно, будет предполагать более широкий круг "привилегий", но, повторим, специально определенный для одной лишь Великобритании. Игнорирование интересов этой страны только повысит градус конфликтности в ЕС. После "Европейской речи" остаются важные вопросы, и совсем неясно, собирается ли британский премьер ответить на них до гипотетического успеха Консервативной партии на выборах 2015 года. А именно, чего конкретно ждет Великобритания от Европы? Какие законы и регулирующие правила хотел бы изменить Кэмерон? От каких частей Договора он хотел бы отказаться? И прежде всего, что нужно сделать Кэмерону, чтобы убедить канцлера Германии, президента Франции и всех других европейских лидеров предоставить Британии особый статус? Пока что премьер-министр Великобритании требует права игнорировать ряд единых европейских норм, в частности, в области труда и юстиции. Но эти конкретные аспекты представляются явно третьестепенными и мелочными для европейской интеграции. Вопросом является: чего конкретно добивается от европейских партнеров британский премьер и будет ли он артикулировать свои требования в ближайшее время? В том случае, если этого не будет сделано, то это будет означать, что в стремлении найти решение для внутриполитических проблем Великобритании и своих личных вопросов Кэмерон одновременно увеличил длинный список трудоемких проблем для остальной Европы. Вместо недавней угрозы быстрого и спонтанного распада Еврозоны на передний план выходят риски, порождаемые национальными интересами, переходящими в национальные эгоизмы. Любые побочные претензии отвлекают руководство ЕС и подрывают согласованную работу по преодолению последствий долгового кризиса.

Запущенный Кэмероном процесс может со временем и при определенных обстоятельствах привести к выходу Британии из Евросоюза. Но, похоже, что со своим референдумом Кэмерон во внутренней политике решил действовать прагматично по формуле известной поговорки: "Либо ишак сдохнет, либо падишах умрет". Он держит паузу. Поэтому весьма вероятно, что объявленный Кэмероном референдум, судя по поставленным условиям его проведения, никогда не состоится. Основная задача нынешнего премьера - победить с убедительным перевесом на парламентских выборах 2015 года. Предыдущие парламентские выборы 2010 года консерваторы проиграли лейбористам (32,4%-35,2%). У власти тори остались только благодаря коалиции с партией Либеральных демократов (22,1%). Обещанием референдума и одновременно преподнесением премьером себя в качестве сторонника пребывания Британии в ЕС способствует мобилизации для голосования за консерваторов, как противников, так и сторонников пребывания Британии в ЕС. Референдум - не цель, а средство привлечения британских избирателей. Призыв к референдуму, по существу, является предвыборным обещанием Консервативной партии. Поэтому Великобритания рискует столкнуться с двумя референдумами о членстве в ЕС. Первым станут общенациональные выборы 2015 года. Правящая партия в настоящее время отстает в опросах общественного мнения от лейбористов и, если тори проиграют выборы 2015 года, то обещанный Кэмероном референдум не состоится. И потом мнение народа изменчиво. Согласно исследованию Pew Research Global Attitudes Project, поддержка гражданами Великобритании британского членства в ЕС в 2012 году снизилась до 45% с уровня 51% в 2011 году. А базирующийся в Лондоне институт исследования общественного мнения YouGov отметил снижение поддержки британцами выхода из ЕС с 51% в ноябре 2012 года до 34% на прошлой неделе. По опросу, опубликованному в британской Times в четверг 24 января, 40% британцев проголосовали бы за выход из ЕС, в то время как 37% проголосовали бы за то, чтобы остаться. "Европейская речь" премьер-министра Великобритании означает, что он вынужден лавировать между скептически настроенным по отношению к Евросоюзу населением и брюссельскими директивами, одновременно добиваясь согласия в своей партии.

(1) "in or out" - принятая в современном британском политическом лексиконе формула, обозначающая выбор между тем, оставаться ли Великобритании дальше в ЕС, или покинуть его.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM