Гай Борисов: Евросоюз - Армения: наказание вместо поощрения?

Москва, 22 января 2013, 20:35 — REGNUM  

"Армяне, от своей одежды до быта, от имеющей христианские истоки многослойной культуры до нынешней политической системы, являются европейцами. Политические модели Китая, России или США не могут быть применимыми у нас примерами. Нам ближе модели маленьких наций-государств Европы. В особенности, для нас могут быть примером те, кому удалось построить свободные и обеспеченные общества". Такое заявление сделал на старте своей предвыборной кампании действующий президент Армении Серж Саргсян в интервью ереванскому журналу "Андин".

При этом было также сказано, что европейский вектор армянской политики и военно-стратегический союз с Россией, членство Армении в ОДКБ не противоречат тенденциям евразийской интеграции - это два взаимодополняющих процесса.

Однако если Европа до последнего времени всячески поощряла такие настроения армянской власти, развивая взаимодействие в рамках программы "Восточное партнерство" и обещая поощрять движение Армении к демократии по принципу "большее за большее", то теперь стали возникать сомнения в том, что ЕС твердо настроен видеть эту закавказскую страну в числе "маленьких наций-государств" Старого Света.

Глава наблюдательской миссии ПАСЕ на предстоящих 18 февраля президентских выборах в Армении Карин Уолдсет достаточно прохладно прокомментировала начало предвыборной кампании, отметив, во-первых, "серьезное беспокойство, связанное с неточностями в списках избирателей", а во-вторых - "всеобщее безразличие к выборам" со стороны общества и недоверие к избирательным процессам со стороны ряда ведущих политических сил.

Это, насколько можно судить, стало для официального Еревана достаточно неприятным сюрпризом, поскольку незадолго до того глава миссии наблюдателей БДИПЧ-ОБСЕ Хайди Тальявини заявила, что задача наблюдателей - не критиковать и давать некие оценки, а следить за тем, чтобы предвыборная кампания и избирательные процессы соответствовали международным стандартам и местному законодательству.

Напомним, что от оценки европейских наблюдателей зависит, во-первых, оказание Армении помощи в размере, как минимум, 1,5 млрд евро, а во-вторых - заключение соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС, как утверждается - уже к концу нынешнего года. Комментарии Карин Уолдсет в этом смысле для армянской стороны явно не выглядят вдохновляющими.

Кроме того, практически одновременно был опубликован обширный доклад Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC), посвященный армяно-иранским взаимоотношениям. Сразу отметим, что столь резкой критике армяно-иранские связи еще никогда не подвергались. При этом речь идет как об экономическом, так и политическом взаимодействии Еревана с Тегераном.

В документе, в частности, говорится, что с момента обретения Арменией независимости в 1991 году именно Иран является её основным и самым надежным союзником. И хотя такой союз между христианской нацией и "светочем глобальной исламской революции" может показаться противоестественным, на самом деле взаимодействие имеет очень глубокую подоплеку. Армяно-иранский союз препятствует созданию геополитической оси между США и Азербайджаном; открывает Тегерану путь к российскому и европейскому рынкам; позволяет ИРИ обходить международные санкции и помогает реализации её ядерных амбиций. В этих условиях Тегерану легче отвечать на угрозы со стороны традиционных недругов - Турции и Израиля. Для Армении близкие отношения с ИРИ являются способом обойти блокаду со стороны Азербайджана и Турции и позиционировать себя в качестве центрального элемента на оси "Север-Юг", а также диверсифицировать энергопоставки. Одновременно растущая торговля с Ираном ослабляет зависимость армянской стороны от международных кредитов и помощи со стороны зарубежной армянской диаспоры.

Вывод экспертов ESISC позволяет говорить о торжестве самой разнузданной конспирологии. Оказывается, Иран и Армения разработали тайный план, включающий, помимо прочего, подрыв усилий, предпринимаемых международным сообществом для обеспечения стабильности в регионе и достижения мирного урегулирования карабахского конфликта. Предвзятость и однобокость документа совершенно очевидна. В докладе ничего не сказано о том, насколько в условиях азербайджано-турецкой блокады уязвима экономика и социальная сфера Армении, её коммуникации и энергоснабжение. Нет указаний на то, что, по оценке американского посла в Ереване Джона Хефферна, сотрудничество с Ираном не препятствует реализации международных антииранских санкций. Не упоминается также, что Ереван готов ратифицировать парафированные в 2009 году протоколы о нормализации отношений с Анкарой, но турецкая сторона увязывает этот процесс с уступками со стороны армян в Карабахе, о чем в этих документах даже не упоминается. Не менее странно в этой связи, что эксперты ESISC, говоря о растущем армяно-иранском экономическом сотрудничестве, обходят стороной тот факт, что за 20 лет взаимодействия двусторонний товарооборот едва вышел на уровень $270-280 млн. в год, в то время как по оценке специалистов деблокада турецко-армянской границы в течение нескольких месяцев позволила бы Еревану и Анкаре довести соответствующий показатель до $500 млн. с большими перспективами дальнейшего роста. Отсюда понятно: если что и могло бы ослабить зависимость Армении от международных кредитов и помощи диаспоры, улучшить довольно незавидное положение в экономике и социальной сфере, то уж никак не торговля с Ираном, а взаимодействие с Турцией и Азербайджаном. В этих условиях армянская сторона явно не заинтересована плести некие "тайные планы", направленные на дестабилизацию региона и срыв мирных переговоров вокруг Карабаха. Напротив, в одном из своих последних предвыборных выступлений президент Серж Саргсян вновь призвал вернуться к нормализации отношений с Турцией, конкретизировать определенные "разумные сроки" для ратификации упомянутых протоколов. В противном случае будет очевидно, сказал он, что Анкара не заинтересована в таком развитии событий, и Армении придется снять протоколы с парламентской повестки. И, кстати, идею деблокады границы последовательно лоббирует Вашингтон, постоянно выдвигающий для этого самые различные идеи. Недавно, например, прозвучало предложение открыть границу как бы частично - лишь для армян-беженцев из Сирии, связь которых с исторической родиной практически прервана. Но в Анкаре отреагировали холодно.

Доклад ESISC может означать, что определенные круги на Западе раздражены растущим укреплением армяно-российского военно-политического союза, активностью Армении в рамках ОДКБ, хотя Ереван параллельно развивает взаимодействие с НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства и держит в Афганистане свой воинский контингент в составе ISAF. Также не исключено, что на фоне продолжающегося кризиса в ЕС Брюссель решил притормозить как сам процесс интеграции в рамках "Восточного партнерства", так и (тем более) создать "основания", которые позволили бы отказаться от обещаний финансовой помощи Еревану. То есть, фактически, сменить поощрение на наказание, обещанный пряник - на реальный кнут. Именно об этом говорит критика в адрес предвыборных процессов в Армении и торгово-экономического сотрудничества Еревана с Тегераном, которое, заметим, существует не первый год, но никогда не вызывало вопросов и упреков, тем более - столь резких и явно преувеличенных.

Впрочем, предвзятость доклада ESISC настолько очевидна, что одна из ереванских интернет-газет предположила, что к официальной политике ЕС этот документ отношения не имеет. Возможно, предполагает издание, что такой текст родился благодаря лоббингу Баку, который всеми способами пытается дискредитировать армянскую сторону. В контексте ведущейся между сторонами карабахского конфликта ожесточенной информационной войны подобный вывод имеет право на существование.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
Единственный президент США, избранный единогласно
NB!
23.02.17
«Порту» потерпел заслуженное поражение от «Ювентуса»
NB!
23.02.17
Первая игра «Лестера» в плей-офф Лиги Чемпионов завершилась поражением
NB!
23.02.17
«Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них...»
NB!
22.02.17
Имея тотальное преимущество, «Реал» сенсационно проиграл «Валенсии»
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
Выплаты бюджетникам переводятся на карту «Мир»: тарифы пока под вопросом
NB!
22.02.17
«Подготовка губернаторского резерва — главная задача правящей партии»
NB!
22.02.17
В России созданы Войска информационных операций — Шойгу
NB!
22.02.17
Парламентские выборы в Эквадоре: у оппозиции 64 мандата. У левых — 67 мест
NB!
22.02.17
Святее папы римского: в Румынии испугались разморозки отношений с Россией
NB!
22.02.17
«Заметных перемен в связи с обновлением губернаторского корпуса не будет»
NB!
22.02.17
«Пойдет и победит»: перспективы Витко на выборах губернатора Севастополя
NB!
22.02.17
Стрельба в центре Оренбурга: ранены две девушки
NB!
22.02.17
Колумбия: оппозиция готовит корректировку мирных договоров с FARC-EP
NB!
22.02.17
«Фирташа задержали по запросу Испании, но уйти добыча может в США»
NB!
22.02.17
Киев усилил блокаду. ЛНР обвинила Украину в остановке подачи воды
NB!
22.02.17
Лидер ЛДПР разглядел «цветную революцию» в зале Госдумы
NB!
22.02.17
Порошенко: РФ угрожает Украине полномасштабной войной