23 января Сенат Верховного суда Латвии рассмотрит дело об отказе Центральной избирательной комиссии от сбора подписей под поправками к Закону о гражданстве, сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу партии ЗаПЧЕЛ.

Ранее суд принял во внимание ходатайство представителей движения "За равные права" Андрея Толмачева и Александра Кузмина об ускоренном рассмотрении дела. Ускоренное рассмотрение необходимо, поскольку в ином случае закон может быть принят лишь после 1 января 2014 года, что осложнит его реализацию. Если суд примет положительное решение, то второй этап сбора подписей и сам референдум могут состояться в течение ближайшего полугодия. Напомним, что законопроект, под которым подписались 12 тыс. 686 граждан, 4 сентября подало в ЦИК движение "За равные права". 1 ноября Центризбирком шестью голосами против двух при одном воздержавшемся отказался проводить второй этап сбора подписей, необходимых для проведения референдума. Законопроект, предложенный для всенародного голосования, предлагает предоставить гражданство Латвии без экзаменов и клятв с 1 января 2014 года всем негражданам, которые в установленный срок не подадут заявления об отказе от получения гражданства.

В разговоре с ИА REGNUM латвийский политолог Артем Губерман прокомментировал факт запрета подготовки к референдуму о гражданстве следующим образом. "Мы имеем дело с ситуацией, когда правящая элита Латвии наплевала не просто на некие законодательные акты, но и на саму Сатверсме (Конституцию) государства. С чем всех латвийцев можно поздравить. Нигде ни в Конституции, ни в законодательстве Латвии не сказано, что какой-то ЦИК имеет право принимать решения о продлении или непродлении общественных кампаний за проведение референдумов. Не наделен он такими полномочиями! Порядок организации референдумов в Сатверсме прописан чётко. Статья 64-я гласит: право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу. Ограничения - да, есть. Согласно статье 73-й, на народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами. Каким образом сюда попала инициатива о предоставлении гражданства негражданам - загадка.

Впрочем, к тому, что основные конституционные права граждан Латвии могут быть ущемлены, дело шло уже после референдума о статусе русского языка. Вначале была озвучена доктрина о некоем "ядре Сатверме", которое, как статью 6 Конституции СССР - о роли КПСС - менять нельзя. Затем со столь же серьезным видом было заявлено, что нельзя выносить на обсуждение вопросы, которые ставят под сомнение "доктрину преемственности" нынешней Латвийской Республики от той, которая была до 1940 года. При этом как ни читай Сатверсме, но там нет ни слова ни о каком "ядре", ни о какой-то "преемственности". Впрочем, эта преемственность явно проглядывает в действиях нынешней правящей коалиции: ведь во второй половине 30-х в Латвии была диктатура Карлиса Ульманиса и Сатверсме не действовала. Сегодня место одного диктатора пытается занять диктатор коллективный, пытающийся подогнать Сатверме под свои потребности. Такое ощущение, что в правящей коалиции идет дележ идеологического наследства Ульманиса - кому носки, кому фрак, кому кальсоны. Только вот при диктаторе, по крайней мере, в начале его правления, производства создавались, сельское хозяйство развивалось, население из страны не разбегалось. Нынешним правителям это явно не под силу.

Итак, решение о запрете референдума оказалось принято. Правящая элита восприняла его на "ура!" Ведь данным шагом ЦИК как бы снял с нее, элиты, ответственность и принял ее на себя.

Понятно, что на членов комиссии оказывалось серьезное политическое давление - но все равно, "крайними" остались именно они.

Характерно, что решение об отмене второго этапа сбора подписей за референдум по "нулевому варианту" плохо восприняли не только инициаторы этой кампании, но и наиболее дальновидные эксперты с латышской стороны. Почему? Потому что если сегодня отменяют процесс народного волеизъявления по неудобному для правящей коалиции, то завтра могут зайти еще дальше и прикрыть всенародное обсуждение любой неудобной властям проблемы. Сейчас многие националисты откровенно радуются: какой молодец этот ЦИК - поставил на место всех этих зарвавшихся оккупантов-мигрантов, ура-ура! Но здравомыслящим людям ясно, что Конституция принесена в жертву сиюминутным политическим интересам. Какая гарантия, что в недалеком будущем другие люди, какие-нибудь "чрезвычайные тройки", не начнут принимать антиконституционные решения, неудобные не только для неграждан, но уже и для всего народа Латвии?! Недаром политолог Клавс Седлениекс написал умную статью, в которой привел пример известного чекиста Екаба Петерса. Сначала Петерс наладил систему "упрощенного" судопроизводства, по которой множество людей отправили на тот свет, а потом сам пал ее жертвой", - напоминает политолог Артем Губерман.