В Казани прошла научная конференция "Саид Нурси и нурсизм в России и Татарстане: идеология, распространение, конфликтный потенциал", на которой эксперты-исламоведы обсудили последние события, связанные с деятельностью последователей учения этого турецкого проповедника и международной экстремистской организации "Нурджулар".

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман считает, что ученики Саида Нурси (1876-1960) превратили учение своего учителя в идеологию секты. "Сегодня фигура Саида Нурси такова, что через нее современная Турция Реджепа Эрдогана пытается навязать свой геополитический проект всему миру", - полагает теолог. В этой связи он вспомнил 1993 год и свой разговор в Багдаде с первым секретарем посольства Ирака в Великобритании Анваром Варджмардани, который защитил докторскую диссертацию по книге "Рисале-и Нур" Саида Нурси. На вопрос Фарида Салмана, чем вызван интерес к турецкому проповеднику иракский дипломат ответил, что "изучение этой книги открывает двери во многие знатные дома в Стамбуле". Таким образом, уже в то время у нурсизма было много высокопоставленных сторонников в высших эшелонах власти Турции.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом "Деятельность нурсистов на территории Татарстана: представители, методы вербовки новых членов, формы участия в жизни мусульман". Он напомнил, что в начале 1990-х годов в Казани учение Нурси распространял Байтулла Ямак, приехавший из Турции и сыгравший большую роль в распространении этого нетрадиционного для татар-мусульман течения. "Вербовка новых адептов осуществлялась по линии официальных и неофициальных образовательных учреждений, где проявивших религиозное рвение неофитов переправляли в Турцию для углубленного изучения нурсизма", - рассказал Сулейманов.

Он также обратил внимание на деятельность турецкой организации "Эртугрул Гази" в Татарстане, которая получала предостережение от надзорных органов за экстремистскую деятельность. Сулейманов считает, что усиление влияния нурсизма было связано с турецким миссионером Фетхюллахом Гюленом, одним из последователей Нурси, переработавшим его учение согласно новым реалиям. "Среди гюленистов в Татарстане много представителей татарской интеллигенции, журналистов и политиков", - отметил Сулейманов. По его словам, организацию Гюлена с разветвленной сетью ячеек, маскирующихся под образовательные и культурные учреждения, используют в своих интересах США. "Вы можете себе представить, чтобы человек, возглавляющий целую империю последователей, уже 15 лет живет в Пенсильвании и при этом никак не сотрудничает с американскими спецслужбами?" - задается вопросом исламовед.

Директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев рассказал о проникновении нурсизма в азербайджанскую общину России. По его мнению, укрепившись в 1990-е годы в Азербайджане через сеть дошкольных, средних и высших образовательных учреждений, нурсисты принялись "осваивать" огромную диаспору азербайджанцев в России, насчитывающую около миллиона человек. Наиболее активно пропаганду нурсизма, по словам Тагиева, ведет в Москве Намиг Шахпеленгов, который возглавляет Центр солидарности азербайджанцев России.

"Нурсисты в Москве упор делают на работу среди азербайджанских студентов престижных вузов - МГУ, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГИМО и других", - сообщил Тагиев. "Нурсистам нужны те, кто завтра займут в государственных или коммерческих учреждениях руководящие посты. А в престижных вузах учится азербайджанская молодежь, чьи родители относятся к элите", - пояснил азербайджанский общественник.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов выступил с докладом "Российские правозащитные организации в роли адвокатов нурсизма", где рассмотрел деятельность центров "Мемориал" и "Сова". Иванов отметил, что в ежегодных докладах Госдепа США последних лет, посвященных религиозной свободе в мире, постоянно говорится о миролюбии этой турецкой секты. "Странная ситуация получается: и Вашингтон волнуется за нурсистов, и российские правозащитники тоже", - отметил эксперт. В качестве примера он привел круглый стол "Давление на последователей Саида Нурси в России", проведенный 31 октября 2012 года правозащитным центром "Мемориал".

По мнению Иванова, правозащитники придерживаются двойных стандартов: с одной стороны, защищают нурсистов, которые в своих трудах призывают к насилию в отношении неверующих, а с другой стороны, осуждают православных апологетов за их высказывания против атеизма. Эксперт рассказал, что проблема нурсизма сегодня актуальна и на Украине, где в Николаевской области недавно было раскрыто нурсистское подпольное медресе (доресхана). Там вербовались украинцы и русские, часть которых сейчас воюет в Сирии.

Подводя итог конференции, Раис Сулейманов отметил, что сейчас в России начались попытки реабилитировать нурсистов, снять с "Нурджулар" статус экстремистской организации. "На фоне антиваххабитского настроя общества, особенно после терактов 2012 года в Татарстане и Дагестане, нурсисты пытаются восстановить свое влияние под тем предлогом, что они "не такие как ваххабиты", а их защитники выставляют их в качестве чуть ли не пацифистов. "Однако надо понимать, что за нурсизмом стоит стремление Анкары и США расширить свое геополитическое влияние на все постсоветское пространство", - резюмировал эксперт.