Дина Алборова: Социально-экономическое и политическое развитие Южной Осетии

Москва, 20 января 2013, 17:16 — REGNUM  На прошедшей в Ереване 12-13 января 2013 года под эгидой западных неправительственных организаций встрече между представителями грузинской и югоосетинской гражданских обществ выступили с докладами представители общественности и эксперты из Грузии, Южной Осетии, России и США. Представляем вниманию читателей ИА REGNUM доклад "Южная Осетия: Социально-экономическое и политическое развитие" политолога Дины Алборовой.

"2012 год для Южной Осетии был не простым. Наконец-то завершились президентские выборы, начавшиеся еще в ноябре 2011 года. Свершилась смена власти, которая унаследовала множество нерешенных проблем, в первую очередь из области восстановления, и получила новые, в первую очередь из области социально-экономического развития. К тому же ее ожидал главный сюрприз - госбюджет с дефицитом более 500 млн руб., что для Южной Осетии является существенной суммой. 29-го декабря 2012 года парламент единогласно проголосовал за принятие бюджета. Бюджет на будущий год носит сбалансированный характер и не предусматривает дефицита. Согласно принятому варианту закона, расходы и доходы будут равны и составят 4 миллиарда 728 миллионов 327 тысяч рублей, из которых российская финансовая помощь в размере 4 миллиардов 251 миллиона 650 тысяч рублей. Из них на социально-экономическое развитие предусмотрено около 3 млр 322 тыс. рублей и на бюджетные инвестиции 930 млн руб. Правительство РЮО так же обещает, что бюджет будет социально ориентирован - предполагается повышение заработной платы на 40% в сфере образования и здравоохранения, на 26% - в сфере физической культуры и спорта, на 20% - в сфере государственного управления.

Важным событием уходящего года был первый официальный визит президента РЮО в Российскую Федерацию с 23-го по 25-ое октября. Все предыдущие встречи на уровне президентов носили рабочий характер. В ходе этого визита, российская сторона вновь подтвердила взятые на себя обязательства по обеспечению безопасности и оказанию экономической помощи для поддержания укрепления государственности Южной Осетии. В рамках этой встречи министром транспорта РФ Максимом Соколовым и вице-премьером РЮО Гурамом Мелкоевым был подписан документ о сотрудничестве в сфере транспорта, что будет благоприятствовать росту грузовых и пассажирских перевозок, упростит процедуру оформления грузов и въезда на территорию Российской Федерации.

В марте 2010 года была создана межправительственная комиссия по социально- экономическому сотрудничеству между ЮО и РФ. 28 ноября 2012 г. в Москве прошло шестое заседание этой комиссии, на которой были приняты важные решения, главным из которых является решение по разработке среднесрочной программы социально- экономического развития республики до 2017 года и стратегии развития до 2030 года, за что правительство ЮО заплатит из бюджета 18 млн рублей российскому "Центру стратегических разработок - Регион", который и займется разработкой этой стратегии. Окончательный вариант стратегии должен быть разработан к концу марта 2013 года.

28 ноября вице-премьер РФ, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин по итогам заседания межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между РФ и Республикой Южная Осетия заявил, что 2013 год станет знаковым с точки зрения формирования инвестпрограммы, стратегии социально-экономического развития Южной Осетии, разработки нормативных актов, а с 2014 года российская сторона рассчитывает приступить к развитию экономики республики. Он отметил, что бюджет Южной Осетии и инвестиционная программа будут формироваться по новым принципам. "Главный принцип нашей работы - прозрачность", - сказал полпред. Кроме того, важным аспектом станут темпы работы и "затягивать на три года разработку программ никто не будет". Так же было отмечено, что на основе среднесрочной и долгосрочной стратегии будут утверждаться конкретные объекты и целевые программы. Все работы будут проводиться строго в соответствии с проектно- сметной документацией - на ее разработку выделено 200 млн рублей, что по мнению авторов позволит избежать злоупотреблений и использовать финансовые средства по назначению.

Уровень взаимодействия между РЮО и РФ возрос. Со стороны РФ решение социальных вопросов поручено специальному помощнику президента России Татьяне Голиковой, вопросами безопасности, в том числе экономической, занимается замсекретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев. И конечно вице-премьер, полпред президента РФ по Северо- Кавказскому федеральному округу Александр Хлопонин, который и возглавляет российскую часть межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Южной Осетией и Россией.

В 2012 году в Сочи прошел экономический форум, где Южная Осетия представила два проекта: строительство завода по производству солнечных модулей, чтобы производить дешевую электроэнергию. Завод рассчитан на 400 рабочих мест, предусмотрен приезд специалистов, которые обучат местный персонал и наладят производство. Стоимость этого проекта составляет 4 млрд руб. и инвестор уже найден - частная венгерская компания. Сейчас разрабатывается нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с инвестором. Планируется строительство завода по производству базальтового непрерывного волокна. Производство основано на новейших технологиях с использованием местного базальта. Это синтетическое волокно используется в дорожном строительстве и металлургии. В министерстве экономики считают, что могут легко найти для нее рынок сбыта. В 2013 году в Южной Осетии планируется строительство полигона твердых бытовых отходов с переработкой, строительство мини-ГЭС, строительство кирпичного завода и строительство очистных сооружений.

В 2012 году, в Цхинвале был подписан протокол о намерениях и сотрудничестве корейской компанией "Juan" с Государственным комитетом информации, связи и массовых коммуникаций и Комитетом промышленности, транспорта и энергетики. Корейская сторона предоставила обобщенный проект по развитию технологии в области связи и телекоммуникаций.

Впервые за эти годы правительство РЮО, говоря о выходе экономики из глубокого кризиса и об экономическом развитии страны, делают ставку на промышленность. Причем, с внедрением в нее новых инновационных наукоемких технологий, а не на сельское хозяйство, как это обычно и бывало, т.к. этот сектор является дотационным. Это конечно же не означает, что сельскому хозяйству не будут уделять внимание. Все понимают, что Южная Осетия должна обеспечить себя продовольственной базой, поскольку это вопрос продовольственной безопасности.

Необходима государственная программа восстановления и развития сельского хозяйства, которая бы охватывала не только все отрасли этого сектора, но и все этапы от производства до переработки и реализации. Сегодня в республике оформлено более 120 крестьянских фермерских хозяйств, большая часть которых взяла у государства льготные беспроцентные кредиты, причем некоторые из них брали не единожды, но от этого на наших рынках нашей сельхоз продукции больше не становиться. В основном на рынках импортная продукция. Есть множество проблем, с которыми фермеры сталкиваются и не могут решить в одиночку. Тем более, надо заметить, что некоторые фермерские хозяйства существуют на бумаге, чтобы получить кредиты, но в реальности таких хозяйств нет, и они соответственно ничего не производят. Этому способствует и слабая нормативно-правовая база и отсутствие системного контроля по соблюдению своих обязательств по целевому использованию и своевременному возврату кредитных средств со стороны банков и государственных надзорных контролирующих органов. Многие фермеры пришли к мысли о необходимости создания саморегулирующего органа, как ассоциация фермеров, которая оперативно решала бы вопросы по обеспечению техникой, ГСМ, семенами, хранению и сбыту продукции и не допускала бы мошенничества и незаконного получения государственных кредитов.

Так же есть понимание, что наша транспортная составляющая будет влиять на рентабельность производства, поэтому ставка в первую очередь делается на производство высокорентабельной и высокотехнологичной продукции с одной стороны и с другой стороны довольно активно обсуждается вопрос о строительстве железной дороги, которая может стать мощным фактором экономического, и не только экономического, развития Южной Осетии.

Еще одним важным фактором экономического развития в следствии своего географического расположения и природно-климатических условий может стать туризм. Конечно, развитие этого сектора требует огромных капиталовложений т.к. необходимо строить дома отдыха, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты, альпинистские и спортивные лагеря, туристические базы и т.д. Особое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства. Поддержку этого сегмента в экономике планируется через программы государственного кредитования.

Говоря о политической составляющей, необходимо отметить, что 2012 год стал годом относительной стабильности и принятия важных решений. На мой взгляд 2012-й, как видимо и 2013 год - время установления определенного фундамента, базы на основе которой и в соответствии с чем будет дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности государства. Скорее всего 2013 год станет очень тяжелым годом для депутатов парламента - их ждет большая работа, т.к должны произойти большие изменения в сфере законодательства. Началась работа по подготовке реформы государственно-правовой системы Южной Осетии и создана комиссия по внесению изменений в основной закон - Конституцию страны.

2012 год также знаменателен тем, что произошел партийный бум. Более 10 новых партий было зарегистрировано в Министерстве юстиций РЮО, и готовятся к регистрации еще около 15. В 2014 году предстоят парламентские выборы и все эти партии намерены бороться за места в парламенте. Конечно, со временем произойдет естественный отбор и в жесткой политической борьбе смогут выжить не все партии. В целом это положительные процессы, которые говорят о процессах либерализации внутренней политики, что в свою очередь будет влиять на изменение законодательства страны. Есть понимание того, что нынешняя законодательная база не соответствует сегодняшним реалиям. Это и законы, касающиеся налоговой политики, инвестиционной политики, местного самоуправления, законов о политических партиях и общественных организациях и т.д. и т.д. Изменения предполагаются и в самом парламенте. Скорее всего будет возврат к смешанной пропорционально - мажоритарной системе выборов. Сегодня парламент формируется по пропорциональной системе.

Есть необходимость модернизации информационной политики в сторону большей открытости, доступности со стороны различный слоев общества и гласности. СМИ в Южной Осетии - абсолютно дотационная область, т.к. эта деятельность нерентабельна. В этом главная причина, почему в стране нет независимых СМИ. Инвесторы не горят желанием финансировать СМИ. Единственная надежда на вновь созданные политические партии, которые как правило создают свой печатный орган.

С первого дня работы новых властей, как и в их предвыборной компании, акцент делается на прозрачности работы социально-экономической и политической сферы, но до сих пор не разработаны механизмы прозрачности и контроля наиболее важных процессов со стороны общества.

Во внешней политике расширяются взаимоотношения с Российской Федерацией. РФ является главным инвестором, главным стратегическим, социально-экономическим, военным партнером Южной Осетии и гарантом нашей безопасности. Продолжается интенсивное сотрудничество в энергетической сфере. 23 ноября 2012 года состоялась встреча президента Тибилова с представителями "Газпрома", где обсуждались вопросы газификации отдельных районов республики. Готовится к подписанию документ об оказании специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи. Граждане Южной Осетии будут включаться в единую информационную систему по оказанию такого рода медицинской помощи. Ежегодно увеличивается товарооборот между РФ и Южной Осетией.

2012 год ознаменовался активным взаимодействием со странами, признавшими независимость Южной Осетии. Послы этих стран посетили с официальными визитами Южную Осетию. Как утверждает МИД Южной Осетии, не смотря на географическую отдаленность у нас есть проекты с этими странами. В конце декабря указом президента РЮО был назначен посол в Боливарианской Республике Венесуэла.

Хочу еще раз подчеркнуть, что 2012 и 2013 гг. будут основополагающими для дальнейшего развития Южной Осетии. Конечно, есть множество вопросов и опасений и в первую очередь они относятся к будущим новым законам. И в интернете уже обсуждаются эти темы - например, не будут ли законы, касающиеся инвестиций и налогов благоприятные для иностранных инвесторов, при этом ущемлять интересы местных, беспокоит людей и вопросы земельных законов, частности вопрос приватизации земли. Так как Южная Осетия - это малоземельный регион, в основном гористая местность, то вопросы приватизации земли могут вызвать большой общественный резонанс и т.д. Поэтому, на мой взгляд, общество должно проявить активность и не допустить принятия ущемляющих интересы местного населения законов.

1 и 2 декабря в Республике торжественно ввели в эксплуатацию сразу несколько социально-инфраструктурных объектов - дорога Цхинвал - Знаур, коттеджный поселок и 30-квартирный жилой дом в микрорайоне "Солнечный" (расположен в нескольких километрах севернее Цхинвала), новое здание для Государственного ансамбля песни и танца "Симд", три девятиквартирных жилых дома в Цхинвале. Планируется открыть новый детский сад в поселке Дзау (Дзауский район). Законы "О авторском праве" и "О национально-культурных сообществах" приняты парламентом Южной Осетии 12 декабря, а 19 декабря - Закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.