"Президенты Армении не были легитимными. Они пришли к власти по одобрению извне. Естественно, такие лица не в состоянии проводить внешнюю политику, соответствующую интересам Армении. Они вынуждены обслуживать интересы тех людей или стран, которые сделали возможным их приход к власти", - заявил в интервью ИА REGNUM кандидат в президенты Армении, мифолог Вардан Седракян. Это второе из цикла ИА REGNUM интервью с кандидатами в президенты Армении. Первое, с кандидатом Арманом Меликяном можно прочитать здесь.

ИА REGNUM: Г-н Седракян, ЦИК Армении уже зарегистрировал вашу кандидатуру на предстоящих в феврале президентских выборах. Кроме вас за высший государственный пост будут бороться еще семеро кандидатов, в том числе действующий глава государства Серж Саргсян. Скоро стартует и предвыборная гонка. Как вы планируете ее провести?

Моя стратегия в ходе предвыборной гонки заключается в общении с электоратом посредством СМИ, как в Ереване, так и в регионах - газеты, телевидение, интернет издания и прочее. Я не планирую непосредственных встреч с народом по двум основным причинам. Во-первых, активная часть населения страны находится за рубежом. В частности, в регионах ситуация катастрофическая, так как остались в основном женщины, старики и дети. В холодную зиму будет неправильным собирать их на площадях. Однако телевидение, в том числе региональные телевизионные СМИ покрывают всю область и предоставляют возможность всем жителям ознакомиться с кандидатом и его программой. Я всю свою жизнь живу в Армении и тесно связан с регионами. Но сейчас я должен ездить по областям, чтобы ознакомится с ситуацией на местах. Это устаревший метод, и в XXI-м веке СМИ дают большую возможность общаться с широкими слоями населения и воздействовать на процессы. Областные визиты, конечно же, будут во время электоральной кампании, однако только для встречи с представителями моей политической команды и координации их деятельности. Лучше избиратели будут дома смотреть мои выступления при помощи средств массовой информации, нежели будут собираться на площадях, где мои активисты по заранее запланированному сценарию будут аплодировать во время моей речи, как это широко практикуется сейчас.

ИА REGNUM: Как армянские, так и зарубежные эксперты считают, что после "самоотвода" партии "Процветающая Армения" итоги президентских выборов предопределены. Кандидаты будут бороться за второе место после Сержа Саргсяна. Как вы оцениваете ваши шансы на выборах?

К оценкам экспертов не нужно относиться серьезно, поскольку в противном случае они потеряют свои офисы очень быстро. Никто не может сказать, чем все закончится. Например, еще до октября 1999 года ныне покойный Вазген Саркисян (тогдашний премьер-министр Армении, который был застрелен во время теракта в парламенте в том же году - ред.) и его команда были уверены в том, что Роберт Кочарян уйдет в отставку и президентом станет Вазген Саркисян. Сценарий изначально был таким, но схема не сработала. Власти середины 1990-х гг. имели программы, касающиеся 2015 года, однако их планы не осуществились. Таким образом, никто не может сказать, какими будут итоги выборов - это раз.

Далее, после моего избрания в президенты я предложу трем предыдущим главам армянского государства стать моими советниками. На этих выборах я получу 81% голосов, и такой процент будут обеспечивать мне именно три президента (Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян и Серж Саргсян). Их электорат будет голосовать за меня. Еще в сентябре прошлого года я заявил, что в выборах не примут участие Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян и "Процветающая Армения" (ППА). Можно сказать, что два предыдущих президента уже приняли мое предложение и не создают искусственных препятствий на пути моего избрания. Электорат оппозиционного Армянского национального конгресса и некоалиционной партии "Процветающая Армения" не будут голосовать за Сержа Саргсяна.

ИА REGNUM: Вы думаете, электорат АНК и ППА проголосует за вас? Почему?

Да, конечно, я так считаю. Почему два предыдущих президента приняли мое предложение? Перед государством сейчас назрели проблемы, которые они, будучи в свое время президентами, не смогли решить. Проблемы как были, так и остались. Арцахский (карабахский) конфликт разве разрешился? Экономическая ситуация в стране улучшилась? Армяно-турецкую проблему удалось решить? Проблемы сложные и требуют единства всей нации и всего политического капитала. Почему это единство должно формироваться со мной в центре? У меня нет политического прошлого! Обо мне не могут сказать, сторонником какого лагеря в свое время я был. Я даю идею создания института четырех президентов, и по любым важным вопросам я с ними буду консультироваться. 81% голосов, которые мне достанутся, будут не только моей победой, но и победой Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна и Левона Тер-Петросяна.

ИА REGNUM: На каких основных проблемах вы будете делать акцент в ходе вашей предвыборной кампании?

Справедливости - самой насущной проблеме. Все другие проблемы, в том числе вопрос экономического блока, второстепенны. В любой стране, где премьер-министр или президент, в зависимости от формы правления, погрязли в коррупции, никакая экономическая программа не будет иметь успех. Мы декларируем, что идем по пути развития демократии, во времена Сталина и Гитлера не было коррупции. Они не брали взятки. Если первое лицо государства не берет взяток, весь госаппарат поступит таким образом. В любой сфере госуправления коррупция и хищение бюджетных средств достигают огромных размеров. Серж Саргсян узнал об этом только что, после 5 лет президентства? Блестящий ответ на этот вопрос дал глава Сингапура. Когда его спросили, чем обусловлен стремительный взлет страны, он ответил довольно просто: "я просто перестал брать взятки".

Таким образом главной проблемой в стране является дефицит справедливости. Здесь кроются корни и другой актуальной проблемы - внешней политики, самого слабого звена нашего государства. Президенты Армении не были легитимными. Они пришли к власти по одобрению извне. Естественно, такие лица не в состоянии проводить внешнюю политику, соответствующую интересам Армении. Они вынуждены обслуживать интересы тех людей или стран, которые сделали возможным их приход к власти.

Мы считаем, что наше требование о признании миром независимости Арцаха - справедливо. В таком случае, справедливо ли требование абхазов и осетин жить за переделами состава Грузии? Они тоже пострадали от решений Сталина, как Арцах, и были включены в состав Грузии. Таким образом возникает вопрос: почему президент Армении Серж Саргсян, который стоял у истоков карабахского движения, не признает право на независимость абхазов и осетин. Вместо этого он после русско-грузинской войны в сентябре того 2008 года едет в Тбилиси и там заявляет, что Армения признает территориальную целостность Грузии. Одновременно Россия является нашим стратегическим союзником. Если мы будем воевать с Азербайджаном, а Россия, будучи нашим союзником, выступит с аналогичным заявлением в адрес Баку, в каком положении мы окажемся? Скажем, что Россия несправедлива, что для нее нефть ценнее дружбы. Это говорит о том, что наш президент не справедлив, поскольку он занял кресло главы государства в результате расстрела людей в марте 2008 года. "Крестоносцы" же демократии и либерализма - США и Европа, по логике не должны были признавать президента, который пришел к власти такой ценой. Но они признали его. То есть существовало предусловие (и Серж Саргсян согласился удовлетворить его) играть по правилам Запада в обмен на признание его президентства. Именно после этого Саргсян заявил, что поддерживает территориальную целостность Грузии.

ИА REGNUM: В случае избрания вы собираетесь признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Как вы считаете, не обострит ли такое решение армяно-грузинские отношения? Не может ли такой шаг Еревана негативно сказаться на и без того сложном положении в регионе, где основным связывающим звеном с внешним миром является Грузия?

Конечно, перед тем как сделать любой серьезный политический шаг, возникают определенные вопросы и риски. Однако во внешней политике нельзя умудриться и каким-либо образом не задеть интересы других. К примеру, инициатива по налаживанию армяно-турецких отношений также подразумевала определенное охлаждение в отношениях с Россией и Ираном. Но это не значит, что мы должны ничего не делать. Когда Армения признает территориальную целостность Грузии, это не подразумевает удар по армяно-российским отношениям? Таким образом, здесь речь идет о политической воле, и лидер, который идет на тот или иной шаг, должен учесть все риски и проблемы, которые могут возникнуть.

У меня есть решения этих проблем. От моей инициативы армяно-грузинским отношениям не будет нанесен урон, так как сейчас они плохи, аж дальше некуда. Если сейчас мы признаем территориальную целостность Грузии и считаем ее дружеской страной, как объяснить тот факт, что Тбилиси запрещает ввоз книг из Армении для армянских школ Грузии? Это в том случае, когда армянская община в Тбилиси достигает до 200 тыс. человек, а население армянонаселенного Джавахка насчитывает более 150 тыс. Где логика, когда на границе грузинские пограничники останавливают автомобиль с книгами, предъявляют список с подписью президента Саакашвили, где содержатся наименования запрещенных к ввозу книг? В список запрещенной литературы попал и армянский национальный эпос "Давид Сасунский". Теперь кто виновник ухудшения отношений?

Грузия на сегодняшний день играет на легкие деньги, которые она получает от транзита. Причина в том, что газопровод или нефтепровод проложен через ее территорию, но Тбилиси сильно переоценивает свою роль во внешней политике по отношению к соседним странам. Грузия не та страна, чтобы вести себя таким образом, и это ей еще аукнется. Юг грузинского государства уже по факту не контролируется Тбилиси. Юго-восточная часть страны полностью азербайджанизирована, центральная часть юга арменизирована, а западный сектор страны заселен турками. Аджария уже отурчала, центральная власть там сильно ослабла. В этом плане не случайно заявление премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили о том, что проект по строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси нужно пересмотреть. Таким образом, грузины должны быть более разумны, так как у них нет того веса, чтобы говорить с позиций диктующего.

ИА REGNUM: Вы также заявили, что в случае избрания дадите старт процессу воссоединения Самцхе-Джавахети (по армянской версии Джавахк) Армении. Насколько это реалистично?

Когда в 1988 году начались митинги по поводу воссоединения Арцаха с Арменией, кто тогда всерьез полагал, что это возможно? Кто рассчитывал, что удастся вывести вопрос на всесоюзный уровень? Это была сказка, которая, тем не менее, стала явью. Еще раз повторюсь, государство в силах решить любые вопросы, но для этого нужно одно важное условие - политическая воля. Если лидер обладает им и своей биографией доказал, что является справедливым человеком, то для этой нации нет нерешенных проблем. Для решения проблемы Джавахка есть много вариантов. Примером может быть процесс независимости Арцаха.

У нас в 2008 году, в ходе войны в Южной Осетии, была блестящая возможность для ввода войск в Самцхе-Джавахк. Повод был отличный: Ереван мог сделать это под предлогом превентивной меры, так как не было никаких гарантий, что завтра Цхинвальская операция не будет повторена в Ахалкалаки. Тогда Грузия для вывода армянских войск пошла бы на большие уступки, в том числе на заключение договора о статусе этого региона, а также на предоставление Армении статуса гаранта безопасности, каким сейчас Турция является для Нахичевана. Это подразумевало бы, что все местные органы власти должны возглавить армяне, при проведении нефтепровода или железной дороги центральные власти должны это обсудить с местным руководством и прочее. Я надеюсь, в скором будущем грузины еще предоставят нам такую возможность. Об этом, в частности, свидетельствуют недальновидные заявления премьер-министра Бидзины Иванишвили об армянах.

ИА REGNUM: Ваше предложение признать независимость Абхазии и Южной Осетии исходит из принципа поддержки права народов на самоопределение или установить баланс в армяно-грузинских отношениях?

Все вместе. Но сначала нужно добиться справедливости и быть полностью справедливыми по отношению ко всем. Мы не можем быть справедливыми наполовину или справедливыми только по отношению к нам самим. Нужно быть справедливым, в первую очередь, перед богом. Не нужно также забывать, что в истории были периоды, когда абхазы поддержали армян в борьбе за восстановление государственности. Сейчас пришло время вернуть долг. Примечательно, что броский взгляд на историю напоминает отсутствие у грузин выхода к морю. Мы должны признать Абхазию и Южную Осетию, а также заключить договора с этими государствами. Даже в национальных эпосах наших народов есть свидетельства о генетическом родстве между нами.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к нормализации армяно-турецких отношений? Какое место отводится в вашей программе соседней Турции?

Инициатива по урегулированию армяно-турецких отношений изначально была обречена на провал, так как была искусственной. Все три президента Армении заявили, что Ереван готов на нормализацию отношений с Турцией без предусловий. Я не принимаю этот вариант. С Турцией могут быть дипломатические отношения или могут вестись переговоры на эту тему только тогда, когда Анкара признает совершенное в 1915 году преступление против армян - Геноцид. Все другие варианты второстепенны. Пока Турция не признала Геноцид армян, от таких инициатив ничего путного ждать не стоит.

Дипотношения с Турцией, возобновление железнодорожного сообщения и открытие границы означает, что в течение пяти лет Турция без каких-либо войн потеряет свои восточные провинции. Они не густо населены, там проживает только 10% всего населения страны - в основном курды, заза и исламизированные армяне. Население указанных провинций, которые, по сути, являются Западной Арменией, и сейчас утверждает, что это территория армян. Таким образом, наши культура и бизнес очень быстро распространятся там. Через 4-5 лет демографический состав региона изменится, Турция постепенно потеряет рычаги контроля. Сейчас у Анкары особой власти в этих провинциях нет. Там условия диктуют курды, среди которых много курдизированных армян. После открытия границы, там начнут действовать и армянские церкви, что приведет к резкому повышению посещаемости этих территорий армянами со всего мира. Таким образом с учетом этой перспективы, Турция сейчас не откроет границу.

ИА REGNUM: Какова ваша позиция по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

Арцах и все освобожденные территории должны быть объявлены неотъемлемой частью Армении. Изначально арцахское движение началось под одним лозунгом - "Объединение". Освобожденные же районы - исконно армянские территории. Ни для кого не секрет, что при создании Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) многие территории были вырваны из состава исторического Арцаха. С другой стороны, мы забываем о Нахичевани - тоже армянская земля, которая в советский период была присоединена к Азербайджану. Эта территория должна быть возвращена. Это первичная задача. Нация должна поставить перед собой сверхзадачи, чтобы мобилизоваться и не оказаться в застое. Может, не удастся сразу до конца решить проблему, но на какой планке бы временно не остановилась нация, это лучше, чем исходное положение.

Сейчас в арцахском вопросе мы достигли некоего пункта, который получше, чем ситуация 1988 года. Так что нужно ставить сверхзадачи. Это касается и внутренних проблем, например, в сфере науки. Нужно в первую очередь развивать точные науки - физику, математику и химию. Для развития в этих направлениях должны выделяться серьезные бюджетные средства, ведь без точных наук нация превращается в стаю. У нас есть хорошая база для развития физики - атомная станция в Мецаморе, которая сама по себе является институтом. Одна из самых лучших в мире обсерваторий действует в Армении. Такая сильная страна, как Иран, мечтает иметь атомную станцию. Что касается химии, то у нас был завод по производству каучука "Наирит", который ощутимо укреплял позиции Армении в промышленности. Сегодня же в президентской гонке участвует кандидат (экс-премьер-министр Армении Грант Багратян - ред.), который уничтожил промышленность и заявляет, что он начал реформы и сам должен их закончить. На самом деле "Наирит" был закрыт, и американским производителям была дана возможность лидировать в этой области в мире. Сегодня мы импортируем из разных стран мира просроченные удобрения, которые можем производить сами. Достаточно одного химического комбината, который есть у нас в городе Ванадзор. Вместо этого сейчас в Ереванском госуниверситете на грани закрытия находится факультет химии, так как нет абитуриентов.

Такая ситуация здесь на руку Западу, который желает превратить нас в потребительское общество, которое будет предоставлять услуги развлекательного характера. На этом фоне, когда говорят, что каким должен быть выбор Армении - ЕС или ЕврАзЭС, просто смешно. Что дал ЕС Армении, кроме гомосексуалистов? Ничего. Что мы брали от Европы и что можем взять, если сама Европа спаслась от лап инквизиции благодаря Ренессансу, пришедшему с Востока. Отцами ренессанса были представители Павликского и Тондракского движений, которые брали начало в Армении.

ИА REGNUM: Обратимся к Ирану. ИРИ довольно специфическая страна. Есть определенные проблемы и в этом направлении. В частности, рынок этой страны не совсем открыт для Армении, а сам Тегеран находится под санкциями Запада. Какое у вас есть видение по этой части?

Специфическим является не Иран, а власти Армении. Я всегда удивляюсь, как может президент или глава МИД Армении не быть знакомым с текстами Корана. Иранцы для наших властей не понятны, так как они даже не знакомы с их религиозными представлениями и генезисом. С генетической точки зрения персы - наши братья, и никаких проблем в отношениях с ними нет. Во время войны в Арцахе Иран это доказал. Будучи исламской страной, она даже не закрыла перед Арменией границу, хотя армяне воевали с азербайджанцами, которые исповедуют ислам.

Иран для нас также огромный рынок, в том числе для экспорта мясопродуктов. Это блестящее доказал брат действующего президента, который занимался с Ираном торговлей овцами. Однако вместо того, чтобы развивать наше производство и осваивать иранский рынок, мы с 1990-х гг. его "закопали" и сейчас сами импортируем продукцию соседского производства. На самом деле главной задачей для меня в течение предстоящих 5 лет является возрождение отношений с Ираном, их развитие до той степени, чтобы стало возможно заключить с Тегераном военно-политический союз, по аналогии с армяно-российским. Этому никто не может противостоять, даже США. У этой страны свои интересы, у нас свои. Нам нечего терять, США не обеспечивают здесь нашу безопасность. Что может сделать нам США? Не будет предоставлять ежегодную сумму в размере $60 млн на военные расходы. Смешно. Может после этого Армения станет серьезным фактором, и к ней начнут относиться более серьезно? Здесь опять возникает вопрос легитимности президента, который сам справедлив и может проводить внешнюю политику в соответствии интересам своего государства.

ИА REGNUM: Каким, на ваш взгляд, должны быть армяно-российские отношения? В этой области нужно внести корректировки?

Здесь все зависит от Армении и позиции властей страны. Смотрите, в октябре прошлого года президент Саргсян был в отпуске, но его вызвали в Москву, и он, несмотря на свой отпуск, бросил все и поспешил туда для получасовой встречи по вопросу вступления Армении в ЕврАзЭС. Почему? Кто имеет право вызвать президента к себе, притом что он в отпуске? Президент едет в Париж, и его в аэропорту встречает помощник замминистра иностранных дел Франции. Как вы считаете, обратная ситуация возможна? Если президент разрешает, чтобы к нему так относились, кто в этом виноват? Так что в армяно-российских отношениях нужно работать на достижение баланса. Это также исходит из интересов Москвы, так как есть огромный нераскрытый потенциал особенно в области военной промышленности и экономики. В свое время при СССР многие военные объекты работали по армянским программам. Кроме того, сейчас вопрос Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане закрыт для России, так что мешает строить такой комплекс в Армении? Все разговоры о том, что Россия разрушается - блеф. Эта страна неделю назад спустила в воду атомное подводное судно и планирует выпустить еще 6 таких же в ближайшие 3-4 года. У нас есть огромный потенциал, но его не удается раскрыть, так как власть безвольная и занята исключительно тем, что выполняет распоряжения из США.

ИА REGNUM: В последнее время довольно активно обсуждается тема выбора Армении между ЕС и ЕврАзЭС. Какова ваша позиция по этому вопросу? Не опасно ли для Армении сотрудничать только с одной из этих структур?

Выбор Армении - ЕврАзЭС. Это, в первую очередь, близко. Это и огромный рынок. Экономические связи здесь существуют традиционно. ЕС никогда не допустит, чтобы армянские товары попали на его рынок. Здесь действует только одно европейское производство в сфере коньяка, однако и здесь есть вопросы. Завод покупает сырье у сельчан по очень низким ценам. Разве компания "Перно Рикар", которая владеет Ереванским коньячным заводом, может купить виноград у французских фермеров по такой цене? Конечно, нет. Они утопят свой урожай в море, но по такой цене не продадут. В Армении же действует схема США XIX-го века - плантации, где работали рабы. Таким образом, здесь имеет влияние только Запад, а воздействие России сведено почти к нулю.

Сейчас 7 из 8 кандидатов в президенты являются сторонниками Запада. Сейчас курс Армении в ЕС четко поставлен, и Ереван придерживается его. У этого явления, кстати, исторические корни. В начале XX века у армян был выбор между предложениями большевиков по созданию большевистской Армении и планом президента США Вудро Вильсона. Тогда после долгих переговоров в Москве не пришли к согласию. Выбор армян остановился на Западе. Тогда Кемаль Ататюрк быстро сориентировался на большевистскую Россию. В 1920 году Армения потеряла свои земли в результате набега турецких войск. Тогда ответ Европы на просьбу армян помочь был, мол, "наши корабли не могут подняться на кавказские горы". Выбор в пользу ЕС непонятен также в силу отсутствия общей границы.

ИА REGNUM: У Армении с Россией тоже нет общей границы.

В рамках Евразийского союза вопрос сухопутной границы можно довольно быстро решить, если восстановить наши исторические территории. Можно также через Грузию и Азербайджан. Наш выход на Россию будет проложен через территории этих стран, я в этом даже не на секунду не сомневаюсь. Кроме того, в отличие от Европы, Россия не смотрит на Армению в качестве второсортного государства. Сухопутная граница между Арменией и Россией - это тактическая задача, стратегическая же цель - создание союза Армения, Россия, Иран и Индия. Центром этого союза должна стать Армения. С такой инициативой я выступлю, и это является императивом нашего времени. Именно поэтому я ставлю вопрос воссоединения Нахичевана, откуда есть железная дорога в Иран, к Армении. Мы будем восстанавливать великий Шелковый путь. Армения будет центром этого союза, поскольку это самая маленькая страна, и никто не будет этому противиться. То же самое делает НАТО - центральный офис этой структуры находится в маленькой Бельгии.

ИА REGNUM: Последний вопрос: как вы относитесь к визиту Бидзины Иванишвили в Армению? По неофициальным сообщениям, кстати, вскоре планируется визит президента России Владимира Путина в Ереван.

Очень негативно, поскольку в предвыборный период визиты подобного рода в Ереван означают прямое содействие действующему президенту. Это воздействие на электоральные настроения в Армении, которые довольно сильно ориентированы на стимулы извне. Официальные визиты в предвыборный период нужно прекратить. Сейчас визит Путина преследует одну цель - чтобы Сарж Саргсян получил добро Москвы на переизбрание.

Ереванское бюро ИА REGNUM