Грузино-осетинская встреча экспертов под эгидой Запада в Ереване: выступление грузинского участника

Ереван, 18 января 2013, 15:59 — REGNUM  На прошедшей в Ереване 12-13 января 2013 года под эгидой западных неправительственных организаций встрече между представителями грузинской и югоосетинской гражданских обществ выступили с докладами представители общественности и эксперты из Грузии, Южной Осетии, России и США. Представляем вниманию читателей ИА REGNUM доклад "Социально-политическое развитие в Грузии" грузинского эксперта по кавказским проблемам Георгия Гвимрадзе.

"1 октября 2012 года можно назвать вехою в истории социально-политического развития Грузии. В этот день состоялись парламентские выборы, и впервые в истории независимого государства (после распада СССР) общество сменило власть посредством выборов. Парламентские выборы минувшего года назывались главным вызовом и экзаменом для страны и его дальнейшего политического развития. Грузия могла сделать маленький, но очень важный шаг, может даже в определенном смысле первый шаг в сторону избирательной демократии (что само собой не значит уже быть таковой), или же из "гибридной демократии", как ее часто называли, перейти к явно авторитарному режиму правления.

Перед выборами появился еще один вызов или экзамен общественного характера, который определенно создал опасность для проведения самых выборов. Речь идет о тюремном скандале во второй половине сентября. Скандал вызвал весьма резкую, но легитимную протестную реакцию грузинской общественности. В Тбилиси прошли многотысячные акции с требованием наказать виновных и отстранить от должности министров внутренних дел и пробации. Была возможность дальнейшей радикализации протеста, к чему добавлялись отдельные провокации с целью перенести политический процесс на улицу и тем самым сорвать выборы, что было на руку предыдущему правительству. С одной стороны, оно имело некоторый опыт подавления протестов, как это было 7 ноября или 26 мая, или могло дать людям выпустить пар, не обращая на протест внимания. С другой стороны, на фоне протеста она была в априори проигрышном положении на выборах.

Таким образом, грузинское общество стало перед серьёзным экзаменом. Оно могло пойти путем радикализации или перенести протестный настрой в избирательное действие. В результате состоялись выборы с итогами которого так или иначе, все стороны согласны, что для Грузии также непривычно. У страны новый парламент, а что более интересно, несмотря на то что конституция этого не требует, и новое правительство.

Что реально получила Грузия? На первый взгляд, кажется, что политический расклад сил весьма демократичен. Есть правящая партия, которая после победы на выборах сформировала кабинет министров, и есть сильная оппозиция (по крайней мере, об этом говорят полученные на выборах проценты). Многие называют эту ситуацию "двоевластием". С одной стороны премьер-министр с большинством в парламенте и полным кабинетом министров, а с другой - президент с высокими конституциональными полномочиями, представителями на муниципальном уровне и парламентским меньшинством. Но в реальности, можно сказать что страна фактически почти годом раньше перешла к тем конституциональным поправкам, которые должны вступить в силу после выборов президента в октябре 2013 года. Несмотря на то, что президент в рамках закона может вызвать политический кризис, как отмечают эксперты, это станет его политическим самоубийством.

Таким образом, сегодня в стране фактически первым лицом является премьер-министр, а президент, как он сам отметил, перешел в оппозицию, что само собой аберрация. А что касается парламентской оппозиции, то надо отметить, что ее количество с каждым днем уменьшается. Несмотря на то, что в парламенте у "Грузинской мечты" 83 депутата, когда им пришлось одолеть вето президента по закону об амнистии, надо было 89 голосов, а они набрали 91.

"Национальное Движение" постепенно теряет большинство и на муниципальном уровне. Это можно было предвидеть, и многие эксперты с уверенностью говорили, что если партия президента проиграет, то многие начнут оттуда уходить в партию победителя, что реально и является одной из серьезных проблем грузинской политической системы. Это ещё раз доказывает, что в Грузии все еще нет политических объединений вокруг ценностей и идеологии. Люди просто хотят быть в большинстве, а не оставаться верными идее, пусть даже если эта идея не востребована. Но тут и другая проблема, которая связана с самой оппозицией. "Национальное Движение" уже давно не придерживается тех ценностей и идей, с которыми она пришла во власть после "революции роз". В первые дни своего правления это была партия молодых реформаторов, секуляристов, демократов с либертарианскими предубеждениями. Но перед выборами 2012 года партия предстала перед избирателям не просто как левая, но даже их обещания и действия были более похожи на коммунистические с клерикальным уклоном. А сама структура партии постепенно трансформировалось в весьма эклектичное сообщество, единственной целью которого стало стремление как-то оказаться в большинстве, а у лидеров - любыми средствами остаться при власти.

Надо отметить, что и новая коалиция весьма эклектична. Но ее эклектичность с одной стороны говорит о том, что ситуация перед выборами была ненормальной (для объективности надо сказать что она до сих пор остается такой). В нормальной ситуации такие коалиции не образуются. А с другой, эта эклектичность дает надежду на то, что "Грузинская мечта" не превратится в партию-монолит, и парламент не станет однопартийной системой, если даже нынешнее меньшинство не сможет в дальнейшем ей оппонировать.

Одним из важных вопросов нового политического порядка является внешняя политика. Новое правительство, несмотря на предвыборные обвинения оппонентов, продолжает путь предыдущих властей на евро-атлантическое сближение. На важные посты были назначены лица из одной политической группы, в прозападном мировоззрении которых невозможно сомневаться и которые имеют богатый опыт работы в дипломатической сфере. Особенно в евро-атлантическом пространстве.

Кроме того, новое правительство поставило перед собой весьма трудную задачу - выстроить отношения с Россией. Скептики утверждают, что вступление в НАТО и параллельное развитие отношений с Россией невозможно, но надо отметить, что у Грузии нет другого выбора. Она не может отказаться от своей прозападной ориентации, но и не может не выстраивать отношений с Россией. В силу этого был назначен спецпредставитель премьер-министра по вопросом переговоров с РФ - Зураб Абашидзе. Человек он весьма опытный, в том числе и по России. Уже состоялась первая встреча г-на Абашидзе с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Особых ожиданий от встречи объективно не было, но важно то, что с обеих сторон слышны позитивные высказывания.

Еще одна важная тема которую надо затронуть - это грузинская общественность. Как уже было отмечено, она сдала весьма важный экзамен как в политическом плане (выборы), так и на гражданском уровне (своей адекватной реакцией на тюремный скандал). Но она до сих пор остается постсоветской и переживать это ей придется еще долго. Процесс десоветизации предыдущим правительством в стране проходил насильно, он был схож с процессом борьбы большевиков с буржуазией. Полная демонизация прошлого, даже досоветского периода. Но факт в том, что этот процесс необходимо пережить, а не гнать. Поэтому многие реформы, которые кажутся реализованными, реально не институционализированы, т.е. они не перешли в свойство общественности. До сих пор, в обществе нет конкретного понимания, что такое независимость, как ее употреблять и какой должна быть эта независимая Грузия. Можно сказать, что Грузия свою независимость получила внезапно, в результате распада СССР и оказалась не готовой к ней. Были люди, чиновники того времени, которые наверное не могли себе представить развал Союза, и для них не было нужды думать о независимом будущем. С другой стороны, для некоторых независимость была самоцелью, и поэтому они не имели представления как ею воспользоваться. Конечно, было и меньшинство, которое так или иначе думало о том, какой должна быть Грузия. Но эта часть общества в то время была маргинализована, и до сих пор не удалось ее реабилитировать на общественном уровне. В итоге, получение независимости при полной неготовности к ней обернулось для страны тем, что до сих пор нет общественного консенсуса по вопросу - какую страну мы строим и как?

Также надо отметить, что грузинское общество весьма традиционно и клерикально, что мешает формированию гражданской нации. В последний период мы даже наблюдали обострение отношений между мусульманами Грузии и православным населением. Утверждалось, что это было результатом провокации, но даже если это так, надо сказать, что конфликт имеет свою почву и даже настолько плодородную, что может разгореться без посторонней помощи.

Что касается осетино-грузинского конфликтов. Над этим вопросом Грузии надо размышлять в двух главных направлениях. Первое - это весьма важный фактор России, который надо учитывать, и это дополнительная мотивация для страны выстраивать отношения с северным соседом. Конечно, не надо питать ложных надежд (их, впрочем, нет объективно), что, наладив отношения с Россией, Грузия восстановит территориальную целостность. Но без исключения негативного фактора РФ в этих конфликтах их невозможно урегулировать. А фактор России, по крайней мере для Грузии, в этих конфликтах всегда был негативным.

Второе направление - это собственно выстраивание отношений со стороной конфликта. Ошибочным было исключение этого фактора и апеллирование лишь к проблеме грузино-российского противостояния. Также ошибкою оказалось убеждение грузинской общественности в том, что главное наладить отношения с абхазами и с осетинами, и проблемы решатся сами собой. Оба конфликта нуждаются в индивидуальных подходах. Особенность этого конфликта состоит в том, что осетины более всех остальных были близки к грузинской общественности. Ошибок в этом направлении было допущено много - как политических, так и человеческих, что важнее. То, что у Южной Осетии меньше ресурсов для самостоятельности, чем у Абхазии, не надо воспринимать как возможность прижать осетин к стене и заставить их выбирать из двух зол наименьшее.

Главной задачей для Грузии сегодня, особенно после августа 2008 года, является восстановление доверия и исключение в осетинском обществе восприятия Грузии в качестве врага. Для этого необходимо систематизировать на политическом уровне демократические институты, а на общественном - формировать понятие гражданской нации. Необходимо также, чтобы в грузинском обществе проходили дискуссии на тему целей и ресурсов достижения примирения. Часто имеет место смешивание этих понятий, и целью называются возможности их достижения. Так, территориальная целостность не цель, а ресурс. В реальности ресурс, т.е. территория, превратилась в цель для грузинского общества, что и не дает ей покоя. А если целью обозначить людей и их благосостояние, что и должно быть одной из главных целей нормального государства, то в таком случае можно отойти от термина территориальная целостность и зафиксироваться на идее, которая будет ориентирована на людей, проживающих на той или иной территории".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?
NB!
30.03.17
Глава Финляндии решил узнать, как выглядит мир с точки зрения Путина
NB!
30.03.17
Киев — Польше, Словакии и Румынии: «Грузия научит ВСУ воевать в горах»
NB!
30.03.17
«Дефицит госбюджета вырос на 50% из-за блокады»: обзор экономики Украины
NB!
30.03.17
Умирающая углепромышленность Украины: Свой уголь стоит, как импортный
NB!
30.03.17
Украинский капкан
NB!
30.03.17
The Daily Express: «Британия вновь стала самостоятельной»
NB!
30.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 30 марта
NB!
30.03.17
Эстония: Русофобия – стержень государства
NB!
30.03.17
Министры из Прибалтики просили США вооружить Украину против России
NB!
30.03.17
Влияние курса нацвалюты на экспорт по оценке Нацбанка Казахстана: отчет
NB!
30.03.17
Швед получил письмо, адресованное Путину
NB!
30.03.17
«Посол Испании в Киеве за свои слова о России не ответил»
NB!
30.03.17
Путин высказался о несогласованных митингах 26 марта
NB!
30.03.17
Путин: Россия рада климатическим изменениям в Арктике
NB!
30.03.17
Восемь интересных фактов о доходах государственного бюджета Казахстана
NB!
30.03.17
Путин: «читайте по губам: No»
NB!
30.03.17
«Дорогой рубль просто кому-то нужен»
NB!
30.03.17
Банкротство Westinghouse — трезвым взглядом
NB!
30.03.17
Глава ФМБА обвинил WADA в двойной игре