13 января 2013 года в статье "Оборона может потребовать совместное владение военными технологиями на Севере" в издании Dagens Nyheter министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт и министр обороны этой страны Карин Энстрём изложили свое видение общей оборонной политики Северных стран. Статья, по-видимому, содержит пункты, включенные в правительственный доклад по внешней политике и политике безопасности Швеции.

Шведы согласны с тем, что Северным странам, под которыми подразумеваются государства скандинавов + Финляндия, следует объединить усилия в области внешней политики, национальной безопасности и обороны. "Мы будем активизировать наши усилия в Арктическом совете. В то же время Швеция в настоящее время также берет на себя председательство в совете министров Северных стран, а также участвует в неформальном внешнеполитическом сотрудничестве Северных и Балтийских стран... Нашей целью является дальнейшее развитие сотрудничества на основе предложений о сотрудничестве в области политики безопасности и внешней политики, которые в 2009 году были представлены в так называемом докладе Столтенберга", - заявили в означенной статье шведские министры.

Совместное владение военными ресурсами, технологиями и техникой - таково новое предложение министров иностранных дел и обороны Швеции. "Совместное обладание военным потенциалом и ресурсами, объединение и совместное использование являются центральным элементом шведского видения Северного оборонного сотрудничества", - объявляют ответственные за внешнюю политику и политику безопасности шведские министры.

Очевидно, что за подобного рода предложениями стоит сильный военно-промышленный комплекс Швеции, заинтересованный в расширении заказов и объединении оборонных предприятий и лабораторий других скандинавских стран и Финляндии под своим главенством.

В своем комментарии шведские министры намекнули на Россию, как основного противника в приарктическом регионе Северных стран: "Швеция заинтересована в укреплении ценностей, которые мы связываем с современным демократическим обществом. Речь идет о правах человека, свободе и верховенстве закона. В сотрудничестве с нашими северными друзьями, мы можем получить большее влияние на наши общие ценности".

Интересна последовавшая мгновенная и противоречивая реакция финской стороны, к которой собственно и адресовано было, в первую очередь, предложение шведов. В воскресенье 13 января 2013 года в интервью финскому порталу телеканала Yle ("Юле") министр обороны Финляндии Карл Хаглунд (Шведская народная партия) заявил: "Разумеется, на практике это означает, что нам следует иметь какое-то соглашение об обороне со Швецией, поскольку речь зашла о важнейшем потенциале, например, в военно-морском флоте или военно-воздушных силах". Министр Хаглунд высказал мнение, что общие "технологии" для обороны потребуют детального разделения деятельности между Финляндией и Швецией. Он отказался уточнить, как это будет выглядеть на практике, помимо упоминания примера разделения ответственности за наблюдением за морем и за воздушным пространством.

"Именно поэтому требуется государственное соглашение или оборонный союз. Я лично не исключаю такой возможности. Однако это будет возможно, не через два года", - предположил министр обороны Финляндии, добавив, что проблемой является "основной вопрос принципа", поскольку в подобного рода сотрудничестве не должны участвовать северные страны-члены НАТО. "Для Финляндии и Швеции, это было бы возможно в теории, если политическая воля будет найдена", - подытожил Хаглунд. Далее он сослался на опросы общественного мнения, согласно которым большинство финнов выступают в пользу оборонного сотрудничества Северных стран.

Хаглунд, отмежевавшись от членов НАТО - Норвегии, Дании и Исландии, посчитал, что шведы предлагают Финляндии "оборонный союз" или "оборонное соглашение".

Спустя день во вторник 15 января 2013 года в утренней телепрограмме первого канала Yle "Ааму-Тв" Хаглунд сообщил, что он надеется получить от своего шведского коллеги дополнительную информацию о предложенном сотрудничестве в области обороны. На четверг 17 января 2013 года запланирован визит министров иностранных дел и обороны Финляндии в Швецию для встречи с их шведскими коллегами.

Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя также публично сообщил в минувший уикенд свое видение ситуации. Он посчитал возможным совместное владение военными технологиями. Однако он подчеркнул, что совместное владение предполагает соглашение о том, как применять эти технологии. По мнению Туомиойи, последнее предложение шведских министров ничего нового не содержит. В статье шведов, полагает Туомиоя, констатируется множество мер, уже реализованных Финляндией и Швецией. Сотрудничество Финляндии и Северных стран носит весьма практический характер. В качестве примера министр иностранных дел Финляндии назвал совместные военные учения, совместную военную подготовку, совместные закупки, а также сотрудничество в области кризисного урегулирования и патрулирования. "Иногда в этом сотрудничестве принимают участие все скандинавские страны, а иногда только две страны", - сделал вывод Туомиоя.

Черту под высказыванием своих подчиненных по правительству в понедельник 14 января 2013 года подвел сам премьер-министр Юрки Катайнен (Коалиционная партия). Он заявил, что не считает актуальным вопрос о возможном создании оборонного союза между Финляндией и Швецией. Тем не менее, премьер-министр считает важным развитие сотрудничества между двумя странами в области приобретения военных технологий. "Дискуссии вокруг оборонного союза на данный момент не являются актуальными. Может быть, они никогда и не будут актуальными. Теперь следует сосредотачиваться на практическом сотрудничестве", - сказал Катайнен в ходе своего визита в Йоенсуу. Катайнен считает целесообразным сотрудничество при проведении военных учений и приобретении военных технологий. Он подчеркнул, что Финляндия, помимо Швеции, имеет разнообразное сотрудничество также со странами-членами НАТО. "Сотрудничество в области оборонной политики возможно без членства в оборонных союзах", - отмечает Катайнен. В соответствии с обнародованным недавно докладом правительства Финляндии по внешней политике и политике безопасности, Финляндия самостоятельно отвечает за свою обороноспособность во всех секторах обороны.

Президент Финляндии Саули Ниинистё 16 января 2013 года во время посещения финского города Лаппеенранта отверг какие-либо разговоры об оборонном союзе Финляндии и Швеции. По словам Ниинистё, шведы ничего подобного и не предлагали. По его мнению, речь шла о совместном скандинавском владении оборонными технологиями. В целом, Ниинистё в Лаппеенранта не проявил желания участвовать в дальнейшем обсуждении данной темы.

В проходящую дискуссию об оборонном сотрудничестве Швеции и Финляндии не преминул вмешаться министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт, который 14 января 2013 года на семинаре по вопросам оборонной политики и политики безопасности Швеции в городе Сэлен высказал мнение, что Финляндии и Швеции следует вступить в НАТО, чтобы они также смогли участвовать в блоке в совместном принятии решений. Швеция дала т. н. "обещание солидарности", то есть страна обязалась в случае нападения оказать помощь странам ЕС и Северным странам. У Паэта спросили, разве он не доверяет этому обязательству Швеции. "Уровень доверия - 99,9%, - ответил Паэт, - а если бы Швеция была членом НАТО, уровень доверия повысился бы до 100%".

Можно подвести итог дискуссии вокруг шведских предложений в области совместной оборонной политики Северных стран. Стало очевидным, что Финляндия ведет двойственную политику в отношении Северного оборонного сотрудничества. С одной стороны, финны явно заинтересованы в его развитии. Они готовы и дальше принимать участие в совещаниях Северного союза, посвященных оборонной тематике. С другой стороны, финны демонстрируют, что они не хотели бы связывать себя формальными договорами. При этом отметим, что уровень военного сотрудничества Финляндии с НАТО и скандинавскими странами на порядок выше ситуации, существовавшей до 1992 года. В частности, в 2000-е годы это выразилось в регулярном участии финских военных в совместных военных учениях со странами НАТО Cold Response в арктических областях Норвегии.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM