Геополитика: "Выработка Россией и Украиной единой позиции по Приднестровью могла бы заметно стабилизировать ситуацию в регионе". Политика: "Переезд жителей Молдавии в Приднестровье становится модной тенденцией". "Бюджетный кризис": "Действия правительства укладываются в логику провоцирования выражения ему недоверия и, как следствие, роспуска парламента".

Геополитика: "Выработка Россией и Украиной единой позиции по Приднестровью могла бы заметно стабилизировать ситуацию в регионе"

Состоявшийся 13-14 января визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на Украину по ряду объективных причин имеет большое значение для Приднестровья, пишет ИА "Новости Приднестровья". В конце ноября прошлого года президент ПМР Евгений Шевчук утвердил Концепцию внешней политики, первый и главный пункт которой нацеливает руководство республики на развитие тесных связей с руководством Российской Федерации и интенсификацию интеграционных процессов, реализуемых под эгидой страны-правопреемницы Советского Союза (Сегодня РФ реализуются интеграционные проекты: СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, в последующем планируется появление Евразийского экономического союза как платформы для создания Евразийского союза). Стоит отметить, что данная позиция приднестровских властей опирается на результаты всенародного референдума 2006 года, когда граждане ПМР проголосовали за независимость страны и последующее её сближение с Россией (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии "и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации" - прим. ИА REGNUM).

В то же время и нынешнее руководство Молдавии уже давно определилось со своими геополитическими пристрастиями, продолжает ИА "Новости Приднестровья". В РМ с приходом к власти унионистов об изменении вектора внешней политики в сторону укрепления связей с Москвой говорить не приходится. Как и прежде в ранг национальной идеи в соседнем государстве возведён курс на евроинтеграцию. "Русские открыто говорят, показывают нам, что мы находимся в сфере их влияния. У нас есть свои интересы. В этой связи мы также нуждаемся в поддержке наших европейских партнеров", - подливает масло в огонь в декабрьском интервью европейским журналистам президент Молдавии Николай Тимофти.

Но вернемся к встрече министра иностранных дел РФ с главой украинского внешнеполитического ведомства, пишет ИА "Новости Приднестровья". Безусловно, от этой встречи зависит многое, включая аспекты геополитики, и вплоть до вопросов, которые напрямую затрагивают интересы приднестровских граждан. Здесь также следует напомнить, что в новом году Украина исполняет функции председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Что вкупе со статусом страны-гаранта в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, безусловно, накладывает на Киев дополнительные обязательства. В этой связи выработка Россией и Украиной единой позиции по Приднестровью могла бы заметно стабилизировать ситуацию в регионе.

Кстати, на то, что у обеих стран здесь имеются определенные интересы, ссылалась и глава МИД ПМР Нина Штански на декабрьском заседании пресс-клуба "Разговор без купюр", продолжает ИА "Новости Приднестровья". "Ни Москва, ни Киев не заинтересованы в румынской экспансии, и здесь можно было бы объединить усилия. Также Украина и Россия имеют интересы в военной плоскости: они совместно участвуют в миротворческой операции на берегах Днестра (Украина не имеет воинского контингента в миротворческой операции на Днестре, от нее участвуют 10 военных наблюдателей - прим. ИА REGNUM). Есть точки пересечения и в экономике. В Приднестровье немало предприятий, где собственниками одновременно являются и российские, и украинские инвесторы. Для того чтобы эти предприятия работали нормально, нужно нормальное железнодорожное и автомобильное сообщение", - подчеркнула тогда руководитель приднестровского внешнеполитического ведомства.

Тем не менее, на Западе, как и на Украине, перспективы сближения стран оцениваются не столь однозначно, пишет ИА "Новости Приднестровья". В 2012 году заявления ряда украинских политических деятелей относительно вопроса участия страны в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана звучали достаточно резко. "Выбор в пользу евразийских надстроек означает превращение нашего государства в Абсурдистан, поскольку большая половина населения хочет идти в Европу", - пишет в авторской статье в "Зеркало недели. Украина" депутат Верховной рады Виктор Балога. Однако здесь депутат явно лукавит, говоря о "европейском выборе" украинцев. Результаты исследования, проведённого в 2012 году Центром "Социальный мониторинг", показали, что 46% населения считают, что Украина должна стать полноправным участником Таможенного союза. При этом 35% опрошенных считают, что Украина должна заключить договор о Зоне свободной торговли и политической ассоциации с Европейским союзом с последующим вступлением в ЕС, а 19% - не определились со своей позицией. Причем среди определившихся превалируют сторонники Таможенного союза (57%), сторонников заключения договора о Зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС - 43%. По данным другого соцопроса, проведенного украинским отделением Института изучения рынка и общественного мнения IFAK также в минувшем году, 54 процента респондентов полагают, что правительство Украины должно развивать отношения в первую очередь с Россией и другими странами СНГ. Отношения с государствами-членами ЕС назвали приоритетными только 36 процентов.

Более радикален в данном вопросе экс-министр обороны Украины во времена Виктора Ющенко Анатолий Гриценко, продолжает ИА "Новости Приднестровья". "Если власть сейчас закроет европейскую интеграцию и поведёт нас дружными рядами в Евразийский союз, это может привести к разделу страны и исчезновению Украины в нынешнем её виде с карты Европы, без всяких преувеличений", - заявляет он.

Но наиболее показательна реакция на интеграционные процессы в рамках постсоветского пространства правящих кругов ЕС и Соединенных Штатов Америки, пишет ИА "Новости Приднестровья". "Это будет огромным шагом назад для Украины. И это - совершенно очевидно", - заявил официальный представитель по вопросам внешней политики правящей в Германии Свободной демократической партии, депутат Бундестага Райнер Стиннер. "Мы будем смотреть на интеграцию Украины в ТС как на большой шаг назад в отношении украинских амбиций приблизиться к Европейскому союзу", - добавил он.

Сработали главные законы физики. Повышенный интерес Запада к Украине объясняется активизацией РФ на данном направлении внешней политики, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Кстати, за последние несколько месяцев Вашингтон и Брюссель предложили Украине больше чем за 21 год её независимости. "Европарламент приветствует подписание изменённого соглашения об упрощении оформления виз между Европейским союзом и Украиной, которое вводит чёткие улучшения в выдаче виз для украинских граждан по сравнению с ныне действующим соглашением; призывает Совет улучшать диалог ЕС-Украина по либерализации виз накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре 2013 года", - говорится в принятой в декабре на сессии Европарламента в Страсбурге резолюции относительно ситуации на Украине. Более того, через пару недель Евросоюз выразил намерение к 2014 году установить с Украиной безвизовый режим.

Переход к открытым действиям Запада выражается и в его намерении всё-таки предоставить Украине ассоциированное членство в Европейском союзе (13 марта 2009 года в представительстве Европейской комиссии в России ИА REGNUM сообщили, что такого понятия, как "ассоциированное членство" в базовых документах ЕС нет. Представители Еврокомиссии отметили, что государства, заключающие тот или иной вид соглашения об ассоциации с ЕС "являются участниками определённого процесса, но слово "членство" нигде не упоминается". "У ЕС есть члены, а также страны-кандидаты и страны-потенциальные кандидаты. Поэтому слово "членство" употреблять не стоит", - подчеркнули в представительстве Еврокомиссии в Москве. Как отметили в Еврокомиссии, соглашение об ассоциации не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе. "По отношению к ЕС отдельная страна может быть либо его членом, либо нечленом, либо действующим или потенциальным кандидатом на вступление. "Ассоциированным членом" ЕС государство быть не может", - подчеркнул представитель Еврокомиссии - прим. ИА REGNUM). Соответствующий документ планируют подписать уже в ноябре 2013. Кроме прочего, Киеву намекают о реальности получения крупного транша от МВФ. Между тем в США весть о возможном сближении Москвы и Киева и вовсе встречают в штыки, видя для себя угрозу. И что говорить, повышенное внимание к "этому" со стороны Запада вполне оправданно. На фоне углубившегося кризиса в еврозоне, возросшая привлекательность экономически стабильных стран, входящих в ТС, не может не волновать европейских и заокеанских "партнёров" России. Безусловно, Брюссель и Вашингтон видят в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве реальную угрозу и сильного конкурента. Поэтому, вне зависимости, будет ли это новое межгосударственное образование подобием Советского Союза, либо совершенно иным типом интеграции, основанным на экономическом сближении и взаимодействии, Штаты и ЕС будут и впредь предпринимать попытки, чтобы помешать его созданию.

Однако, вопреки сложившемуся представлению, что без США не решается ни один вопрос и ни одна проблема мировой политики, грубо навязывать свою волю Украине вряд ли получится, пишет ИА "Новости Приднестровья". Официальный Киев уже приступил к поиску форм взаимодействия с Таможенным союзом. Об этом заявил в начале января (4 января - прим. ИА REGNUM) и президент Украины Виктор Янукович. "Считаю, что Украине стоит рассмотреть возможность адаптации в национальном законодательстве тех норм Таможенного союза, которые бы не противоречили нашим международным обязательствам. Сейчас над этим вопросом работают эксперты с обеих сторон", - заявил президент Украины. Такая позиция вполне предсказуема, ведь жертвовать своими экономическими интересами в угоду чьих-то геополитических выгод сегодня мало кто хочет. Современный мир - это своего рода общественный транспорт, ездишь в котором и замечаешь табличку (а если не заметишь, то на словах объяснят): "За спасибо - спасибо, за проезд - деньги". Потерять экономику - значит лишиться суверенитета (К "поиску форм взаимодействия" с ТС Киев начал "приступать" еще до его появления и "приступает" на протяжении всего времени его существования. Предлагаемый Украиной формат сотрудничества с ТС "3+1" был отвергнут Россией, которая настаивает на полноценном членстве или отсутствии любых преференций в торговле с союзом. Более того, посол России на Украине Михаил Зурабов в конце декабря 2012 года заявил, что окончательное решение по этому вопросу Киеву необходимо принять в течение полугода. А уже в январе 2013 года, как раз накануне визита Лаврова на Украину, 10 января спикер Верховной рады от Партии регионов Владимир Рыбак заявил, что "Украина не будет менять европейский вектор развития" и "о вступлении Украины в Таможенный союз речь не идет". А глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов, комментируя 11 января готовящееся Верховной радой постановление о поддержке евроинтеграционных устремлений Украины, заявил: "Речь идет о политическом документе. Это дает еще раз сигнал европейским странам, что то, что предписано законом в направлении нашей международной деятельности, остается в силе, и новоизбранный парламент нынешнего созыва придерживается той же точки зрения". В тот же день украинский премьер Николай Азаров провел совещание правительства относительно выполнения министерствами и ведомствами задач плана действий по ассоциации с ЕС, в ходе которого подчеркнул, что безусловное выполнение согласованных с европейскими партнерами задач, целью которых является введение безвизового режима, создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений и в целом подписание соглашения об ассоциации с ЕС - это приоритет деятельности его правительства - прим. ИА REGNUM).

А что особо примечательно, к этому же выводу пришли даже стратегические партнеры Вашингтона в Восточной Европе, продолжает ИА "Новости Приднестровья". "Нужно позаботиться о своих людях. С Россией у нас очень тесные экономические отношения. Мы покупаем газ, очень много газа, и электричество, и нефть. Это сотрудничество нам много даёт. Из Америки мы газ не подключим", - подчеркнул недавно спикер сейма Литвы Видас Гедвилас. Не ровен час, что на сближение с Россией по тем же, в первую очередь, экономическим мотивам, пойдут и другие страны постсоветского пространства. Ведь, действительно, метко сказал главный литовский парламентарий, что из-за океана они "газ не подключат".

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что последствия встречи в Киеве (встреча глав МИД России и Украины Сергея Лаврова и Леонида Кожары проходила в Черновцах - прим. ИА REGNUM), возможно, дадут ответ на вопрос, пойдет ли Украина по пути развития конкурентоспособного промышленного и научно-технического потенциала на базе финансовых и природных ресурсов стран Таможенного союза, либо в ущерб своей экономике уступит чаяниям политиков Запада, пишет ИА "Новости Приднестровья". Со стопроцентной уверенностью можно сказать лишь одно: при любых раскладах изменения отразятся на Приднестровье, подводит итог издание.

Политика: "Переезд жителей Молдавии в Приднестровье становится модной тенденцией"

Закончился 2012 год - год, который изменил Приднестровье, пишет РИА "Днестр". В некотором смысле. На самом деле, ничего совсем уж фундаментального по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями не произошло. У власти в Тирасполе укрепилась новая группировка, расчистила себе дорогу к большим деньгам. ПМР как коммерческий проект, по-прежнему, благополучно функционирует на радость очередным его "владельцам".

Нынешний год продемонстрировал истинные потребности Кремля в происходящем в Приднестровье, продолжает РИА "Днестр". Нынешнее руководство РФ удовлетворено тем, что в неподконтрольном молдавским властям Приднестровье местные князьки старательно популяризируют в Молдавии идею вступления данной бывшей республики СССР в Таможенный союз и прочие евразийские проекты. Это самая главная роль, с которой руководство Тирасполя в лице тандема Шевчук&Штански определенным образом справляется. Продвигать идею - в массы. Всё остальное Москву не интересует. Тандем Ш&Ш за год сумел зарекомендовать себя "рычагом влияния" на Молдавию. Брэнд "рычага влияния" как свою заслугу в Москве продвигает МИД РФ. И ещё какие-то структуры и физические лица, которые имеют некие бонусы от данной схемы. Одурачить Кремль сложно, но, как мы видим, вполне возможно.

Не стоит ворошить нелицеприятные, а порой постыдные страницы взаимоотношений молдавской и российской дипломатии, пишет РИА "Днестр". Посмотрим на то, что имеем сегодня. МИД РФ, как Чапаев за столом, выкладывает картофелины. "Вот - Шевчук и Хоржан, вот здесь - Воронин и ещё какие-то полуперсоны, а вот там - запасные полки наших дружественных НПО, вот - информационный резерв в виде энного числа газет и т.д. Молдовенисты наши - вот! Активная молодёжь - а как же без неё? Имеется! Славянские общины? Казаки? Ценители православной веры? Все в наличии, все прикормлены, все наизготовку! Всё под контролем! Ура!"

Примерно так МИД демонстрирует руководству России свою стратегию по возврату Республики Молдова под крыло, продолжает РИА "Днестр". Поскольку МИДу руководство РФ верит, наверное, сильнее, нежели другим структурам, данная схема реализуется на практике. Правда, в несколько комичном, а кое-где и трагичном виде. И, возможно, в самом главном кабинете Кремля создаётся ощущение, что вот-вот, ещё стоит немножко поднадавить, нагнуть, прижать, послюнявить, и... Молдавия на блюдце с голубой каёмкой ляжет, как жирная гроздь винограда! И тогда - вечная слава и почёт. Ордена, мемуары, торжественный приём в Кишинёве. Поскольку реализуется такая красочная схема, многое другое касательно Приднестровья Кремль интересует мало, либо не интересует вовсе. Ведь такие широкие горизонты! А каков размах? Кому интересно, например, что вместо 750.000 теперь в Приднестровье реально проживает от силы 300.000?

Руководство Приднестровья играет свою несложную игру в этой нелицеприятной схеме "распространения влияния", попросту дурачит руководство России, пишет РИА "Днестр". Поскольку это самое руководство прекрасно знает, что никакой Молдавии в Таможенном союзе не будет никогда. Что не будет в нём Украины, которая руками своих спецслужб активно помогает руководству Приднестровья понемногу выгрызать в свою пользу всё российское, что осталось в регионе после выборов декабря 2011. Просто все дружно валяют дурака. И ржут где-нибудь в кулуарах. Русские - они ж простые, "Ваня - дурак" за доброе слово последнюю рубашку снимет... А наблюдатели... видят дипломатично улыбающихся, сияющих здоровым румянцем приднестровских персоналий, которые что-то лепечут про свою любовь к евразийству и Таможенному союзу. При этом России предлагается оплатить эти высокопарные словеса звонкой монетой. Миллиардами долларов. И направить ещё паспортов, для продажи местному населению.

Поскольку Россия платит мало, в основном, помогает своим пенсионерам, в Тирасполе приняли недавно свежее решение - повысить для местных российских предприятий цены на газ (Правительство ПМР 28 декабря приняло, вопреки позиции парламента, постановление о повышении с 1 января 2013 года на 65% тарифа на газ для предприятий негосударственной формы собственности. Таким образом, если в 2012 году тариф на газ для предприятий составлял $150-160, то в 2013 году он увеличится до $247. При этом закупочная контрактная цена, по которой закупается газ у российского поставщика, составляла в четвертом квартале 2012 года $394,4 - прим. ИА REGNUM), продолжает РИА "Днестр". Понятно, что деньги, собранные за газ с российских предприятий предназначены не для России, не для газовых компаний, а для содержания административного аппарата ПМР (собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не переводятся "Газпрому", а используются для поддержания бюджета республики; в результате был накоплен долг в размере около $3,8 млрд., который юридически числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM). России уже давно ничего за газ не переводится. Как не переводилось и в те времена, когда нынешний глава ПМР руководил Верховным советом, и даже порой публично возмущался на тему газовых денег. Правда, и умолкал как-то быстро. Все ж были в курсе, как делились эти самые газовые деньги...

2012 расставил всех субъектов по своим местам - пока МИД РФ дурачит Кремль, местечковая приднестровская братва зарабатывает себе и своим кумушкам на развлечения, пишет РИА "Днестр". Население в Приднестровье нищает и пытается решить одну проблему - куда бы деться. Город Бендеры вообще по своим сводкам всё больше походит на Гарлем. Людей режут на улицах, врываются в квартиры, граждане боятся выходить из дому, открывать двери. И это в городе, вокруг которого двадцать лет бодаются милиционеры ПМР и полицейские Молдавии - в Бендерах есть и одни, и другие. Им некогда преступников ловить, там много думают о конфликте, о том, что вот-вот снова грянет война, и нужно срочно к ней готовиться. Наверное, инопланетяне спустятся с небес, и переколбасят и тех, и других...

Жители Приднестровья могут благодарить за ту ситуацию, в которой они оказались, сами себя, продолжает РИА "Днестр". За свой неудачный выбор в декабре 2011. Возможно, выбери они другого кандидата, всё было бы иначе. Жители Приднестровья также могут отдельно поблагодарить МИД РФ и тех ответственных лиц в Москве, кто имеет отношение к политике в этом непростом регионе. Мидовцев, крышующих нынешние власти Тирасполя. И прочих влиятельных бонз, обещающих Молдавию на блюдце российскому руководству.

Бесполезно обращать критические замечания на каких-то местечковых бандитов, а в Тирасполе и других городах Приднестровья именно эта публика сегодня правит бал, пишет РИА "Днестр". Так что хочу заметить (автором статьи является владелец РИА "Днестр", российский и приднестровский публицист Роман Коноплев, с весны 2012 года не проживающий в ПМР - прим. ИА REGNUM) по поводу тех лиц, которые в России, имеющей по-прежнему "золотой голос" в судьбе этого региона. Список их значителен. В нём же и Рогозин, прибавившийся к погруженным в проблематику персонам. Ситуация постыдная. "Форпост России", о котором 20 лет говорил высокими словесами господин Смирнов, выглядит сегодня жалкой дырявой посудиной на фоне Молдавии и, тем более, Румынии. В нынешнем виде Приднестровье - со всей этой совковой архитектурой, убожеством, нищетой людей, и так называемой "элитой" - это возведённые в крайнюю, высшую степень недостатки и оплошности самой России. Не "витрина", а "днище". И это притом, что Молдавия сама когда-то в начале девяностых была в ужасающем состоянии. Как-то с помощью европейских рецептов, при отсутствии промышленных гигантов, что-то там наладилось. А в Приднестровье всё пришло в запустение.

Не знаю, кто из Кишинёва слал в Москву бодрые отчёты все эти годы, но Приднестровье не стало "витриной" для Запада, не является для бессарабцев чем-либо восхитительным, продолжает РИА "Днестр". Такое было раньше. В середине девяностых. Но те времена уже далеко в прошлом. Из Тирасполя люди едут лечиться и рожать - в Кишинёв. Какое уж тут "притяжение"? Какое "влияние"? Какой "канат, удерживающий Молдавию от вступления в Румынию"? Если завтра Республика Молдова пойдёт в Румынию, 70% жителей Приднестровья станут гражданами Румынии автоматически, согласно молдавским паспортам. А другие за неимением возможности уехать, будут искать "связи", чтобы решить вопрос аналогичного гражданства. Не знаю, может быть, правители Приднестровья не станут претендовать на паспорта Румынии. Быть может, у них уже есть паспорта Кипра, например...

Конечно, с приходом молодых людей в приднестровскую власть маразма стала меньше, пишет РИА "Днестр". Нынешнее поколение политиков Приднестровья уже ничего не говорит про "форпост". Они просто хотят быть с Россией "друзьями". За счёт России. Эти "друзья" за российский счёт слишком дорого обходятся русским, жителям Брянщины и Смоленщины. Из миллиардов долларов, российских, растраченных в Приднестровье, до пенсионеров и детей, обычных граждан России, дошли крохи. Что в сухом остатке сегодня? Циничные улыбки руководства ПМР, разговоры про "Таможенный союз", удобные для выманивания денег из России? Какой-то балаган, честное слово.

Молдавия уходит от российского влияния в силу разных причин, продолжает РИА "Днестр". Есть и такая, что с одной стороны от Молдавии - расположена Румыния. А с другой - Приднестровье. И жители Молдавии бывают и там, и там. Им ничего не надо объяснять. Они и без объяснений всё видят. Даже русские, живущие в Кишиневе. Им, русским из Бессарабии, кажется, что в Приднестровье творится "что-то странное". Я цитирую людей. Они говорят об этом с некоторой долей иронии. Потому что не всё поддаётся обычной логике.

Как делается влияние? Нужно давать ответы на простые вопросы, пишет РИА "Днестр". Нужно внимательно следить за представительством РФ за рубежом. Чтобы Россия подавляла, а не плодила коррупцию, чтобы была примером во всём, когда речь идёт о престиже страны. О лице страны. У уважающей себя страны торговцы паспортами не могут быть её лицом. Я не сторонник того, чтобы российский паспорт давался каждому встречному. Но мне трудно понять, почему до сих пор Россия не может автоматически дать паспорта людям, родившимся хотя бы до распада СССР в Республике Молдова и Приднестровье. Вне зависимости от их нынешнего гражданства. Почему эти люди должны покупать российские паспорта и своё право жить в России за страшные суммы - в три, пять тысяч долларов. У всевозможных "общин", которые имеют свой бизнес на документах с какими-то официальными и полуофициальными структурами России. Ведь достаточно депутатам Госдумы России принять соответствующий закон - и всё! И эта коррупционная ниша, эта постыдная тема торговли российскими паспортами закроется раз и навсегда! В Молдавии живут не дикари, а вполне русскоязычные, белые, христиане если уж на то пошло, и не бездельники - чем они плохи как граждане России? Если представительства РФ в Молдавии и Приднестровье лишить лакомой темы торговли паспортами, 99% всех этих "обществ дружбы" помрёт само собой. Но станет ли меньше дружбы между Россией и Молдавией? Россией и Приднестровьем? Дружбы станет больше. И уважения взаимного - больше.

Может ли Россия стать привлекательной для Молдавии? Разумеется, может, продолжает РИА "Днестр". Не случайно миллион граждан Молдавии уже живёт и работает в России. За 20 лет возни в Молдавии - есть ли сегодня хоть один рейтинговый молдавский политик, который открыто сам позиционирует себя "пророссийским"? Пусть работники МИД РФ честно скажут в Кремле - такого политика нет. Ни одного! И пусть в таком случае расскажут, где плоды их трудов? Где результат? И пусть ещё расскажут, как случилось, что Приднестровье вместо "витрины" превратилось во что-то совершенно противоположное. Внутри Приднестровья от России уже ничего не зависит. Нужно это честно признать, наконец. И сделать выводы.

Как проблема Приднестровья отражается на репутации России? Плохо отражается, пишет РИА "Днестр". А раз плохо - нужно делать то, что в подобных случаях делают израильтяне. Спасать людей. Помогать выехать оттуда, дать им возможность бесплатно и быстро получить в России документы и жильё. Это экстраординарный случай, да. Это граждане, принципиально получавшие российские паспорта, и попавшие в беду. Большая их часть - славяне. Среди них много пенсионеров, больных и детей. Возможно, МИД РФ считает, что все эти люди могут потерпеть ещё лет двадцать, ради великой цели, ради геополитики. Ради единой пророссийской Молдавии. Мне кажется, что люди уже натерпелись, хватит с них этого наказания. А Россия обойдётся без пророссийской Молдавии. Как и Молдавия - без промолдавской России. Ничего страшного ведь не случится. Меньше цинизма, меньше коррупции, меньше показухи... Поучились бы российские власти, например, у Израиля. Как защищать национальные интересы, и определять в чём они вообще заключаются. Есть ведь у кого поучиться, полно хороших примеров, не правда ли? - подводит итог издание.

Мы часто жалуемся на высокие цены и тарифы, низкие пенсии и зарплаты, на то, что наши скромные доходы несопоставимы с расходами, пишут "Профсоюзные вести" в статье под заголовком "Даёшь присоединение РМ к Приднестровью!" Мы киваем на положительный пример Украины, которая выделяет малоимущим гражданам субсидии, покрывающие расходы семьи на коммуналку, превышающие установленную законом допустимую норму - 25% от совокупного семейного дохода, и возмущаемся, что у нас такое не практикуется. Требуем повышения пенсий, как в других странах СНГ - на Украине она от 150 у.е. и выше, в России - от 200 у.е. При всём при том мы сами являемся положительным примером для других наших соседей - жителей Молдавии, которые сочли б за благо получать наши пенсии и оплачивать коммуналку по нашим тарифам.

Как-то на днях довелось услышать от знакомых, жителей Штефан-Водэ (город на юго-востоке Молдавии - прим. ИА REGNUM), следующее: "Молдавия ведь считает Приднестровье частью общей страны, не признает вашу независимость? Так почему бы вашему кандидату, тому же Шевчуку, не баллотироваться в президенты РМ? Имеете право выдвигать своего кандидата. А мы бы за него проголосовали, и не только мы - многие. А потом Молдавию присоединили бы к ПМР, и стали бы все приднестровцами..." ("Профсоюзные вести")

Причина такого неожиданного заявления оказалась тоже неожиданной, хотя и простой: гостям из Правобережья очень понравились наши тарифы на коммунальные услуги, и совсем не нравятся свои, молдавские, продолжают "Профсоюзные вести". Так, в ноябре за один только газ им пришлось отдать более 3000 леев (около 7500 рублей - прим. ИА REGNUM) - чтобы протопить дом на земле, нужно сжечь не одну сотню кубов газа в месяц, а стоит он в 10 раз дороже, чем у нас. Расставшись с такой неподъемной для себя суммой денег, в декабре семья перешла на режим жесткой экономии: топят по вечерам, придя с работы, и то всего по несколько часов. Как только батареи прогреваются и пускают в комнаты дух тепла, котел выключают. В целях экономии сидят и без горячей воды, включая колонку лишь по выходным - в банные дни.

К слову, экономят не только газ, но и воду, которая стоит в 4-6 раз дороже, пишут "Профсоюзные вести". Электричество у соседей тоже намного дороже. При этом пенсии у них заметно ниже наших, да и зарплаты в райцентрах невелики, не говоря уже о доходах селян. Более-менее прилично зарабатывают разве что в Кишиневе, и то оплата коммуналки многим кишиневцам тоже не по карману. Заплатив в общем итоге около 4 тысяч леев (10 тыс. рублей - прим. ИА REGNUM) за ноябрь, знакомые всерьез задумались о переезде в ПМР. Мечты об общем президенте и присоединении РМ к ПМР, понятное дело, утопичны, а вот продажа дома и переезд на левый берег вполне реальны. Осуществлением этих планов они сейчас и занялись - дали объявление о продаже своего дома в Штефан-Водэ и подыскивают жилье в ближайших к Тирасполю сёлах - чтобы поселиться недалеко от "цивилизации".

Они не одиноки в своих стремлениях, продолжают "Профсоюзные вести". В последнее время переезд жителей Молдавии в Приднестровье становится модной тенденцией. Точнее, не столько модной, сколько необходимой - при таких европейских тарифах на тамошние отнюдь не европейские зарплаты и пенсии прожить очень трудно, если не иметь подпитку в виде присылаемых ежемесячно средств от родственников-гастарбайтеров. "Переезд соседей к нам в Приднестровье можно охарактеризовать словом стабильность, - рассказывает Марина Швец, риэлтор одного из тираспольских агентств недвижимости. - Это, конечно, не бум, но к нам регулярно на протяжении последних лет пяти обращаются жители Молдавии в поисках подходящего жилья в Тирасполе или пригородах. В таких условиях цены на недвижимость в ПМР не упадут, по крайней мере, в ближайшее время, пока есть устойчивый спрос как на первичное, так и на вторичное жилье. Кроме того, что жители РМ продают свою недвижимость в Молдавии и покупают у нас, есть и другая тенденция - вложить свободные деньги, пока они не обесценились, в что-то стоящее, осязаемое, что всегда будет востребовано людьми - т.е. жильё".

Подкупает соседей из РМ и относительная дешевизна нашей недвижимости по сравнению с Кишиневом - "двушки" в европейской столице стоят от 50 тыс. евро и выше, пишут "Профсоюзные вести". Те, кто нуждаются в срочном решении "квартирного вопроса", соблазняются возможностью иметь две, а то и три квартиры вместо одной, пусть даже и в непризнанном государстве. Так, недавний житель Кишинева, а ныне тираспольчанин Георгий К., переехал в ПМР всей семьей. В Кишиневе вся семья - он с женой и двумя детьми-дошкольниками, его сестра с мужем и мать ютились в двухкомнатной квартире на микрорайоне "Ботаника". Теснота, а также высокие тарифы достали домочадцев. Они прошерстили приднестровские сайты с объявлениями, узнали цены на жилье в нашей республике и решились на переезд. Продав в Кишиневе квартиру за 60 тыс. евро, они купили в Тирасполе 2 двухкомнатные квартиры, сделали в них ремонт, обновили мебель, и еще остались даже кое-какие средства на жизнь. Георгий уже нашел работу в одной тираспольской строительной компании, правда, пока он ждет получения приднестровского гражданства, работает на "птичьих правах", но это лучше, чем сидеть в долгах в Кишиневе и жить от кредита до кредита, говорит молодой человек. Семья осталась довольна и даже планирует перетащить в Приднестровье еще одну "ветку" своей родни.

Наши цены на жилье и тарифы на коммунальные услуги привлекают не только рядовых рабочих, не трудоустроенных на "козырных" рабочих местах, но и интеллигенцию - педагогов, людей творческих профессий, продолжают "Профсоюзные вести". Подкупает в Приднестровье и близость к Одессе... Вот уж поистине - хорошо там, где нас нет. Пока мы мечтаем о жизни в других странах - России, Европе и ищем лазейки, которые помогли бы там "зацепиться" и остаться на ПМЖ, кто-то мечтает о жизни в маленьком Приднестровье. И их не пугают ни наша непризнанность, ни наша экономическая нестабильность. Кто знает - будь у нас возможность пожить в Молдавии и сравнить с жизнью в Приднестровье, может, и мы бы другими глазами посмотрели на нашу республику, и стали бы теплее и мягче относиться к ней, и меньше ругать, и реже возмущаться. Всё познается в сравнении, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Приднестровская Молдавская Республика опережает соседнюю Молдавию по Индексу социального развития, рассчитываемому согласно методике Организации объединённых наций. По данным Приднестровского республиканского банка (сделавшего и представившего в октябре 2012 года собственный анализ, т.к. ООН не рассчитывала этот индекс для ПМР ввиду ее непризнанности), из более чем 200 стран мира, Приднестровье находится на 106 месте, а Молдавия - на 111-м. Индекс социального развития учитывает не только соотношение ВВП к численности населения, но и развитие и доступность здравоохранения и образования, расходы на социальную сферу, уровень жизни, средние зарплаты и пенсии и другие факторы. Согласно данным расчетам, Приднестровье опережает Молдавию по большинству показателей, характеризующих социальное развитие, таких как средняя заработная плата, средняя пенсия и др. По данным пенсионного фонда и Минэкономики ПМР, озвученным в конце 2011 года, средняя пенсия в Приднестровье с учетом прибавки из средств российской гуманитарной помощи составляла на тот момент $127, в Молдавии - $76,8, средняя зарплата в ПМР - $280, в Молдавии - $270. Эта разница подтверждается и молдавскими СМИ. В частности, издание "Кишиневский обозреватель" в октябре 2012 года приводило следующие данные: "Еще в прошлом году прежняя тираспольская администрация забила тревогу: жители молдавских сел, граничащих с Приднестровьем, массово получают паспорта непризнанной республики. Причина проста и банальна - более высокие, чем в РМ пенсии и социальные выплаты. С 2006 г., то есть с момента введения т.н. экономической блокады, Россия фактически взяла на довольствие приднестровских пенсионеров. В итоге, кроме, собственно, "приднестровской" пенсии, они еще получают "российскую" прибавку в $15. Для этого в приднестровский бюджет из Российской Федерации ежегодно поступает порядка $28 млн. По данным статистики, средний размер пенсии в Приднестровье в 2011 году составлял $150, а выплаты бывшим военным - $250. Для сравнения: средний размер пенсии в Республике Молдова по состоянию на 1 января 2012 г. равнялся $74, что было на 7,8% больше, чем по состоянию на 1 января 2011 г. В Приднестровье до сих пор действует льготная система соцобеспечения, давным-давно отмененная в правобережной Молдавии. Да, она накладна для местного бюджета, но часть расходов компенсирует Россия. Газ, благодаря, опять-таки, российским дотациям, там на порядок дешевле, чем в Республике Молдова".

"Бюджетный кризис": "Действия правительства укладываются в логику провоцирования выражения ему недоверия и, как следствие, роспуска парламента"

Впервые за историю своего существования Приднестровская Молдавская Республика вступила в новый год без утвержденного главой государства бюджета, пишет "Приднестровье". Правительством ПМР разработан механизм финансирования бюджетных расходов в первом квартале 2013 года. Из-за отсутствия главного финансового документа на 2013 год правительство ПМР приняло постановление, определяющее плановые показатели расходования государственных средств на три месяца текущего года. Документ был разработан на основании указа президента ПМР Евгения Шевчука о временном порядке финансирования расходов республиканского бюджета до утверждения "Закона о республиканском бюджете на 2013 год".

В конце прошлого года страсти по бюджету вылились в непростую ситуацию, продолжает "Приднестровье". Напомним, Верховный совет ПМР принял в третьем, окончательном, чтении главный финансовый документ страны, однако правительством данный проект закона был отозван. В итоге глава государства поручил правительству разработать механизм обеспечения государственных расходов на первый квартал 2013 года. Согласно приднестровскому законодательству, ежеквартальные расходы не должны превышать четверти фактических ассигнований предыдущего года (не более одной двенадцатой - в расчете на месяц).

В новейшей приднестровской истории практически каждый год заканчивался сонмищем газетных публикаций в духе "Есть бюджет!", пишут "Профсоюзные вести". В прошлом году, впервые в истории республики, правительство и депутаты этой "привилегии" журналистов лишили, и страна вступила в год Змеи без бюджета. Напомним, такая нетривиальная ситуация стала результатом длительных бюджетных баталий между правительством и депутатским корпусом. Бюджетный процесс осени истекшего года как-то сразу не заладился. Парламентарии предъявляли правительству претензии, что проект главного финансового документа года представлен в агрегированном (обобщенном) виде и требовали его расшифровки. Правительство парировало, что оно действует в рамках законодательства и руководствуется положениями весеннего послания главы государства к органам государственной власти.

Трехмесячное вынашивание бюджета-2013 проходило сложно, продолжают "Профсоюзные вести". Периодическое вмешательство в этот процесс главы государства (прямое указание правительству в ходе рассмотрения проекта бюджета республики в первом чтении предоставить Верховному совету все необходимые материалы, проведение им совместных консультаций с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти, больше напоминавших согласительные процедуры) потихоньку сдвигали этот процесс в сторону финишной прямой. Однако противоречия оказались слишком глубокими, а поиск компромисса не приносил результатов. И когда казалось, что вот-вот под новый год это случится, правительство отозвало бюджетный законопроект. К слову, действующее законодательство предполагает отзыв автором законодательной инициативы любого законопроекта на любой стадии.

Но когда говорят, что подобный шаг стал полной неожиданностью для депутатов, в это как-то мало верится, пишут "Профсоюзные вести". Как умудренные житейским и политическим опытом государственные мужи, некоторые заседают в парламенте не одно десятилетие, не могли предвидеть и просчитать такого сценария развития событий? Это подвигло некоторых аналитиков утверждать, что действия правительства укладываются в логику провоцирования выражения ему недоверия и, как следствие, роспуска парламента. Тем более что общественное мнение к этому исподволь готовится. Самый яркий пример - съезд приднестровских коммунистов, где в присутствии главы государства прозвучало предложение распустить законодательный орган.

Реагируя на заявление главы правительства об отзыве, парламентарии ухватились за формальные основания - подобное решение должно было быть принято всем составом являющегося коллегиальным органом правительства на его заседании, которого, как выяснилось, не было, продолжают "Профсоюзные вести". Постановление об отзыве законопроекта о бюджете на 2013 г. правительством на созванном спустя два дня заседании было единогласно принято "задним числом". Такая нестандартная ситуация вынудила некоторых афористичных парламентариев в ходе пленарного заседания 25 декабря заявить, что правительство предлагает запихнуть обратно фактически родившегося ребенка, имея в виду республиканский бюджет на 2013 г. Поэтому депутаты решили не нарушать этот естественный физиологический процесс, и приняли проект закона "О республиканском бюджете на 2013 год" в третьем окончательном чтении. Лишь два человека выступили против этого, при 30 голосах "за". На следующий день он был направлен на подпись президенту. Свои действия депутаты мотивировали следующим алгоритмом: именно на Верховный совет возложена конституционная обязанность по принятию государственного бюджета. После этого в предписанные действующим законодательством сроки принятый парламентом закон должен быть подписан или отклонен полностью или частично президентом, и при первом и третьем варианте в установленном порядке опубликован в государственных СМИ для вступления в действие с нового финансового года, который совпадает с календарным.

Однако развивающиеся события еще больше запутали ситуацию, пишут "Профсоюзные вести". Президент Евгений Шевчук, в частности, в ходе итоговой пресс-конференции 27 декабря заявил журналистам, что депутаты не вправе были рассматривать проект бюджета-2013 после его отзыва. Фактически они рассматривали то, чего нет, посчитал глава государства. Позицию Верховного совета в этот же день, но двумя часами ранее, объясняли представителям СМИ спикер парламента Михаил Бурла и руководители трех парламентских комитетов. Хорошо, что эти пресс-конференции освещали разные журналисты, в противном случае у них мог бы развиться клинический случай "раздвоения личности". Для характеристики обнародованных главой государства, который в сложившихся обстоятельствах невольно выступил в роли адвоката правительства, и Верховным советом позиций, скорей всего, подойдет расхожая фраза "У каждого своя правда". А все это от нашей извечной болезни так "написать законы", чтобы трактовать их можно было по-разному. Вот где раздолье юристам, когда у двух три мнения.

Дальше - больше, продолжают "Профсоюзные вести". 26 декабря спикер парламента Михаил Бурла подписывает постановление Верховного совета (оно сразу же вступает в действие) "О Законе ПМР "О республиканском бюджете на 2013 год", а президент Евгений Шевчук - указ "О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году до утверждения закона ПМР "О республиканском бюджете на 2013 год". У обывателей складывается впечатление, что эти действия то ли синхронизируются, то ли стороны пытаются сыграть на опережение. Даже опубликованы эти документы в одном номере официальной газеты "Приднестровье" от 28 декабря. От реализации столь лихо закрученного политического сценария у озабоченного предновогодними хлопотами где, почем и чего купить населения начинает кружиться голова, а на ум приходит сакраментальное о панах, холопах и чубах, а также чувствование одним местом, что ничего хорошего от этого истребования конфликтного потенциала не будет.

Элементы чрезвычайщины просматриваются как в экстренном созыве 27 декабря заседания президиума Верховного совета, на котором принимается обращение к президенту с просьбой подписать закон о республиканском бюджете на 2013 г., так и в содержании вышеупомянутого указа главы государства, в своей основе содержащего элементы прямого президентского правления в сфере общественных финансов, пишут "Профсоюзные вести". Стремительное принятие сторонами различных документов было приостановлено новогодними праздниками. Хотя нельзя не сказать, что под самый занавес года президент преподнес парламенту еще один "сюрприз" в виде отклонения полностью или частично трех принятых Верховным советом законов - "Об организации предоставления государственных услуг", "О внесении изменений и дополнений в закон "Об образовании" (полностью) и "О внесении изменений в закон "О республиканском бюджете на 2012 год" (частично).

Что может ожидать нас в ближайшие три месяца? - задаются вопросом "Профсоюзные вести". 9 января правительство обнародовало постановление "О механизме финансирования бюджетных расходов в первом квартале 2013 года", в котором выработан механизм непрерывного выполнения государством социальных обязательств перед гражданами до времени "Ч", когда бюджет республики на текущий год, прежний либо видоизмененный, это уж как получится, вступит в законную силу. Не исключено, что из-за сложившегося в бюджетном процессе неординарного положения в ходе реализации финансирования могут возникнуть определенные правовые коллизии. Так, предполагается, что финансирование расходных статей бюджета в первом квартале наступившего года будет осуществляться на уровне прошлого, исходя из принципа не более 1/12 в расчете на месяц. Однако, как замечают экономисты, бюджеты-2012 и 2013 не идентичны, не эквивалентны. Скажем, в прошлом году действовало четыре социальных фонда, в нынешнем - Единый фонд социального страхования объединил их; в 2012 министерства труда и социальной политики не было, в 2013-м - будет. Каким в этих и других подобных случаях будет процесс финансирования остается неясным.

По большому же счету, даже если президент и усадит правительство и парламент "за стол переговоров", вряд ли их позиции по проекту бюджета-2013 настолько сблизятся, чтобы принять фактически новый документ, срок действия которого будет ограничен девятью оставшимися месяцами, пишут "Профсоюзные вести". Слишком глубоки противоречия, или если более толерантно, то "точки зрения", слишком разнятся взгляды на принципиальные положения основного финансового документа года. Так или иначе, всем нам возможно, а может и наверняка, еще предстоит вспомнить присказку о шумящих над елями ветрах и падающих вниз на наши головы шишках. Но все-таки хочется надеяться, что интересы республики возобладают и конструктивизм в работе двух ветвей власти случится, подводит итог издание.

Завершение 2012 года без принятия республиканского бюджета ярко продемонстрировало еще раз не просто наличие политического кризиса в Приднестровье, но и его переход на новый виток развития, пишет "Приднестровье-XXI". Основу кризиса составляют системные противоречия между президентом, проводящим курс на концентрации личной власти, и парламентом, который пытается отстоять свои полномочия в рамках действующего законодательства. Отметим, что следствием этого противоречия являются часто возникающие конфликтные ситуации между Верховным советом и правительством, выступающим проводником интересов президента в высшем законодательном органе.

Вместе с тем стабильная и эффективная работа правительства зависит не только от поддержки со стороны президента, но и согласованной политики с парламентом, продолжает "Приднестровье-XXI". Однако взяв курс на концентрацию личной власти, с целью обеспечения повторного избрания, Шевчук, по сути, отбросил возможность эффективного взаимодействия с парламентом. Оставив для себя два варианта направления работы, в рамках которых и идет комбинированная работа. Во-первых, по формированию группы своих депутатов-сторонников (порядка 10 - 12 чел.). Здесь возможна реализация сценария, когда сторонники президента сложат свои мандаты для того, чтобы признать работу ВС ПМР невозможной, тем самым будет поставлен вопрос о новых выборах в Верховный совет. Во-вторых, - это роспуск Верховного совета. Несмотря на то, что этот путь является неконституционным, он не сбрасывается со счетов. Для его реализации необходима дискредитация этого органа власти, а точнее его представителей. Так, например, на съезде Компартии Приднестровья, участие в которой принял Евгений Шевчук, уже было заявлено о роспуске парламента. Не трудно предположить, что такие заявления, как и отсутствие делегации из Молдавии на этом мероприятии - вещи однозначно согласованные с президентом Приднестровья. Так что мы еще увидим "разоблачительные" сюжеты по этому поводу.

При таком раскладе конфликтный потенциал только набирал обороты и достиг высшей точки при рассмотрении республиканского бюджета на 2013 год, пишет "Приднестровье-XXI". Заявление премьера Петра Степанова, что парламент мешает работать, выход из зала заседания министров экономики и финансов Майи Парнас, Елены Гиржул демонстрируют политику провоцирования депутатов ВС ПМР на вопрос о доверии правительству. Характерно, что уже на начальной стадии рассмотрения проекта бюджета был заложен потенциальный конфликт. Так в нарушение закона "О бюджетной классификации", правительство представило на рассмотрение агрегированный проект без ряда ключевых показателей, либо они представлены не в полной форме. Но даже принятие такого проекта в первом чтении, не смогло умиротворить президента. Примером тому служит, заявление от 12 декабря Елены Донник - полномочного представителя президента в ВС ПМР - о том, что "по поручению главы государства хочу заверить граждан Приднестровья, что возможное непринятие проекта закона о республиканском бюджете на 2013 год не повлияет на финансирование расходов, необходимых для выполнения в следующем году социальных обязательств государства".

Однако, отсутствие фактических результатов за 2012 год и реальное ухудшение уровня благосостояния граждан, фактически поставило Шевчука перед выбором, продолжает "Приднестровье-XXI". Либо консолидировать политическую власть и пойти на достижение компромисса с парламентом - в этом случае президент мог подписать бюджет, но ветировать его отдельные статьи, такая практика не является новой. Либо найти виновного в своих провалах и продолжить дальнейшее давление на парламент. Если у кого-то и были надежды (какие чудеса только не случаются на новый год) с возможностью реализации первого варианта, то последующие заявления свидетельствуют о боевом бескомпромиссном настрое последнего.

Таким образом, согласованный с президентом отзыв проекта республиканского бюджета Петром Степановым на сессии 25 декабря, является логичным шагом по усилению конфронтации с парламентом и продиктован политической необходимостью формирования "образа врага" в лице последнего, пишет "Приднестровье-XXI". Обращает на себя внимание то, что причины отзыва проекта бюджета, озвученные Степановым на сессии ВС ПМР и более подробно раскрытые Шевчуком на своей пресс-конференции, являются, по сути, требованиями к парламенту. Можно с высокой долей вероятности предположить, что эти позиции останутся ключевыми при формировании нового бюджета. Таким образом, ситуация будет развиваться по эскалации конфликта, если, конечно, парламент не откажется от своей позиции.

В то же время, такая политика президента вполне объяснима, так как продиктована необходимостью концентрации власти для обеспечения повторного избрания, продолжает "Приднестровье-XXI". В отличие от позиции парламентского большинства. Так, противопоставление юридических доводов парламента политической целесообразности и необходимости со стороны президента выглядит, мягко говоря, слабовато. Очевидно, что при таких подходах к достижению цели парламент будет безнадежно отставать. В этой связи, парламенту необходимо серьезно пересмотреть свои подходы к работе, в которых важно выделить три аспекта. Первый - законодательный. Прошедший год ясно продемонстрировал, что при наличии различных идей (Стратегия-2025, План-2500, загадочная программа 555), требует ухода от плановости в рассмотрении законопроектов. Необходимо выделение приоритетных проблем, предложений по их реализации. Второй аспект - информационный. Ни для кого не секрет, что информационную кампанию в этом году ВС проиграл. Сохранение такого положения дел еще больше усугубит положение парламента в невозможности доносить свою позицию до граждан. Третий аспект - международный. Неспособность парламента бороться за свое место под международным солнцем, снижает его эффективность и существенно повлияет на систему сдержек и противовесом в республике в целом, подводит итог издание.

С самого начала бюджетной эпопеи правительство заняло контрпродуктивную позицию, пишет ИА "Лента ПМР". Вместо полноценного бюджета в парламент был предоставлен урезанный, с минимальным объемом информации, документ. При этом были нарушены нормы закона о республиканском бюджете, а также требования регламента по содержанию бюджета. Парламентарии вообще могли не принимать его к рассмотрению, как некачественный. Однако, во избежание конфронтации, Верховный совет все же принял к рассмотрению бюджет, но уже в процессе его обсуждения правительство не выполнило взятые на себя обязательства и обещания, в частности, по предоставлению полной информации по статьям документа.

Также в процессе дискуссии в первом и во втором чтении выяснилось, что сформированный правительством бюджет наносит непоправимый ущерб промышленному и аграрному комплексам республики, продолжает ИА "Лента ПМР". В случае принятия энергетической концепции Петра Степанова весь промышленный комплекс испытал бы сильное потрясение вплоть до остановки предприятий. Это повлекло бы за собой тяжелейшие последствия для всего народно-хозяйственного комплекса ПМР. К тому же проявилась явная антисоциальная направленность бюджета: например, правительство ратовало за массовое сокращение бюджетников (планировалось уволить 25% работников бюджетной сферы). Много вопросов вызвала идея о постановлениях правительства определять уровень зарплат, что в итоге привело бы к тому, что министры и их приближенные имели бы астрономические зарплаты за счет увольнения примерно 7-10 тысяч бюджетников.

Естественно, что парламент, исходя из интересов большинства населения ПМР, вносил свои изменения в бюджет, пишет ИА "Лента ПМР". Это, кстати, мировая практика, которая в демократическом мире никем не оспаривается. Но действия парламентариев вызвали открытое раздражение правительства. В итоге, Петр Степанов сделал громкое заявление с критикой депутатов и парламента, отозвав при этом с рассмотрения госбюджет на 2013 г.

Возникает вопрос, подумал ли премьер-министр о том, как будет жить государство и народ без бюджета? - продолжает ИА "Лента ПМР". Ведь в итоге будут страдать те же бюджетники, пенсионеры, ветераны, инвалиды, другие социально незащищенные слои общества. В такой ситуации мудрым было бы решение созвать согласительную комиссию и еще раз серьезно поговорить о судьбе бюджета. Но вместо этого было принято решение отозвать важнейший государственный документ с рассмотрения.

Если в ближайшее время не будет найдено компромиссное решение, то мы рискуем войти в состояние серьезного кризиса, пишет ИА "Лента ПМР". Этим положением, несомненно, воспользуются недруги ПМР. И еще, что мы будем говорить в Москве, где Приднестровье просит финансовой поддержки? Как мы будем выглядеть в глазах наших союзников - как несерьезные партнеры! Поэтому все стороны бюджетной истории должны перейти к диалогу и взвешенному компромиссу. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы страна и народ имели свой бюджет, подводит итог издание.