Закрытие казанской мечети "Аль-Ихлас", превратившейся в оплот сторонников террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" (ХТИ, "Партия освобождения ислама"), имеет под собой четкую идеологическую подоплеку.

Уже судимому за членство в ХТИ имаму "Аль-Ихлас" Рустаму Сафину в 2009 году удалось сохранить свой пост благодаря небезызвестному в Татарстане салафитскому проповеднику, имаму мечети "Кул Шариф" Рамилю Юнусову, игравшему тогда важную роль в ДУМ Татарстана. Получив эту поддержку, Сафин быстро превратил "Аль-Ихлас" в штаб-квартиру казанских сторонников построения халифата.

Сафин и его единомышленники начали работу по вовлечению в свою деятельность мигрантов из Центральной Азии, организовав их идеологическую обработку. Прошедшие подготовку гастарбайтеры использовались в качестве массовки на акциях исламистов: митинги, пикеты, автопробеги и коллективные поедания плова в Казани всегда проходили при массовом участии выходцев из Узбекистана и Таджикистана.

После терактов 19 июля и спецоперации 24 октября 2012 года в Казани хизбутчики заявили на одном из своих митингов о необходимости свержения светской власти и установления "исламской республики" в Татарстане. Одновременно они заявили о своей солидарности с теми, кто воюет против законного правительства в Сирии, а также с другими исламистами на Ближнем Востоке.

Обращает внимание тот факт, что действия казанских исламистов из "Аль-Ихлас" долгое время не вызывали адекватной реакции правоохранительных органов, однако местным властям все же пришлось обратить на них внимание, - вероятно, вследствие настоятельных рекомендаций федералов. Не исключено, что "последней каплей", переполнившей чашу терпения, стал автопробег, устроенный исламистами в Казани 22 декабря 2012 года - по случаю освобождения из колонии "одного из единомышленников". Это происходило в то самое время, когда президент Татарстана Рустам Минниханов на традиционной предновогодней встрече с журналистами уверял, что проблемы исламского фундаментализма в республике нет и "все под контролем".

Формально закрытие мечети "Аль-Ихлас" вызвано тем, что Рустем Сафин и его сподвижники не желали продлевать договор аренды с администрацией Казани, на балансе которой находится мечеть (бывшая котельная). Однако до этого Сафин неоднократно заявлял о нежелании приводить устав прихода в соответствие с уставом ДУМ Татарстана, в котором сказано, что мусульмане республики "придерживаются традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба". После категорического отказа Сафина освободить мечеть, здание и окружающую территорию которой он довел до антисанитарного состояния (сыграли свою роль регулярные обеды для гастарбайтеров, проводившиеся на улице) администрация Казани приняла решение о принудительном выселении прихода. Само здание будет теперь передано на баланс ДУМ Татарстана, которое проведет в нем ремонт и очистит территорию от мусора.

Тем не менее, успокаиваться от этих действий республиканских и городских властей, которые явно не спешили принимать решение по "Аль-Ихлас" и, скорее всего, просто уступили давлению федеральных органов, не стоит. У исламистов, которых сейчас выгнали на улицу, нет альтернативы - они продолжат борьбу за халифат привычными им методами - терактами, уличными акциями. Только будут делать это, как и предупреждал в своем последнем видеообращении "амир моджахедов Татарстана", мелкими группами.

А проповедники "чистого ислама" из "Аль-Ихлас" направятся в другие мечети, где уже работают имамы, также мечтающие о халифате, но в отличие от Рустема Сафина и Рамиля Юнусова делающие это не так демонстративно. В этом плане остаются проблемными казанские мечети "Салихжан", "Нурулла", "Ометлеляр", частные исламские центры ("Семья", "Рашида"), а также ситуация в Нижнекамске и ряде мечетей Набережных Челнов.

Работа по ликвидации очагов радикального исламизма в республике должна вестись "на опережение", чтобы не доводить ситуацию до проведения спецопераций, в ходе которых гибнут люди.

Айрат Галимзянов, политолог