Во время прокурорской проверки выявлено, что объем поставок медикаментов в лечебные учреждения Ульяновской области в 2012 году снизился из-за недофинансирования расходов по льготному обеспечению лекарствами на сумму более 100 млн рублей.

В целях повышения уровня информатизации системы здравоохранения регионом на безвозмездной основе был введен в действие комплекс программ типовой информсистемы льготного лекарственного обеспечения населения в субъектах РФ. Однако прокуратура выяснила, что отдельные лечебно-профилактические учреждения Мелекесского района, а также г. Димитровграда до настоящего времени не имеют возможности получать сведения об остатках лекарственных препаратов в закрепленных аптечных организациях, соответственно, ООО "Здрава" и ОАО "Димитровград-Фарма".

Несвоевременное введение в программу сведений об обслуженных рецептах исключает возможность контроля обеспечения лекарствами по рецептам. Более того, установлено, что Минздравом области до настоящего времени не организован сбор и анализ информации о причинах образования значительной разницы между выписанными и обслуженными рецептами.

"Фактический отказ от контроля должностными лицами способствовал искажению статистической отчетности реализации соответствующей программы, - сообщил корреспонденту ИА REGNUM старший помощник прокурора области Василий Зима. - Установленные в пунктах выписки и отпуска лекарственных препаратов программные комплексы являются функциональными компонентами единой системы. При этом доступ к ним имеют работники как общества с ограниченной ответственностью "СофтЛайн", так и аптечных организаций частной формы собственности".

Прокуратура установила, что эти коммерческие структуры имели полное право обработки персональных данных льготников. Но это право не обеспечивало безопасность при обработке сведений личного характера.

"По-прежнему недостаточным является финансирование региональным Министерством здравоохранения соответствующих расходных обязательств, - продолжает Василий Зима. - Дефицит составляет более 100 млн рублей, однако в областном бюджете средства на покрытие соответствующих расходов так и не были предусмотрены. В связи с этим объемы поставленных в лечебно-профилактические учреждения медикаментов были существенно занижены".

В результате недостаток лекарственных препаратов для льготников способствовал нарушению лечащими врачами ведомственных требований. При этом медработники по указанию Минздрава продолжили сокращение заявок на необходимые лекарства. Потребность городских поликлиник №1 им. С.М. Кирова и №6 в 2012 году составляла почти 60 млн рублей. Однако руководство медицинских учреждений ее значительно уменьшило, а после согласования с Минздравом эта потребность составила чуть более 15 млн рублей. Подобные действия приводили к исключению из персонифицированной заявки отдельных льготников либо к замене необходимых им лекарств на более дешевые аналоги.

В частности, из заявки МСЧ №172 ФМБА России неправомерно был исключен ряд детей-инвалидов, вследствие чего их родители были вынуждены приобретать лекарства за свой счет. Лишь по искам прокурора Димитровграда данные средства были возмещены в полном объеме. Аналогичные факты пресечены прокуратурами Железнодорожного района Ульяновска и Майнского района области.

Также Минздравом области не был организован должный контроль за соблюдением медицинскими и аптечными учреждениями законодательства о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан, не было проведено ни одной тематической проверки. При этом только в Старосахчинской участковой больнице (Мелекесский район) из 53 пациентов, страдающих диабетом, средствами диагностики обеспечивались лишь 6 человек.

Аналогичным образом были лишены возможности получить бесплатные средства диагностики (тест-полоски) более 100 пациентов городской поликлиники №6. Кроме того, прокуратурой выявлено, что в Ульяновской области дети-инвалиды, страдающие галактоземией и целиакией, не обеспечиваются специализированными продуктами лечебного питания.

Ненадлежащим образом был организован также контроль и за соблюдением лицензионных требований и условий. Между тем, прокуратурами Ленинского района Ульяновска, Сенгилеевского, Базарносызганского районов такие факты были вскрыты. Это создает условия для различных злоупотреблений со стороны должностных лиц Минздрава, лечебно-профилактических и аптечных учреждений, способствуют массовому нарушению прав граждан на медицинскую помощь.

В связи с этим прокуратура Ульяновской области внесла заместителю председателя регионального правительства представление с требованием незамедлительно принять меры по устранению выявленных нарушений и привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц.