Финансовый кризис в Европе позади, уверенность возвращается к банкам, - утверждают с оптимизмом ведущие европейские СМИ в начале января нового 2013 года. Подобная уверенность, что худшее уже позади, порождает желание у кризисных стран еврозоны ослабить требования чрезвычайной экономии. 10 января 2013 года премьер-министр Ирландии Энда Кенни заявил, что его страна надеется уже в ближайшее время выйти из программы финансовой помощи. Напомним, что в 2010 году Ирландия первой в еврозоне получила пакет финансовой помощи в размере €85 млрд. В связи с этим "очень жесткие решения были приняты", - заявил Кенни и сослался на "исключительное терпение ирландского народа". Сейчас Дублин стремится использовать свое председательство в ЕС для ускорения создания механизмов единого банковского контроля еврозоны, для прямого финансирования своих кризисных банков из фонда спасения евро, минуя правительственную зависимость и национальные обязательства.

Попытку ослабить бюджетные тиски предпринимает в последние дни и Португалия. Но делает она это весьма своеобразным способом. Сразу же после Нового года 2 января президент этой страны Анибал Каваку Силва направил принятый еще в ноябре 2012 года парламентом Португалии бюджет страны 2013 года в Конституционный суд для подтверждения законности бюджетных мер экономии. У Силвы было три возможности действия по бюджету: наложить президентское "вето" на бюджет; утвердить бюджет своей подписью; направить бюджет на рассмотрение Конституционного суда. Последнее имеет прецедент в новейшей истории страны. Конституционный суд Португалии в 1992 и 2003 годах решал вопрос по бюджетному закону Португалии. Силва принял "соломоново решение". 28 декабря 2012 года он подписал закон о бюджете, а сразу же после праздника направил его в Конституционный суд. В телевизионном обращении к нации вечером 1 января 2013 года президент выразил сомнения в необходимости "бюджетных жертв" и призвал положить конец "кризисной спирали", которую переживает Португалия. Мотивом для рассмотрения в Конституционном суде, по мнению президента Португалии, стало: "Исполнение этого бюджета приведет к значительному сокращению доходов граждан. Величина их налогов резко возрастет, а социальные льготы сократятся. Это коснется всех, но одних в большей степени, чем других, что вызывает большие сомнения в справедливости распределения этого нелегкого бремени между гражданами". Президент запросил Конституционный суд, соответствует ли государственный бюджет 2013 года основному закону страны. Конкретно Конституционный суд по посылу президента должен решить, соответствуют ли Конституции сокращение зарплат работников бюджетной сферы и пенсий у пенсионеров, и соответствует ли основному закону страны введение дополнительного налога на пенсии размером выше €1350. "У нас есть аргументы, и мы должны их использовать, чтобы потребовать поддержки от наших европейских партнеров таким образом, чтобы получить более гармоничный баланс между программой консолидации и экономического роста", - заявил при этом будто по шаблону, полученному от президента Франции Франсуа Олланда, президент Португалии Каваку Силва.

Необычное решение президента направить бюджет в Конституционный суд формально связано с требованиями Национальной ассоциации судей Португалии, которая подвергла сомнению справедливость бюджета. Но за действием президента просматривается желание отдельных ведущих политиков из правящей Социал-демократической партии снять с себя часть ответственности за непопулярные в народе меры. Из всех возможных вариантов сам президент Силва выбрал наиболее безответственное решение, как политик.

Правящая Социал-демократическая партия приветствовала решение бывшего своего председателя - президента Силвы. Правительство социал-демократа Педру Пассуш Коэлью тем временем хранит молчание. Премьер никак не прокомментировал решение президента. Действие однопартийца президента может стать препятствием для премьера Пассуша Коэльо реформировать относительно дорогое государство всеобщего благосостояния и повысить конкурентоспособность одной из беднейших стран еврозоны. Главная оппозиционная сила в Португалии - левоцентристская Социалистическая партия объявила, что действия президента Силва являются свидетельством того, что правительство Пассуша Коэльо с его политикой бюджетных сокращений "глубоко изолировано".

Использование Конституционного суда для блокирования политики экономии началось в Португалии еще летом 2012 года. Этот высший судебный орган в июле признал решение правительства лишить работников общественного сектора 13 и 14 зарплат на период 2012-2014 годов неконституционным. После этого правительство при подготовке бюджета 2013 года для достижения запланированного дефицита вынуждено было ввести новые налоги. В качестве компромисса была предложена отмена лишь 14-ой зарплаты работников общественного сектора. Меры бюджетной экономии определены соглашением с международными кредиторами Португалии - МВФ, ЕЦБ и Европейской комиссией, на основании которого Португалии был предоставлен в мае 2011 года пакет финансовой помощи в размере €78 млрд. На основании своих обязательств правительство Португалии вынуждено сокращать дефицит с 5% в 2012 году до 4,5% в 2013 году. В 2014 году предполагается достижение уровня 2,5% от ВВП - т. е. базового уровня по Евросоюзу в соответствии с требованиями европакта марта 2012 года.

Парламент Португалии 27 ноября 2012 года одобрил составленный правоцентристским правительством бюджет 2013 года. Он содержит дополнительно €4,3 млрд. поступлений от новых налогов и €1 млрд. сокращений расходов по сравнению с бюджетом 2012 года, т. е. акцент в финансовой политике правоцентристского правительства Пассуша Коэльо из-за поведения Конституционного суда был сделан на введение новых налогов. Бюджет 2013 года основан на крупнейшем разовом повышении налогов в современной истории Португалии. В условиях снижения доходной части бюджета из-за стагнации экономики, правительство увеличило налоговую тяжесть на треть. "Страна нуждается в бюджете, чтобы выйти из кризиса. Вместо этого она получает бюджет, который углубляет кризис", - заявил лидер оппозиции социалист Хосе Антонио Сегуро в парламенте до голосования по бюджету. "Это повышение налогов представляет собой финансовую ядерную бомбу для Португалии". Поведение левоцентристской коалиции при принятии бюджета знаменовало крах национального политического консенсуса в Португалии относительно конкретных мер политики экономии. Надо отметить, что, когда Португалия добивалась пакета финансовой помощи, подобный консенсус между лево- и правоцентристами был достигнут.

И без этого бюджет 2013 года несовершенен. В частности, он основывается на расчете, что ВВП Португалии в 2013 году сократится на 1 процент, что представляется излишне оптимистичным после спада в 2011 году на 1,7%, а в 2012 году - на 3,1%. Организация экономического сотрудничества и развития (OESD) прогнозирует снижение ВВП Португалии в текущем 2013 году на 1,8%. Таким образом, вероятная ошибка, заложенная в бюджет 2013 года, может потребовать дополнительных мер по его консолидации во второй половине года. Однако правительство Пассуша Коэльо верит, что резкое повышение налогов в 2013 году гарантирует достаточный доход для удовлетворения бюджетных нужд.

Португалия имеет третий по величине в еврозоне национальный долг. В 2013 году по планам правительства Пассуша Коэльо он достигнет 124% от ВВП прежде, чем начнет снижаться. Полного самофинансирования своего долга Португалия сможет достичь по расчетам правительства уже в сентябре 2013 года. Но сейчас в январе 2013 года в условиях кризиса, спровоцированного рассматриваемым решением президента Силвы, стоимость рисков по 10-ти летним государственным облигациям Португалии превысила кризисный шести процентный предел - 6,7%.

Безработица в Португалии достигла в 2012 году отметки 15,8%, при уровне среди молодежи - 40%. Ожидают, что в 2013 году уровень безработицы повысится до 16,4-17%.

Сейчас всем в Португалии остается только ждать. Не существует никаких конкретных сроков, когда Конституционный суд должен рассмотреть поставленный президентом вопрос по бюджету. Из этой ситуации неопределенности и рождается политический кризис в Португалии. Местные политические аналитики полагают, что Конституционный суд оставит бюджет в том виде, в каком он есть, отменив лишь некоторые из представленных президентом мер. Страна будет "выполнять свои международные обязательства", хотя отрицательное решение суда может заставить правительство переписать бюджет 2013 года. По-видимому, правительству облегчат возможность сделать это.

Европейская комиссия пока "принимает к сведению" сложившуюся ситуацию в Португалии и никак не комментирует ее. Исполнительный директор МВФ Кристин Лагард в интервью германскому еженедельнику Die Welt заметила, что Португалия относится к группе государств, которые "могут позволить себе идти чуть медленнее в деле исправления своих государственных финансов". По-видимому, подобная риторика главы МВФ предполагает, что для Португалии могут быть сделаны некоторые послабления. Но уже 5 января 2013 года Кристин Лагард в интервью португальскому еженедельнику Expresso четко заявила, что Португалия не нуждается в реструктуризации своего долга, а это означает - крупных послаблений Португалии со стороны "тройки" - Международного валютного фонда, Европейского центрального банка и Европейской комиссии не будет. "Португальские власти полны решимости сделать все необходимое, чтобы завершить программу для того, чтобы получить доступ к рынкам", - многозначительно сказала Лагард, заметив, что МВФ собирается утвердить следующий транш лишь после очередного обзора состояния дел Португалии, который будет проведен международными кредиторами осенью 2013 года.

После подобного рода заявлений сейчас, спустя неделю после обращения президента Каваку Силва в Конституционный суд по поводу возможности пересмотра государственного бюджета на 2013 год, стало ясно, что президент рискует ввергнуть Португалию в политический кризис. Если Конституционный суд признает недействительными три статьи бюджета, заранее определенных президентом, правительству придется искать другой способ для сбора суммы в €1,3 млрд. Без этих доходов правительство рискует не выполнить свою программу, которая является необходимым условием, определенным меморандумом правительства Португалии и "тройки" международных кредиторов. Невыполнение программы поставит под вопрос перечисление Португалии очередного транша помощи осенью 2013 года. Португальские политики неисполнение требований "тройки" международных кредиторов Португалии пытаются прикрыть решением наиболее авторитетного национального судебного органа. Однако позитивное решение Конституционного суда по запросу президента Силвы, возможно, переведет в открытое состояние политический кризис в Португалии. Ясно, что внеочередные парламентские выборы - не решение. Прошедшая в 2011 году смена левоцентристов на правоцентристов не добавила ответственности португальским политикам. Как становится ясным сейчас после эпизода с президентом Силвой и обращением его в Конституционный суд, в кризисе находится сама двухпартийная политическая модель, возникшая в Португалии после "революции гвоздик" 1974 года. Однако остается неясным, что может сменить этот "ограниченный политический класс, который не имеет видения национальных интересов". Очевидно только одно, что в конкретном случае с Португалией "ответственная национальная альтернатива" может прийти только справа.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM