Почти 8 тысяч обращений поступило к архангельскому омбудсмену в 2012 году

Архангельск, 11 января 2013, 11:32 — REGNUM  В 2012 году в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области поступило почти 8000 обращений (2011 год - 6703), что на 16,2 % больше, чем в предыдущем году. Таким образом, темпы ежегодного роста количества обращений к уполномоченному сохранились примерно на том же уровне, что и раньше. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова.

По словам архангельского омбудсмена, доля устных обращений в общем объеме превысила долю письменных более чем в 2,5 раза. Традиционно основными формами устного обращения граждан к уполномоченному в истекшем году оставались "прямые" телефонные линии, также уполномоченным и сотрудниками аппарата еженедельно осуществлялся личный прием граждан, в рамках которых граждане получали профессиональную юридическую консультацию по волнующим их вопросам.

"Однако следует отметить, что количество письменных обращений по сравнению с предыдущим годом выросло почти в 2 раза. Это подтверждает тот факт, что граждане все чаще используют именно эту "письменную" форму защиты своих прав как наиболее гарантированную, с точки зрения результативности",- отметила Любовь Анисимова.

Кроме этого, в 2012 году по-прежнему отмечен рост коллективных обращений граждан, что свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода времени остаются неразрешенными проблемы, имеющие массовый характер, затрагивающие интересы большого круга лиц.

"Часть обращений поступала в адрес уполномоченного непосредственно от глав муниципальных образований, собраний депутатов муниципальных образований в интересах граждан, проживающих на соответствующих территориях. Что касается анализа обращений в территориальном разрезе, то стабильно высоким оставался процент обращений, поступающих из городов Архангельской области, где лидирующую позицию занимал областной центр. В истекшем году несколько изменилась гендерная структура обратившихся к уполномоченному. Незначительно, но доля мужчин превысила долю обратившихся женщин и составила 49 %, на долю женщин пришлось 47 %. Однако эти изменения не столь значительны, поэтому и в этом году можно говорить о сохранении ситуации с практически равным гендерным соотношением и одинаковой социальной активностью, как мужчин, так и женщин. При этом сократилось число анонимных обращений, что подтверждает степень доверия со стороны граждан к институту уполномоченного по правам человека в Архангельской области", - сказала Любовь Анисимова.

Традиционно самую большую долю от общего числа обращений, поступивших к уполномоченному в 2012 году, по-прежнему составляли обращения, связанные с проблемами реализации жилищных прав граждан. Тема качественного и своевременного предоставления коммунальных услуг гражданам, размера их стоимости, проблемы предоставления жилья и состояние жилищного фонда, работа управляющих компаний оставались наиболее острыми. Большой прирост числа обращений, поступивших в адрес уполномоченного в 2012 году, касался вопросов, связанных с соблюдением прав и свобод лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: исправительных колониях, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, спецприемниках и т.д., каждое третье обращение в адрес уполномоченного поступило именно из этих учреждений. "В большой степени это обусловлено результатами проводимой реформы уголовно-исполнительной системы страны, направленной на ее либерализацию, большую "открытость" для контроля со стороны общества. Однако реформирование сети учреждений, где содержатся более 700 тысяч человек, не может быть быстрым и эффективным одновременно, тем более что проблемы копились десятилетиями. Безусловно, всплеск подобных обращений связан и с активизацией работы уполномоченного по правам человека в Архангельской области в части контроля за реализацией прав граждан, уже изначально ограниченных в своих правах нормами действующего законодательства", - отметила правозащитница.

Также следует отметить рост обращений по проблемам предоставления услуг здравоохранения и медицинской помощи (увеличение по сравнению с 2011 годом на 7,4%); обеспечения безопасности граждан при осуществлении пассажирских перевозок (на 28,8%); по вопросам содействия в защите прав граждан отдельных территорий при решении вопросов местного значения (на 4,6%), наибольшую долю из которых составили вопросы транспортной доступности. Также сохраняли свою актуальность вопросы категории "прочие", среди которых значительную долю традиционно составляли обращения, в которых обжаловались действия и решения суда; обращения, связанные с проблемами соблюдения и защиты потребительских прав граждан, прав женщин, права на образование; проблемы доступности получения социальной поддержки людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе лицами без определенного места жительства; соблюдения прав граждан на свободу собраний и др. В сфере постоянного внимания со стороны уполномоченного находились обращения, связанные с вопросами соблюдения прав наиболее незащищенных категорий граждан, таких как люди с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, малоимущие, дети и несовершеннолетние.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.